Новость о мятеже застала нас по дороге в Кистыш – имение графа Александра Васильевича Суворова под Суздалем, куда мы с паломниками выехали рано утром 24 июня на автобусе. Вести были неутешительные. Можно было представить, какая началась паника в Москве, что и подтвердилось позже. Кто-то впал в ступор, зависнув перед телевизором, кто-то бросился сбрасывать рубли и покупать билеты по влетевшим до небес ценам куда-нибудь подальше, а кто-то ушёл в запой. Нам было легче, мы были в пути и, как оказалось, в совершенно верном направлении. Обсудив складывающуюся ситуацию, которая не сулила ничего хорошего и наводила на печальные мысли и грустные исторические параллели, дружно решили почитать Псалтирь и помолиться святым угодникам – покровителям и защитникам Земли Русской: князю Александру Невскому, преподобному Сергию, святителю Николаю и конечно самому Александру Васильевичу, церковное прославление которого явно затянулось…
Накануне Литургии в Кистышском храме Василия Великого, пошли на всенощную в древний Василевский монастырь, что совсем рядом с нашей гостиницей в Суздале. Он небольшой, тихий. Знатоки утверждают, что в бытность своего губернаторства во Владимире, его вместе с сыном Сашей посещал сам Василий Иванович Суворов. Служба шла своим чередом, а мы, исповедавшись – почистив души от одолевающих их страстей и грехов, не могли отделаться от тревожных мыслей, навеваемых страстями, бушующих где-то на юге России. Там, по доходившей информации, мятежниками был блокирован штаб Южного военного округа, после чего их главарь Евгений Пригожин, сделав несколько ультимативных заявлений, объявив свою выходку «маршем справедливости», отдал приказ двигаться на Москву по знакомой трассе «Дон», на которой в Воронежской области живёт хорошая родня одного из нас.
Что же нам оставалось делать? Находясь в таких местах – молиться о благополучном разрешении сложной ситуации, недопущении кровопролития, вразумлении раба Божия Евгения и иже с ним. Вспомнился сам Александр Васильевич, которого власти в лице самого Императора Павла не раз искушали, руша карьеру и выражая свою немилость и недовольство. И величайшему, популярнейшему в Армии полководцу приходилось смиряться, принимая волю царскую, как волю Божию. Первый раз он после неожиданной отставки, поселился в своем имении в Кончанском, откуда послал на имя императора прошение о разрешении ему поступить монахом в Нилову пустынь. Тогда же написал свой мало кому известный канон «Ко Господу и Богу нашему Иисусу Христу».
Известно, что дальше произошло – события потребовали присутствия Суворова в войсках, и уже император Павел находит в себе силы смириться и шлёт приглашение своему генералу прибыть в столицу для принятия командования над экспедиционным корпусом, действующим против войск Наполеона: «Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виновного Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии. Мое дело на сие согласиться. А ваше спасти их [от французского нашествия]. Поспешите приездом сюда и не отнимайте у славы вашей времени, а у меня удовольствия вас видеть. Павел».
Второй раз опала Императора застала его на пути в столицу после обессмертившего его имя Итальянского и Швейцарского походов, и раньше времени сведшего его в могилу. Известно, что оба раза он был искушаем заговорщиками – противниками Павла, которые хотели бы видеть Полководца в своих рядах, но тот решительно отверг все намёки выступить против венценосца, что было противно его твёрдым убеждениям, ведь он дал клятву своему государю на Евангелии. Какое тут прекрасное сочетание христианина и офицера, равно верного заповедям Бога и воинской присяге!
Вспомнился и небесный покровитель Суворова – благоверный князь Александр Невский, так же оказавшийся перед выбором – сохранить ради себя княжескую честь или отказаться от неё, проявив смирение ради своего же народа? Он предпочёл второе – смирив свойственную всем нам гордыню и воистину княжеские амбиции, поехал на поклон к богомерзким язычникам-оккупантам, дабы избежать фактического уничтожения своего народа, за который и отвечал перед Богом! И в дальнейшем он уже верно хранил данную ханам клятву, заслужив у них не только почёт и уважение, но что важнее – существенно облегчив положение своих подданных. Увы, большинству князь Александр больше известен своими славными победами над немцами и шведами, дерзнувшими покуситься на Русскую землю с запада, что лишь дополняет его образ, как святого!
Эти параллели с амбициозным не по чину Евгением Пригожиным, требовавшим от Верховного главнокомандующего фактически выдачи ему голов неугодных ему генералов – и руководителем России, вполне на наш взгляд приемлемы. И за счастье для всех был бы поиск компромисса, для чего и требовалось проявить смирение. Прежде всего Пригожину – человеку по его признанию малорелигиозному, но тем не менее не раз оказывавшему услуги Церкви. И он по-своему сделал этот важный шаг.
Свою роль в развитии дальнейших событий сыграла и твёрдая позиция Церкви в лице, прежде всего, Святейшего Патриарха Кирилла, выступившего со своим обращение в народу, где он чётко определил позицию Церкви: «… Сегодня, когда на фронтах, самоотверженно исполняя свой долг, сражаются и гибнут наши братья, когда враги направляют все усилия, чтобы уничтожить Россию, любая попытка посеять рознь внутри страны есть величайшее преступление, которое не имеет никаких оправданий. Вознося молитвы о мирном разрешении сложившейся ситуации, как Предстоятель Русской Православной Церкви призываю одуматься тех, кто, взяв в руки оружие, готов направить его против своих собратьев. Перед лицом общей угрозы надлежит сохранять единомыслие, преодолевать обиды и личные амбиции. Как бы сложно это подчас ни было. Поддерживаю усилия Главы Государства Российского, направленные на то, чтобы не допустить смуты в нашей стране. Молюсь сам и призываю всех архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян возносить сугубые молитвы о том, чтобы Господь сохранил мир и единство, поставленные под угрозу призывами к смуте. Да хранит Господь Россию, народ и воинство её».
Единым фронтом выступили и архиереи, возглавившие молебственные предстояния в соборных храмах. Так митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий призвал народ в городской кафедральный собор Рождества Богородицы на молебен перед списком чудотворной иконы Божией Матери «Донская», и, по словам очевидцев, люди услышали своего архипастыря, заполнив храм до отказа. Молились в это же время и в Казани перед «Казанской», и в Тихвине перед «Тихвинской». В Москве, Петербурге, Самаре, Краснодаре и Волгограде. Совершенно точно молились в Калужском Боровском монастыре, где провела эти дни наша знакомая, и в Покровском храме, что в Ясенево, где также были наши знакомые. И примерно через два часа после начала такого всероссийского стихийного молебна, мятежники начали покидать Ростов, а Пригожин сделал своё заявление, что, не доходя 200 км до Москвы, из-за большой вероятности пролития крови, он разворачивает колонну!
Для верующего человека это вполне объяснимое и закономерное событие, если поставить его в один ряд с известными событиями 1395 года, когда на Москву двигался грозный Тамерлан, и ни сил, ни времени остановить его не было. Тогда по решению великого князя Василия Дмитриевича (сына легендарного святого Дмитрия Донского) и митрополита Всея Руси святителя Киприана, в Москву из Владимира велено было нести Владимирскую икону Божией Матери. Был объявлен пост, и народ, стоя на коленях, встречал святыню с плачем о своих грехах. Высоколобые, но неверующие учёные до сих пор не могут рационально объяснить, почему неустрашимый и непобедимый Тамерлан вдруг развернул свои полчища под Ельцом и увел их из русских пределов. Да, Пригожин не Тимур, но и мы не молились всей страной, стоя на коленях! Многие, к сожалению, так и не поняли всей опасности, насколько близки мы были к ней, отделавшись кто легким испугом, а кто и даже сожалел, что всё так быстро закончилось!
Владимир Путин не зря упомянул в своем выступлении 24 июня события 1917 года, верно определив параллель и назвав организаторов мятежа изменниками и предателями: «Именно такой удар был нанесен по России в 1917 году, когда страна вела Первую мировую войну. Но победу у неё украли. Интриги, склоки, политиканство за спиной армии и народа обернулись величайшим потрясением, разрушением армии и распадом государства, утратой громадных территорий. В итоге — трагедией Гражданской войны». Но ещё одной причиной той трагедии стала неоднозначная позиция, занятая иерархами тогдашней церкви, поколебавшимися в своём выборе и решении по поводу принятия февральского переворота, за которым закономерно последовал и октябрьский. Именно отсутствие внутрицерковного единства, колебания многих архиереев и поспешное признание переворота легитимным в т.ч. Синодом, сыграли свою роковую роль. Народ тогда вместо организованной молитвы в храмах у святынь предпочел митинговать и шляться по улицам с плакатами революционного содержания. Слава Богу, что на сей раз этого не было!
Нельзя, конечно, обойти вниманием роль Александра Лукашенко, принявшего самое активное участие в локализации мятежа, отплатив тем самым добром за добро Владимиру Путину, оказавшему помощь соседу в дни политического кризиса в Белоруссии. Мы может быть никогда не узнаем всех деталей и подробностей переговоров между ним и Евгением Пригожиным, но невозможно отрицать что переговоры проходили в канун памяти Белорусских святых, чтимых Церковью, а сам глава Белоруссии крещен в честь Александра Невского и является, безусловно, православным христианином.
Можно сказать, он взял проблему на себя, не дав разгореться мятежу, предложив выход из кровавого тупика, чем помог Владимиру Путину, отстоявшему своё право оставаться полноценным главой России, который чётко определил, что совершено предательство и измена – мятеж, который необходимо пресечь всеми возможными силами, пригрозив неминуемым наказанием преступникам: «Тот, кто организовал и готовил военный мятеж, кто поднял оружие на боевых товарищей, – предали Россию… ответят за это».
Безусловно, совершено много серьёзных ошибок руководством страны. Но есть основания считать, что они в самое ближайшее время будут исправлены. Работа над ними уже начата. Есть над чем задуматься и каждому и нас, включив не только мозги, но и сердце, чтобы ответить на вопрос: «Что это было?». Уж слишком велик соблазн списать всё на какое-то договорное шоу, из которого договаривающиеся стороны якобы извлекли некие дивиденды. Важно не потерять из виду, как на эти события реагировал Запад, поспешивший тут же «полюбить» мятежного Пригожина, простить ему все прежние грехи и пожелавший ему дойти-таки до Москвы. Где, что очень не исключено, его ждала законспирированная и не очень «группа поддержки». Надеемся, этими «ждунами» сейчас занимаются компетентные органы.
Хороший урок должны извлечь для себя и другие наполеончики, пугачёвы и прочие стеньки разины, чающие в очередной раз спасти Расею, невзирая ни на что! Таковые есть у нас в изобилии. Но по большому счёту бунтовщиками против Бога и установленных Им порядков и правил являемся мы сами, постоянно и грубо нарушая и попирая их! Значит и измениться надо прежде всего нам – очнуться, одуматься, поменять своё отношение не только к СВО или ЧВК «Вагнер», но и к своей жизни. Нам предстоит покаяться – изменить сознание, поняв степень своих грехов, как главную причину попущенного Богом мятежа! Именно так учит нас Церковь и отечественная история!
Ведь произошло по-настоящему Чудо – Бог в который, незамечаемый нами, раз отвёл большую беду, внемля, конечно же, смиренному покаянию лучшей части нашего народа, а не телевизионным «болельщикам» или статистам на площадях и улицах Ростова и других населённых пунктов, вышедших поглазеть на событие. Для чего? Да для того, чтобы первыми выложить своё селфи в чатах на фоне «вагнеров»: смотрите, и я тут был! Что плохо сочетается не только со смирением, но и просто скромностью!
Вот таким образом поездка в эти дни к Суворову помогла не только правильно использовать время и силы, но и оценить ситуацию с самой верной – духовной позиции!
Андрей Дмитриевич Редкозубов, религиовед, полковник в отставке, ветеран военной разведки, член объединённого Суворовского комитета; Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, подполковник запаса, ветеран боевых действий, член объединённого Суворовского комитета
Фото предоставлено автором
3. По теме публикации.
2.
А не лучше всё же подождать церковного прославления?
А то ведь только начни...
1.
///////////////
Понятно, что все происходит не без Творца - вот только Он далеко не всегда вмешивается - скажем так: "отпускает" ситуацию?
И может быть, все проще - то был сугубо земной режиссер (или как там теперь говорится - продюссеры?) и даже не русскоговорящие?