Как сообщалось, депутат Государственной Думы Виталий Милонов, отправившийся добровольцем в зону проведения Специальной военной операции, прокомментировал новость о том, что всё больше американцев отказываются от протестантской, католической или баптисткой веры и принимают православную.
Он отметил, что «со всем уважением к другим конфессиям, надо признать, что духовное наполнение Православия на голову выше католицизма и, разумеется, любого извода протестантизма. В то время, когда западная церковь была занята спорами о внешней форме веры, восточная Церковь накапливала духовные знания и развивала богословские и теологические знания.
У меня не вызывает удивления, как истощенные безверием американцы осознают великую силу Православия. Я глубоко убежден, что уже в ближайшем будущем таких людей станет намного больше по всему западному миру».
О причинах массового перехода американских христиан в Православие рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, долгие годы живший в США, иеромонах Макарий (Маркиш).
Каковы перспективы развития православной миссии в США? Могу лишь только развести руками. Как говорил один мой знакомый пожилой собрат во Христе: я – священник, а не бабка-гадалка! Перспективы в руках Господа. Может быть всё, что угодно. Я не хочу никого пугать или обнадёживать, ведь мало ли что может быть? Выскажусь осторожно, чтобы ненароком не встать в позицию проповедников Пифии или оракула.
Мы, православные, читаем «Символ веры», где, в частности, произносится, что мы веруем «во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь». Единая Святая, Соборная, Апостольская Церковь – есть Церковь Православная. В 381 году, в конце IV века, этот пункт был зафиксирован в «Символе веры». И с той поры он не изменяется.
В свою очередь католики, у которых тот же пункт в «Символе веры», убеждены, что речь идёт о Римской церкви. Но поскольку мы размышляем на эту тему на «Русской народной линии», читатели которой – русские православные христиане, то не должно быть никаких сомнений, что мы являемся членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, созданной Христом. Это база и основа. Какие еще нужны причины, почему люди приходят в Церковь? Слава Богу, что приходят ко Христу! Это осознание очень важно для всех нас. Это не вопрос личного выбора, а вопрос онтологического постфакта духовной реальности.
Однако, можно рассуждать не о глубинных причинах, а о поводах. И об этом правильно говорит Виталий Милонов, его наблюдения полностью соответствуют социологическим и религиоведческим фактам. Я прожил в США 15 лет, поэтому прекрасно помню, как в 2000 году писал заметку по опубликованной статистике, согласно которой, Православие было наиболее быстро растущей конфессией в США.
Я не знаю, как ситуация развивается теперь, ведь в тот год я покинул Америку. Однако тенденция увеличения переходов в Православие – налицо. Мы радуемся, что американцы приходят в Русскую Церковь и огорчаемся тем бедам и катастрофам, которые происходят в западном мире. В результате «дерево» основательно трясётся. А трезвомыслящие, верующие и любящие Господа люди приходят в сознание и обращаются в Православие. И это очень прекрасно!
Мне вспомнился один интересный эпизод: в Америке долгое время я работал инструктором технической учёбы. Это достаточно поверхностная работа: на две недели приезжают курсанты, им дают краткие уроки для получения сертификата, а затем они разъезжаются. Передо мною проходило множество людей: каждые две недели новый курс. В Америке принято поверхностно общаться, чтобы никого не задевать. И вдруг я разговорился с одним человеком в пути и оказалось, что он едет к священнику в Бостон.
Я у него уточнил: к католическому священнику?
Он ответил, что нет, к православному. Я не подал вида и не стал удивляться, но сказал, что я тоже православный из России. Вот такое интересное наблюдение.
Какова миссия России и Русской Церкви в воцерковлении американцев? Это очень серьёзный вопрос. С 2000 года я не живу в Америке, поэтому не знаю современной ситуации, но могу поделиться своими воспоминаниями, на основе которых попробую составить определённую картину.
На тот момент, вплоть до 2008 года, была кровоточащая рана в русском Православии: разделение между РПЦЗ и Русской Церковью. И в 2008 году, благодарим Господа, рана была уврачевана. В Москве возле Храма Христа Спасителя стоит незаметный, но крупный памятник – скульптурная композиция «Воссоединение», посвященная подписанию Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
В композиции из бронзы запечатлены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр.
Эти два человека возглавили воссоединение Церквей. Но в тот момент не было еще воссоединения, поэтому у людей закрадывались различные сомнения и недоразумения. Один американский православный священник, у которого были блуждания, вместе с приходом присоединился к Болгарской Православной Церкви. И я как-то стал над ним посмеиваться и слегка подтрунивать по-дружески. А он мне серьезно сказал: «Мы все были бы русскими, если бы не конфликт между Москвой и зарубежным Синодом!».
А ведь он не имел никакого отношения к России – обычный американский человек.
От моего отъезда из США до воссоединения прошло 8 лет, а со дня подписания Акта прошло ещё 15 лет. Поэтому, даст Бог, воссоединение повлияло на приход американцев в Русскую Церковь.
Напомню читателям «Русской народной линии», что когда произошло воссоединение Московской Патриархии с зарубежным Синодом, то произошло воссоединение РПЦЗ с основной массой американских православных, восстановилось Литургическое общение. Сегодня священник или епископ Русской Православной Церкви Заграницей может приехать на престольный праздник на приход Американской Православной Церкви или Болгарской Православной Церкви, где могут вместе совершать Литургию в братской любви и единстве. Чего не было до 2008 года. Поэтому воссоединение РПЦ И РПЦЗ оказало воздействие на приход американцев в Русскую Православную Церковь.