В пятницу, 30 июня, после литургии в соборе святого Петра в Риме, где вместе с католической иерархией молились делегаты Константинопольской Церкви, папа Франциск провел отдельную встречу с архиереями Фанара, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на «Ватикан ньюс».
Понтифик выразил радость по поводу итогов работы совместной комиссии католиков и православных в Александрии, по итогам которой был принят документ «Синодальность и первенство во втором тысячелетии и сегодня».
Понтифик заявил, что сегодня «мы призваны вместе искать способ осуществления первенства, которое в контексте синодальности служит церковному общению на вселенском уровне».
Он пояснил, что прерогативы, которыми пользуется епископ Рима «в отношении своей собственной епархии и католической общины», не обязательно должны распространяться на православные общины. Он подчеркнул, что, когда Церкви станут «полностью едины в вере и любви, форма, в которой Римский епископ будет осуществлять свое евхаристическое служение в Церкви на вселенском уровне, должна быть результатом неразрывной связи между первенством и синодальностью».
Также Франциск заявил, что «полное единство будет даром Святого Духа, и его следует искать в Духе»; и должно возникать из «братской любви» между сестрами и братьями, которые «способны поместить свое разнообразие в более широкий контекст».
Понтифик завершил свое выступление заверением в молитвах и попросил фанариотов, в свою очередь, молиться за себя и свое служение, чтобы «благодаря заступничеству святых Петра и Павла и святого Андрея, брата Петра, эта встреча могла стать еще одним шагом на нашем пути к зримому единству в вере и любви».
Заявление Папы Римского прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
В Риме произошло знаковое событие: за литургией в соборе святого Петра совместно молились Римский папа и иерархи Константинопольского патриархата, в том числе печально известный епископ Иов (Геча), прославившийся своей вознёй вокруг создания так называемой ПЦУ – беззаконной церковной организации на Украине, которая занимается преследованием законной канонической Русской Православной Церкви на территории Украины.
Как известно, согласно 45 и 46 Апостольским правилам, клирики, молившиеся с еретиками, подлежат извержению из сана. Впрочем, епископ Иов (Геча) своими деяниями давно себя поставил за пределами Церкви. Ну, это так, к слову. Там, похоже, это никого уже не смущает.
Папа Римский на встрече с епископом Иовом (Гечей) и иными фанарскими, так сказать, иерархами, выразил живейшую радость по поводу решения Смешанной православно-католической комиссии в Александрии относительно Соборного или Синодального единства.
Он выразился весьма многозначительно: православным не обязательно входить в структуру Римской церкви, де, прерогативы, которыми пользуется епископ Рима «в отношении своей собственной епархии и католической общины», не обязательно должны распространяться на православные общины. Понтифик подчеркнул, что, когда Церкви станут «полностью едины в вере и любви, форма, в которой Римский епископ будет осуществлять свое евхаристическое служение в Церкви на вселенском уровне, должна быть результатом неразрывной связи между первенством и синодальностью».
Но это мы уже слышали. Слова понтифика напоминают мне известный стих Алексея Константиновича Толстого «Сон Попова», где либеральный министр возглашает:
«Нет, господа! России предстоит,
Соединив прошедшее с грядущим,
Создать, коль смею выразиться, вид,
Который называется присущим
Всем временам; и, став на свой гранит,
Имущим, так сказать, и неимущим
Открыть родник взаимного труда.
Надеюсь, вам понятно, господа?»
Ничего не понятно. Так и здесь не понятно ровным счётом ничего. Это что-то Горбачёвское: больше демократии и больше социализма!
Всем ясно и понятно, подлинное первенство Римского епископа, который облечён в безгрешность «Ex cathedra» и который всегда выше собора – несовместимо, согласно подлинной Римо-католической экклесиологии, с подлинной соборностью.
Об этом нечего и говорить. Заявление Папы Римского – всего лишь заманивание, красивое насвистывание птицелова, который приманивает птичек в свои сети.
Если произойдёт так называемой соединение, а вернее, поглощение бывших православных патриархатов Римской церковью, то они займут такое же подчинённое и униженное положение, как и нынешние униатские патриархи. Хотя они и приравнены к кардиналам после Второго Ватиканского собора, но, тем не менее, явно занимают положение намного ниже Римского Папы.
В любом случае догмат о первенстве Римского епископа и его организационное руководство Римской церковью, а с точки зрения католиков и вселенской церковью, это то, от чего католики никогда и ни за что и ни при каких условиях не откажутся.
Один мой знакомый архиерей рассказывал, что однажды угощал кардинала. После первой рюмки владыка сказал: «Согласитесь, монсеньёр, чистилища не существует». Тот ответил: «Конечно, согласен!». После третьей рюмки владыка был неутомим: «Согласитесь, монсеньёр, что Филиокве – ересь». Кардинал утвердительно ответил: «Согласен!». А после седьмой рюмки владыка сказал, что догмат о папской непогрешимости – ересь. На что кардинал ответил: «А вот с этим я никогда не соглашусь!».
Рим никогда не пойдёт на равноправный диалог с Православием, а тем более на диалог в поисках Истины. Проверено временем. Поэтому любые униальные переговоры с Римом, если они ведутся не для отвода глаз и затягивания времени, – погибель для Православия.
Любые переговоры с Папой Римским и любые встречи с ним – бесперспективны. Они только позорят и навлекают беды на тех, кто с ним встречается. Не надо далеко ходить за примерами. В 1845 году Император Николай I встречался в Ватикане с Римским Папой и подписал с ним конкордат. Всего через 8 лет разразилась Крымская война, в разжигании которой Римский престол принял самое горячее участие. А известно, чем кончилась Крымская война – сломом старой России, либеральными капиталистическими реформами Императора Александра II, которые, в конечном счёте, и привели страну к катастрофе.
В 1989 году президент СССР Михаил Горбачёв встречался с Папой Иоанном Павлом II, а всего лишь через два года Советский Союз рухнул. В его гибели, как и в крушении Варшавского блока, Иоанн Павел II принял самое сердечное и самое деятельное участие.
В 2016 году Святейший Патриарх Кирилл встречался с Папой Франциском, после чего последовала организация ПЦУ на Украине, главным бенефициаром которой явился даже не патриарх Варфоломей, а именно Римский Понтифик. Ватикан рад любому расколу на Украине, поскольку это усиливает позиции католиков и униатов. В 2022 году началась Специальная военная операция. Нужно ли говорить, на чьей стороне выступает Понтифик?! Все его разговоры о миротворчестве – сплошное лицемерие. Он является одним из главных выгодоприобретателей нынешней войны на Украине.
Хочется надеяться, что наше Священноначалие не наступит на те же самые грабли. Последствия вторичной встречи нашего Патриарха с Понтификом могут оказаться катастрофическими – и для Церкви, и для Государства.