«Инфраструктура – ключ к успешному развитию любой экономики. Ее модернизация обеспечивает качественный рост деловой активности при резком снижении издержек. Да и сама свобода, являющаяся главной целью человека и человечества, - это в первую очередь избыток инфраструктуры», - пишет заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы Михаил Делягин в статье «Правительство Мишустина форсирует развитие инфраструктуры и технологий», опубликованной на сайте Делягин.ru.
«По своей природе инфраструктура непосильна частному бизнесу: вкладывает один, а результаты достаются всем, - и, когда частный инвестор пытается возместить свои вложения в инфраструктуру, он вынужденно задирает цены за пользование ей до бессмысленно высокого уровня», - пояснил экономист.
«Поэтому успешно и в значимых масштабах развивать инфраструктуру может лишь инвестор, представляющий "всех", - то есть государство, - подчеркнул он. - Классический пример – первая очередь Транссиба: с точки зрения железной дороги (при сопоставлении инвестиций с прибылью от перевозок) она окупалась вплоть до начала 30-х годов ХХ века (то есть до коллективизации), а с точки зрения общества в целом (с учетом дополнительных налоговых поступлений от роста деловой активности) срок окупаемости составил за 8-10 лет. Правда, с точки зрения военной безопасности и внешней политики Транссиб и вовсе окупился за один день– с первый же поездом, прошедшим по нему».
«Правительство Мищустина, хорошо сознавая значимость инфраструктуры, придает ее модернизации первоочередное значение, - отметил депутат. - Только программа инфраструктурных бюджетных кредитов охватила 83 региона России (из 85 "старых" регионов). В ее рамках до 2025 года предполагается реализовать 939 проектов на 1 трлн.руб., причем в 22 регионах проекты уже завершены».
«В частности, - продолжил он, - во II квартале 2023 года намечено завершить около 40 проектов на 8,2 млрд.руб. Это строительство объектов ЖКХ в 8 регионах, 4 образовательных учреждения, 4 проекта дорожной инфраструктуры, 2 проекта для инфраструктуры особой экономической зоны и закупка автобусов».
По его мнению, «рост деловой активности за счет комплексной и неуклонной модернизации инфраструктуры должен стать основой фронтального развития технологий».
«Опираясь на него, правительство Мишустина намерено достичь технологического суверенитета, под которым понимается установление российского контроля над воспроизводством критических технологий, необходимых для производства ключевых видов высокотехнологичной продукции, а также над воспроизводством сквозных технологий межотраслевого значения, которые будут определять перспективный облик ведущих экономик мира через 10–15 лет», - отметил экономист.
«И первые, и вторые группы технологий должны создаваться на основании собственных, российских линий разработок», - добавил он.
«Понятно, что для обеспечения технологического суверенитета необходима высокая инновационная активность, требующая глубоких организационных изменений и существенной корректировки самого характера госрегулирования.
Важной задачей является и создание возможностей для опережающего развертывания производственных систем и выстраивания кооперационных цепочек для выпуска конкурентоспособной продукции», - подчеркнул эксперт.
По его словам, «предусматривающая достижение технологического суверенитета концепция технологического развития страны до 2030 года уже разработана правительством Мишустина и скоро будет утверждена. В ней сформирована комплексная модель целевых показателей достижения технологического суверенитета, увязанная с макроэкономическим прогнозом до 2030 года: указаны показатели, которых необходимо достичь в этот период, и главные идеи, которые нужно реализовать уже в ближайшее время, чтобы достичь этих показателей».
«Официальные лица подчеркивают, что интеллектуальную собственность нельзя рассматривать в отрыве от остальных задач обеспечения технологического суверенитета, что свидетельствует о ее глубоком переформатировании и превращения из инструмента блокирования развития России нашими конкурентами в инструмент нашего всеобъемлющего преобразования», - заключил Михаил Делягин.
2.
1. Михаил Мишустин форсирует развитие инфраструктуры и технологий.