Алексей Фёдорович Лосев (10 (23).09.1893 – 24.05.1988) – один из величайших мыслителей ХХ века. Фигура мирового масштаба. Философ, филолог, педагог, профессор, тайный монах. До последних дней своей жизни, а прожил он 94 года, сохранял ясность разума.
Он на равных общался с Семёном Франком, Николаем Бердяевым, Валентином Асмусом. Павла Флоренского почитал своим учителем. Математика и музыка, античная литература, психология, филология и философия – круг интересов юного Лосева огромен. Но начинается революция, затем гражданская война. Жизнь стремительно менялась. Но молодой философ не принимает изменений.
В 20-е годы А.Ф. Лосев не скрывал своих взглядов, открыто провозглашая себя идеалистом, прекрасно понимая, чем такие заявления могут закончиться. В 1929 году, супружеская пара Лосевых, по взаимному согласию, тайно принимает монашеский постриг. Новоиспеченного монаха-философа нарекают именем Андроник. В годы гонений на церковь это был мужественный шаг. Вышедшая в 1930 г. «Диалектика мифа» обернулась для Алексея Федоровича арестантской робой Беломорканала.
Да и как еще могла социалистическая власть отреагировать на высказанные в «Диалектике мифа» мысли? Например, о том, что когда одна догматизированная идея становится мифом, то влечёт за собой отсутствие свободного и непредвзятого взгляда на мир. Фетишизация идеи, характерная черта мифа. Благодаря ей можно двигать сколь угодно огромные социальные массы. Миф заставляет общество, целую страну жить по законам мифотворчества, и никакая наука, никакие факты и доводы не могут разуверить человека в созданном мифе. Все остальные взгляды и гипотезы отвергаются без малейшего колебания. Явления реальности, не укладывающиеся в жёсткие рамки догмата, игнорируются. Мир становится простым, понятным и …одномерным. В результате неизбежно происходит извращение и деградация всех сторон жизни. Начиная от науки и кончая межличностными отношениями. Неспособность воспринимать новое и слышать собеседника. По прошествии почти ста лет мы можем наблюдать, насколько верными, почти пророческими оказались выводы А.Ф. Лосева. Фетиш коммунизма привёл к развалу страны. Миф материализма продолжает одурманивать человечество. Вкупе с другими фетишами Западной цивилизации он вызвал всемирные кризисы и угрожает самому существованию человека. Миф о великой Украине привёл ее на грань уничтожения. Примеров не счесть.
Говорящий правду обречён на гонения. Истина никогда не вмещается в узкие рамки политики, она всегда шире и глубже. Суровый приговор – 10 лет лагерей в виду болезни философа и его честного, ударного труда сократили до трёх лет. Но и эти годы оставили тяжелые воспоминания и навсегда испортили зрение. Почти одновременно была арестована и его жена – соратник и друг. Их лагерная переписка стала гимном любви и разума. Показательно проникнутое глубоким христианским смирением признание философа в письме к жене: «Я весь, слава Богу, обворован, и теперь почти нет ничего… Всё благословляю и за всё благодарю, думаю, что всё во благо и что всё кончится великим, лучезарным концом».
После освобождения вернуться домой, в Москву супругам не разрешили. Несколько лет А.Ф. Лосев преподавал в Нижегородском университете. На долгие десятилетия последовал запрет на опубликование собственных книг и занятия философией. Оставалось лишь делать переводы и преподавать.
В конце 30-х супруги наконец возвращаются в Москву, но началась война. В августе 1941 г. при бомбежке Москвы был разрушен дом, где жили Лосевы. Погибла мать жены, были уничтожены рукописи, архив, труды двух десятков лет. Но главное, что они сохранились в памяти. Стихотворение, написанное Алексеем Фёдоровичем в конце 1941 г., наперекор всем внешним обстоятельствам является, по сути, гимном человеческому разуму:
Ум не рассудок, не скелет
Сознанья, духа и природы.
Ум – средоточие свободы,
Сердечных таинств ясный свет.
С 1944 г. А.Ф. Лосев начал преподавать на кафедре филологии в МГПИ, где проработал до конца жизни. Выходных у него не было. Он работал каждый день. Писал в стол. Новые книги обдумывал по ночам и во время прогулок.
Ему разрешили издавать свои рукописи только в 50-х, после смерти Сталина. За тридцать пять лет он успел напечатать около 500 работ и более 40 монографий. После его смерти, благодаря сохранившимся рукописям, было опубликовано еще столько же.
Главным трудом его жизни стала многотомная «История античной эстетики», по широте охвата и глубине изучения материала не имеющая аналогов в мире. Настоящая энциклопедия всей античной культуры. Своих многочисленных учеников Алексей Федорович учил тому же фундаментальному подходу. Он настаивал на обязательном прочтении ВСЕХ, дошедших до нас античных рукописей и всех опубликованных работ по изучаемой теме. Даже в наше время, при общедоступном интернете такое требование кажется чем-то недостижимым. Но А.Ф. Лосев призывал лишь следовать собственному примеру. А главное, что он оставил своим ученикам – стремление к осмысленному знанию, веру, горение сердца, уважение к мысли другого человека, честное и ответственное отношение к своему труду. Горячая, живая вера освящала всю его жизнь. В своей работе «Имя» Алексей Фёдорович писал: «Религия есть синтез всего человеческого знания. Она же – синтез и тех источников, которые дают нам счастье». Наивысшей формой христианского служения и подвижничества А.Ф. Лосев считал монашество. Для себя он избрал путь служения истине «в разуме», называя собственную ежедневную научную работу послушанием. Вся судьба монаха Андроника – яркий пример осуществления евангельской заповеди блаженства: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).
Полностью потерявший зрение в конце жизни философ-монах всматривался в глубины недоступные его современникам. Внутренним взором он созерцал божественную симфонию, красоту и стройность мироздания. Великую гармонию познания и радости А.Ф. Лосев старался постичь и раскрыть в своих трудах. Он ушёл в мир Красоты и Разума в день равноапостольных Мефодия и Кирилла, святых, которых он особенно любил и почитал всю свою жизнь.
Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России
1.
Чета Лосевых вовсе не была лишена возможности проживать в Москве после заключения: Алексей Фёдорович возвратился в свою квартиру на Воздвиженке уже в конце сентября 1933 года. Вместе с тем ему вскоре было категорически запрещено заниматься чем-либо, кроме античной эстетики и мифологии. Более того, он вообще не смог устроиться на работу в Москве и вынужден был вести свой курс в различных городах (начало войны застало его в Полтаве). Что же касается работы в Нижнем Новгороде, то это было ещё в далёком 1919 году, задолго до того, как он стал именовался Горьким.
Совершенно ошибочным является утверждение, что «ему разрешили издавать свои рукописи только в 50-х, после смерти Сталина». Всё, что было написано и опубликовано им после, должно было, тем не менее, оставаться в пределах «дозволенного». Что же касается рукописей, писавшихся «в стол», то они в нём так и оставались. Сам же официальный документ о реабилитации А.Ф. Лосева появился лишь в 1994 году (у меня даже имеется его копия).