Василий Иванович Лебедев-Кумач

Из цикла «Бриллианты русской культуры»

Бывший СССР  Русская цивилизация 
0
510
Время на чтение 8 минут
Фото: из открытых источников

125 лет назад, 8 августа 1898 года, в семье московского сапожника родился великий поэт сталинской эпохи – основоположник советской массовой песни Василий Иванович Лебедев (псевдоним «Кумач» он взял в годы Гражданской войны, работая в красноармейской печати).

Лучший период его творчества пришёлся на 1930-е годы – героические и драматические одновременно. К сожалению, часть людей (либо с либеральным мировоззрением, либо с мышлением, хорошо «отформатированным» либеральной пропагандой) связывают их только с политическими репрессиями. Да, сталинские репрессии были (коснулись они каждого из двухсот человек, из коих далеко не все были невиновными), но были и Сталинские пятилетки, когда страна совершила огромный рывок в промышленности, науке, образовании, культуре. Был героический труд миллионов советских людей, были стахановцы, было покорение Арктики папанинцами, были рекордные полёты В.Чкалова и М.Громова.

Вот эту, героическую, светлую сторону эпохи и воспевал Лебедев-Кумач. Нет, это были не «казённые» марши, оды и кантаты, а бодрые и энергичные, как сама молодость, порой торжественные, порой весёлые, порой душевно-лирические, а порой и шуточные песни.

Кто не помнит его песен из популярных когда-то фильмов (некоторые из них иногда воспроизводят по телевидению) «Весёлые ребята» (1934), «Дети капитана Гранта» (1936), «Вратарь» (1936), «Цирк» (1936), «Если завтра война» (1937), «Остров сокровищ» (1937), «Богатая невеста» (1937), «Волга-Волга» (1938), «Морской пост» (1938) и др.?!

«Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…»); «Как много девушек хороших, (как много ласковых имён…)»; «Я вся горю, не пойму от чего (Сердце, ну как же мне быть? …)»; «Песня о весёлом ветре» («А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер»); «Песенка о капитане» («Жил отважный капитан, он объездил много стран…»); «Марш женских бригад» («А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!..»); «Колыбельная» («Спи, мой мальчик, сладко, сладко. Спи, мой птенчик, спи малыш)»; «Лунный вальс» («В ритме вальса всё плывёт, весь огромный небосвод…); «Если завтра война, если завтра в поход»; «Марш трактористов» («Ой вы кони, вы кони стальные, боевые друзья-трактора…»); «Песня о Волге» («Красавица народная, как море полноводная, как Родина свободная, широка, глубока, сильна»); «Дорогой широкой, рекой голубой хорошо нам плыть вдвоём с тобой»; «Песенка водовоза» («Удивительный вопрос: почему я водовоз? Потому что без воды – и ни туды, и ни сюды…)»; «Спортивный марш» («…Эй, вратарь готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот. Ты представь, что за тобою полоса пограничная идёт»); «По морям, по океанам красный вымпел над волной. Не гулять гостям незваным у берегов земли родной»; «Чайка (смело пролетела над седой волной…)».

И самая знаменитая – «Песня о Родине» («Широка страна моя родная. Много в ней лесов, озёр и рек…)», написанная совместно с И.О. Дунаевским, которая до 1944 года наряду с «Интернационалом» воспринималась как Гимн Советского Союза. Первые четыре такта мелодии «Песни» стали позывными радиостанции им. Коминтерна, самой мощной не только в СССР, но и в Европе.

Множество песен было создано Лебедевым-Кумачом не только к кинофильмам. Среди них особой популярностью пользовалась «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…»), созданная вместе с бр. Покрасс. Её до конца существования Советского Союза, то есть более 50 лет, искренне, от души пели участники первомайских демонстраций во всей стране.

Популярность его песен была рекордной, пожалуй, за все годы существования СССР. Как точно подметил известный историк, литературовед и публицист В.В.Кожинов, если у итальянцев на первом месте стоит мелодия песни, а слова не имеют значения (текст может быть самым убогим), то у русских главное – слова. Лебедев-Кумач, обладавший, по свидетельству его наиболее частого соавтора И.О.Дунаевского, уникальным музыкальным чутьём, создавал стихи, которые сами ложились на музыку. Он умел писать разговорным языком, умел выстраивать короткие и ёмкие фразы, которые сразу запоминались и становились афоризмами, умел несколькими словами создавать яркие образные сравнения («Закаляйся, как сталь», «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт», «Как невесту Родину мы любим, бережём, как ласковую мать», «Кипучая, могучая, никем непобедимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая», «Нам чужой земли не надо, но своей не отдадим», «Кто ищет, тот всегда найдёт», «…ласточка-песня летит над водой» и т.д. и т.д.). Ну, а «Священная война», с её пронзительными, призывными к народу, берущими за сердце словами – это вообще шедевр песенной поэзии.

Его стихи, публиковавшиеся в газетах и журналах, были «нарасхват». На некоторые было написано по нескольку мелодий (разными композиторами). Он стал общепризнанным поэтом №1, как и его главный соавтор Дунаевский – композитором №1. Оба они стали первыми кавалерами ордена Трудового Красного Знамени и первыми лауреатами Сталинской премии. Соавторами В.Лебедева-Кумача были лучшие композиторы того времени: И.Дунаевский, Н.Богословский, А.Новиков, Д. и Дм. Покрасс, А.Александров, Ю.Милютин, М.Блантер и др.

Сегодня трудно представить, что в те годы, работая над фильмами, композиторы не просто сочиняли музыку на готовые стихи или поэты «втискивали» стихи в готовую музыку. Часто это были действительно творческие сплавы двух людей. Достаточно одного примера: над «Песней о Родине» к кинофильму «Цирк» авторы работали, не зная покоя, полгода. Всем известные сегодня слова и музыка перерабатывались 35 (!) раз, каждый новый вариант отвергался целиком, работа начиналась заново и лишь 36-й вариант удовлетворил обоих авторов. Вспоминая об этой работе в присутствии Дунаевского, Лебедев-Кумач шутливо заметил: «Все жилы вымотали мы друг другу, особенно ты мне».

Большой талант и оглушительная популярность никогда не обходятся без завистников. Не миновала эта участь и Лебедева-Кумача. Его, как и Дунаевского, периодически обвиняли в плагиате. По этому поводу в 1940 г. председатель Союза советских писателей А.Фадеев с подачи одного непримечательного литератора даже собрал правление ССП, однако поддержки не получил. Обвинения в плагиате преследовали поэта и спустя почти 50 лет после смерти. Нашлись «гробокопатели», которые «документально установили», что слова «Священной войны» якобы написаны в годы 1-й мировой войны другим автором. К счастью, у внучки поэта в архиве сохранились все черновые варианты текста, и в 1999 г. суд безоговорочно признал авторство Лебедева-Кумача. Решение суда больше никто не пытался оспорить, хотя «Википедия» и сейчас продолжает жевать эту жвачку.

Очень тяжело Лебедев-Кумач воспринимал наши поражения в первые месяцы войны и в октябре 1941 года у него произошёл нервный срыв. Внучка поэта рассказывала: «Василию Ивановичу позвонил Фадеев (в ту пору руководитель Союза писателей) и сказал, что назначил его начальником последнего эшелона, который должен был увезти из Москвы оставшихся писателей и членов их семей. Дедушка категорически отказался, заявив, что никуда не поедет и отправит только семью. Мама присутствовала при том разговоре и хорошо запомнила его слова: «Я мужчина и могу держать оружие!»

Последовал звонок из ЦК партии, сообщили приказ: депутат Верховного Совета Лебедев-Кумач обязан незамедлительно покинуть Москву. Но Василий Иванович не мог смириться с происходящим и до последней минуты не верил, что его родной город будет отдан врагу.

Бабушка паковала вещи. Дед ходил среди тюков и чемоданов совершенно измученный, потерянный и только повторял: «Выходит, я все врал. Я же написал: “Наша поступь тверда, и врагу никогда не гулять по республикам нашим!”, а он не просто гуляет, не сегодня-завтра войдет в Москву. Как же я мог так врать?».

16 октября, в день массового бегства из Москвы, на Казанском вокзале среди огромного скопления народа, около поезда, в который уже невозможно было втиснуться, с ним произошел тот нервный срыв, который был предопределен всеми предшествующими событиями. Лебедев-Кумач швырнул в портрет Сталина свой орден со словами: «Что же ты Москву сдаешь, сволочь усатая?!» Тут же на вокзале его арестовали.

Несколько месяцев он провёл в психиатрической больнице НКВД в Казани, там у него случился и первый инфаркт. Весной 1942 года Василия Ивановича выпустили из больницы, он вернулся в Москву и надел военную форму бригадного комиссара. В Главном политуправлении ВМФ он случайно встретился с композитором В. Соловьёвым-Седым. Результатом встречи стала песня «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк». Ещё несколько военно-морских песен он написал в содружестве с Ю. Милютиным и К. Листовым.

В 1943 году вместе с Листовым он много месяцев провёл на Северном флоте. «Василий Иванович переживал тогда большой творческий подъем. Он писал новые стихи и песни каждый день. И в тот же день успевал выступить один-два раза на корабле, – вспоминал поэт Николай Флеров. – Замечательное содружество – Лебедев-Кумач, Листов и его аккордеон – приносило в те дни североморцам незабываемые часы отдыха после боя…». А командование береговой артиллерийской части в знак благодарности поэту пообещало в честь него пустить на дно первый обнаруженный фашистский корабль. Обещание артиллеристы выполнили, и потопленный транспорт водоизмещением 10 тыс. тонн занесли на боевой счёт Лебедева-Кумача.

После войны здоровье поэта стало быстро ухудшаться (в 1946 году случился второй инфаркт), а потом, когда из-за семейных обстоятельств он в одиночестве стал жить на даче, началась душевная подавленность. В 1946 году он с В.П. Соловьёвым-Седым ещё сумел написать песни к фильму «Первая перчатка»: «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Во всём нужна сноровка», «На лодке» («Милый друг, наконец-то мы вместе»), а через год вместе с И.О. Дунаевским – «Заздравную» («Заздравную чару до края нальём») к фильму «Весна».

«Вместе с Василием Ивановичем мы работали над фильмом “Первая перчатка”. У меня не получался марш боксеров. Все, что я предлагал поэту, не удовлетворяло его. Наконец, я не выдержал и с раздражением сказал: “Что же вы хотите? Так что ли? и сыграл простенький, неказистый марш. Лебедев-Кумач хлопнул меня по плечу, закричав, что это как раз то, что ему нужно, что это прекрасно и здорово написано. Все это было так потому, что было просто. Через некоторое время я узнал, что Василий Иванович тяжело болен. Больше я его не видел...» – вспоминал Соловьев-Седой.

Последней его песней, написанной с Ю.С. Милютиным осенью 1948 года к 30-летию Комсомола, была «Комсомольцы-москвичи». 20 февраля 1949 года после третьего инфаркта Василий Иванович скончался. Было ему всего 50 лет.

В 1960-е годы В.И. Лебедева-Кумача в числе других выдающихся деятелей искусства сталинской эпохи завистливые поэты и холуйствующие журналисты называли «лакировщиком». Да, он писал о светлых сторонах жизни общества (тёмными сторонами с удовольствием занимались литераторы вроде М. Зощенко), и в оправданиях он нисколько не нуждается. Главное – его «лакировочные» песни любила и пела вся страна. Кто-то ведь точно выразился: «Хор фальшиво не поёт».

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
Царь Павел – первый и единственный
Из цикла «Русские гении»
19.04.2025
Отец вирусологии
Из цикла «Русские гении»
17.04.2025
«Его можно сравнить только с иконописцами Древней Руси»
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
04.04.2025
Алтайский самородок
Из цикла «Русские гении»
21.03.2025
Творец монументализма в советской архитектуре
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
14.03.2025
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Бывший СССР
День памяти преподобного Пафнутия Боровского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора А.Г.Григорьева, астронома Ф.А.Бредихина, героя Цусимского сражения Н.М.Бухвостова и членов экипажа броненосца «Император Александр III», геолога И.Ф.Григорьева, писателя Ф.А.Абрамова, конструктора оружия Н.Ф.Макарова, известного русского историка, искусствоведа В.В.Антонова
14.05.2025
Небесный маршал Победы!
Об участии Государя-Победителя в Великой Отечественной войне
13.05.2025
США «подарили» в 1945 году Китай СССР
Трамп боится признаться в, том, что Китай стал врагом №1 для США из-за политических просчётов его предшественников
13.05.2025
Прощай, наша замечательная и добрая Нина…
Светлой памяти актрисы Нины Гребешковой
13.05.2025
День памяти Святителя Игнатия (Брянчанинова)
Сегодня мы также вспоминаем Ф.И.Лысенко, С.Т.Аксакова, Д.В.Болдырева, Б.А.Васильчикова, И.М.Калиничева, А.А.Микулина, Г.И.Петрова, С.Г.Горшкова и А.К.Недбайло
13.05.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Это не "вульгаризация классики", а святотатство!»
Реклама ВТБ как извращение русской классики
14.05.2025
Даёшь русское чисторечие!
Борьба за независимость нашей страны должна отразиться на языке
14.05.2025
В какой же стране мы живём?
Почему у нас много говорят о многонациональности и мало о русском народе?
12.05.2025
Как нам восстановить мир с Богом
О миссии Русского Богоизбранного народа
12.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
В Обнинске дети мигрантов растоптали Георгиевский стяг
Новый комментарий от Русский Иван
14.05.2025 21:49
Как нам восстановить мир с Богом
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.05.2025 20:44
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от С. Югов
14.05.2025 20:35
Что дадут России переговоры?
Новый комментарий от наталья чистякова
14.05.2025 18:49
«Это не "вульгаризация классики", а святотатство!»
Новый комментарий от Игорь Ал
14.05.2025 18:30
Как узнать, истинно ли учение Христово?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.05.2025 18:21