Разве Христос проповедовал частную собственность?

Заметки по православному учению о собственности и богатстве

Российская Империя  Бывший СССР  Новости РПЦ  Православный социализм 
3 Потомок подданных Императора Николая II  Валерий Медведь  Туляк 
2598
Время на чтение 10 минут
Фото: Из личного архива автора

Должен предупредить читателей, что эти заметки носят субъективный характер и не претендуют на изложение официальной точки зрения Церкви.

I. Когда-то очень давно, в 1971 году, один мой знакомый, очень верующий, убеждал меня, ещё юнца, только что поступившего в аспирантуру, что частная собственность является нормальным, естественным образом жизни, и она абсолютно необходима для существования человечества, благословлена самим Богом, и для России будет благом, если она придёт к частнособственническому строю.

Помню, что тогда я был удивлён и смущён. Но позже, познакомившись с верующей публикой, я увидел, что такое отношение к собственности общепринято в их среде – и простые православные, и интеллигенция, и священство – все за частную собственность.

II. Но вот грянула контрреволюция 91-го, и так получилось, что я поступил в ПСТГУ (тогда ПСТБИ) на вечернее отделение, а после окончания стал активно заниматься проблемами собственности, милостыни, богатства и бедности – видимо тот давний разговор крепко засел в моем сознании. Особенно меня впечатлил Иоанн Златоуст – вот, думал я, какой удивительно честный и смелый человек, и как верно он судит об имущественных проблемах! Так что постепенно Златоуст стал моим учителем. Хорошенько изучив его воззрения о богатстве и собственности, я увидел, что они резко отличаются от того, что писали (и пишут сейчас) наши богословы. Например, в известном учебнике для семинарий «Начертание христианских обязанностей» (1853 г.) о. Иоакима Кочетова, много раз переизданного, написано: «Иметь собственность в потребном достатке, даже в некотором изобилии, когда Бог благословляет оным, нимало не предосудительно христианину». И это с различными вариациями повторяется буквально во всех учебных пособиях XIX в. А в начале XX в. в православных журналах началась яростная компания по дискредитации социализма, сопровождавшаяся апологией собственности и капитализма. Верующие всё это принимали за чистую монету, и естественно, что такое учение повлияло на мнение наших православных уже в советское время.

Имущественная концепция Иоанна Златоуста совершенно другая. Во-первых, святитель ясно говорит, что общественная собственность выше частной – «для нас предназначено скорее общее, чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой», которая, как известно, сотворена Творцом.

Во-вторых, Златоуст видит огромную опасность в стремлении к накоплению собственности и денег, ибо страсть стяжания требует всё большего и большего, сама от этого распаляясь, и в результате душа человека становится чёрной, «страшнее зверя».

И, в-третьих, идеалом имущественного устроения христиан Златоуст считает Иерусалимскую общину, о которой рассказывается в Деяниях апостольских. О ней святитель пишет: «Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим. (...) Видел ли ты успех благочестия? Они отказывались от имущества и радовались, и велика была радость, потому что приобретенные блага были больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враждовал, не было гордости, не было презрения, все как дети принимали наставления, все были настроены как новорожденные. (...) Не было холодного слова: моё и твоё; потому радость была на трапезе. Никто не думал, что ест своё; никто (не думал), что ест чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братьям, – так как то было Господне; не считали и своим, но – принадлежащим братьям». Вместо капитализма Златоуст предлагает совершенно другое – евхаристический коммунизм!

Тогда, в конце 90-х, я никак не мог уяснить себе это наличие двух существующих в православии совершенно разных имущественных концепций. Но постепенно всё стало на свои места. И в связи с этим хочется рассказать о трёх обстоятельствах, сильно прояснивших ситуацию.

III. После Миланского эдикта христианство стало государственной религией в Римской империи. И это, по мнению историков, резко изменило к нему отношение. Население быстро увидело, что теперь сделать карьеру можно только став христианином. И вот в церковь, ранее состоящую из настоящих верующих во Христа, стали рваться люди совершенно другого склада – сребролюбивые дельцы, зажиточные горожане, приказчики, военные и прочие люди, до этого жившие исключительно мирской жизнью. Ясно, что новые христиане несли с собой много негодного – дух денег, наживы, выгоды, что было совершенно чуждо верующим до эдикта. Но новые христиане были активны и требовали легализовать в церкви свои понятия.

Весь IV век шла упорная борьба. Такие столпы христианства, как Василий Великий, Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст с жаром защищали церковь, от проникновения в неё сребролюбия, процента, стяжания, симонии. Однако после гибели Златоуста (407г.) последовало отступление. Начались гонения на учеников Златоуста, вплоть до смертной казни. Появился Феодорит Киррский с его проповедью взаимозависимости бедных и богатых (мол, они не могут обойтись друг без друга, т.е. должны сотрудничать). И, наконец, в церкви была почти свёрнута проповедь нравственных вопросов собственности, а основной упор стал делаться на догматические вопросы, в частности на проблему двух природ в одной ипостаси Христа. Постепенно Византийская церковь узаконила безусловное право собственности, значительный процент (от 6 до 16 процентов в зависимости от периода и случая), крупные богатства, перестала упоминать о древних общинах с общей собственностью и призывала христиан только к посильной милостыне. Увы, новые христиане-собственники победили, и их воззрения до сих пор считаются учением церкви.

Описанное выше сползание церковного имущественного идеала было чутко замечено в русской религиозной философии. Так Л.А. Тихомиров говорил об утере церковью «первой любви», т.е. стремления к общей жизни, которая была характерна для ранней церкви. Это угасание и переход церкви на частнособственнические капиталистические позиции не раз отмечали Бердяев, Булгаков, Эрн, Карсавин, Федотов (последний, правда, церковь оправдывал). Тем не менее, установившаяся парадигма в церкви не менялась до сего времени (хотя и пришла в противоречие с документом «Социальная концепция РПЦ», принятой в 2000 г.).

IV. Другая печальная тенденция в нашем богословии связана с переосмыслением наследия Иоанна Златоуста. Златоуст был канонизирован очень быстро – через несколько лет после смерти. Но поскольку перед богословием неявно была поставлена общая задача оправдания собственности, а творчество Златоуста этой задаче совершенно противоречило, то началась, при внешнем его почитании и восхвалении, тихая фальсификация его учения.

Прежде всего, используя отдельные высказывания святителя, вырванные из контекста, его творчество переворачивается с ног на голову, и он объявляется даже защитником собственнического строя. Например, подобным образом трактует Златоуста наш известный богослов А.П. Лопухин, автор знаменитого трехтомного комментария на Библию.

Во-вторых, некоторые богословы вовсе замалчивают всю имущественную тему, которую вёл Златоуст. Для них он – великий проповедник, автор текста литургии, толкователь Писания, но не создатель замечательного имущественного учения церкви. Пример такого искажения творений Златоуста дает нам арх. Филарет Гумилевский. В его знаменитом трехтомном «Историческом учении об отцах церкви» нет ни слова об имущественной теме, разрабатываемой святителем. Если почитать современные цитатники изречений Златоуста, то там обычно используется лишь небольшая очень часть его имущественных высказываний, не отражающая его воззрений.

Наконец, зачастую можно прочитать просто о непорядочном передёргивании Златоустовских идей. Так, еще в 2000-х годах тот же мой собеседник 71-го года, уже протоиерей и настоятель храма, принёс мне почитать книгу Игнаца Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви» – вот, мол, мнение церкви по интересующему тебя вопросу. Я, естественно эту книгу читал ранее и вынужден был дать отрицательный отзыв. Дело в том, что профессор богословия Венского университета Игнац Зейпель – католический священник, иезуит. Его книга посвящена как раз IV веку, т.е. периоду борьбы святых отцов за подлинное понимание имущественного вопроса. Там упоминаются имена – бл. Августина, Иеронима Стридонского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других, и вся она написана так, что будто бы отцы вовсе не имели коммунистических воззрений и не возражали против привнесённых имущественных искажений. А воззрения Златоуста Зейпель рассматривает как чудачество. Он иронизирует: «В любви к ближнему, доведённой до полного отказа от своей собственности, он (Златоуст. – Н.С.) видел нечто столь великое, что ожидал от торжества ее устранения всех недостатков нашей экономической жизни». Или еще: «Ему могло казаться, что земля превратится в рай, если жизнь на ней всюду устроить по образу монастырей». А вот еще: «Златоуст пытается, правда, преодолеть трудности, связанные с осуществлением в жизни его красноречиво проповедуемой мечты, но он не забывает, однако, что всё же это – лишь мечта». Под «мечтой Златоуста» Зейпель понимает коммунизм, общую жизнь в условиях общности имуществ, который святитель активно проповедовал. Но для Златоуста это была вовсе не мечта, а высочайший идеал: вспомним его слова «это было ангельское общество».

Можно только догадываться, как могла книга иезуита Зейпеля быть опубликованной у нас в России в 1913 г., да еще с предисловием известного учёного профессора Сергия Булгакова? Но, к сожалению, она столь понравилась нашим богословам, что стала фактически нормативным взглядом церкви по имущественному вопросу. А в то же время вышедшая чуть ранее книга нашего профессора В.И. Экземлярского «Учение древней церкви о собственности и милостыне» (1910), в которой приводится подлинное святоотеческое учение по данному вопросу, была замолчана, а самого Экземплярского вскоре уволили из Киевской Академии по надуманному предлогу.

V. Наконец, еще раз возвратимся к «мечте» Златоуста. Размышления о ней приводят к ясному выводу: это не просто высокий идеал, а именно заповедь, данная самим Христом нарождающейся церкви. И следовательно – спасительная для человека, и потому необходимая к исполнению. И действительно, Иерусалимскую общину организовали апостолы – верные ученики Христа, которые по своему усмотрению, «от ветра головы своея» организовать общину никак не могли. Скорее всего, апостолы взяли за образец хорошо им знакомую общину Христа, которая существовала во все годы земного служения Спасителя. Оттуда же они взяли положенный в основу принцип общей собственности – именно на его основе Христос предполагал строить социальную жизнь христиан. И именно поэтому, что всё делалось по заветам Христа, апостолы очень старались сохранить общину, несмотря на возникшие трудности (Анания и Сапфира, обида вдов эллинистов, недостаток финансирования).

К сожалению, в этом, казалось бы, ясном вопросе – создании Иерусалимской общины по мысли Христа, и причем на основе общей собственности, – наши богословы XIX-XX вв., нанесли множество мусора. Тут и утверждение, что никакого коммунизма в Иерусалимской общине вовсе не было, а была просто складчина. Тут и уверенность, что дом матери Иоанна Марка оставался в её владении (а значит, она его не отдала в общину). Тут и просто мрачное утверждение Ивана Ильина о «неудаче общины». Всё это давно объяснено или опровергнуто, но периодически возникает вновь. Уж очень нашим богословам не хочется видеть Иерусалимскую общину в качестве социального христианского идеала. Нет, они будут с изощрённым упорством отстаивать частную собственность.

Кстати, по мнению святых отцов, частная собственность возникла после грехопадения человека в раю. До этого даже намёка на частную собственность не было – в раю не было даже личной одежды. А вот после грехопадения собственность сразу появилась: у Авеля уже были свои плоды, а у Каина свои. И далее все потомки Адама и Евы обзаводились собственностью, что и породило ее повсеместное распространение. Так что, хотя частная собственность имеет очень древнее происхождение, но греховность этого института несомненна. И поэтому неудивительно, что Христос, имея целью освободить человека от греха, не стал ее оставлять как норму. И в Евангелии нигде нет восхваления собственнических отношений.

VI. Но почему же наши батюшки с таким упорством отстаивают частную собственность? Разбираясь с этим вопросом, неизбежно приходишь к выводу, что всё дело, совсем не в тонкостях богословия, а в вопросе материального обеспечения церкви. И не стоит ухмыляться – это серьезный вопрос, и обеспечение батюшек должно быть на высоком уровне. Но не во вред всему обществу. Сейчас, церковь финансируется отнюдь не продажей свечек, а в основном пожертвованиями частных спонсоров. Именно благодаря им храмы отремонтированы, зарплаты выплачиваются, трапезные работают, воскресные школы существуют. Спонсоры финансируют большинство храмов, особенно в больших городах. Вроде бы, пожертвования. И естественно, наши клирики очень довольны таким положением дел, и склонны его поддерживать.

Однако в масштабах страны всё оказывается иначе. Воровской и криминальный капитализм, насаждённый у нас в России, буквально привёл к разгрому всего нашего хозяйства. Сплошь и рядом наблюдается картина: ухоженный храм, а вокруг развал, бедность и запустение. Так быть не должно. Парадокс в том, что фактически капитализм религиозно оправдывается церковью, хотя он не только разрушает нашу жизнь, но и совершенно несовместим с христианством. Несовместим засильем тяжелейшего общественного греха – мамонизма, порождающего множество личных грехов. Но самое главное, что капитализм несовместим с волей Христа-Бога, который в качестве социальной модели выбрал вовсе не капитализм с его банками и бизнесом, а общинную евхаристическую жизнь в рамках общинной собственности. Неужели батюшкам не страшно, что они не выполняют заповеди, данной Самим Спасителем?

Могут спросить: так что же, вы намереваетесь изменить церковное учение? Нисколько. Дело в том, что имущественная этика не входит в православную догматику, и потому её корректировка совершенно не колеблет основ нашей веры. Поэтому корректировать можно и, как видится, нужно. Во-первых, надо изменить её нынешнюю ориентацию на мамонизм и культ собственности. Во-вторых, надо приблизить её к мнению великих святых отцов IV века, в частности св. Иоанна Златоуста, выстроивших действительно православную концепцию имущественной этики. И в-третьих, необходимо понять, какие же требования к ней предъявляет Евангелие, в котором нет ни капли апологии собственности. А ту бескрылую этику, которая была выработана за долгие годы господства собственнического строя, следует заменить святоотеческой.

И всей России необходимо приближаться к предложенному самим Богом образу социального устроения. И не стоит в этом вопросе испытывать долготерпение Божие – промедление может плохо кончиться.

Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

79.

Как-то шли с доброй девицей, бывшей; сотрудницей библиотеки работающей пенсионеркой . Нас предложил подвезти малознакомый папа подружки дочери, я отказался. Следуя ногами через великолепный парк старая дева упрекнула: "Зачем вы отказались, я так хотела, я никогда не ездила в автомобиле." Иным важнее вкусы, иным мода, иным счастье.

https://navigato.ru/stati/publication/rubashka-schastlivogo-cheloveka
allan / 27.04.2023, 08:34

78. Ответ на 70, Потомок подданных Императора Николая II:



Самое страшное - не будет бомжей и не будет абрамовичей. И кто будет иметь яхты по миллиарду долларов? И ещё: это что такое - можно будет не собирать по телевизору пожертвования на тяжело больных детей, а направлять через государственное распределение деньги на их лечение. Ведь тогда абрамовичам яхты будет не на что строить. Россия погибнет.

При православном социализме частной собственности не будет , все будут жить в коммуне коридорного типа с общей столовой. Питание по звонку 3 раза в день , с общего котелка , без излишеств, макароны , совковые котлеты, суп - лапша. Из овощей капуста, морковь , лук, репа . Наличных денег не будет, значит в буфет не сходишь. Одежда тоже разная не нужна , для предотвращения соблазнов и блуда лучше мужчин и женщин не различать , общие балахоны. Помывка по субботам , раз в неделю , поход в баню.

И Абрамович на яхте не покатает за штрейкбрехерство.
А самое страшное - Прохоров-Куршавельский не поставит доглядывать за своими содержанками.

"Православный социализм" - это когда надо есть похлебку с оловянных мисок. А больше там что еще ?
учитель / 25.04.2023, 04:10

77. Ответ на 72, Русский Иван:

развели шариковщину!Всё отобрать и разделить!

) Между олигархами.
Так это потанинщина и абрамовичищина.

76.

На таких принципах христианский социализм предполагаете строить.

Кажется, .можно было понять. что я его вообще не "предполагаю строить".
С. Югов / 24.04.2023, 17:36

75.

Если есть материальное богатство, то не накопительство приветствуется, а использование его во славу Божию.


Как и всего остального.
С. Югов / 24.04.2023, 17:34

74. Ответ на 72, Русский Иван:

развели шариковщину!Всё отобрать и разделить!

Закусывать надо.

73.

на 57 С.Югов
Благодарю за откровение, понял, вы считаете горячо либо холодно решать за других помимо их воли и желания собиранием гранов православия. На таких принципах христианский социализм предполагаете строить.
allan / 24.04.2023, 14:12

72. Уже писал

развели шариковщину!Всё отобрать и разделить!
Русский Иван / 24.04.2023, 13:46

71. Ответ на 66, учитель:

Из овощей капуста, морковь , лук, репа

А компот?!

70. Ответ на 66, учитель:



Самое страшное - не будет бомжей и не будет абрамовичей. И кто будет иметь яхты по миллиарду долларов? И ещё: это что такое - можно будет не собирать по телевизору пожертвования на тяжело больных детей, а направлять через государственное распределение деньги на их лечение. Ведь тогда абрамовичам яхты будет не на что строить. Россия погибнет.

При православном социализме частной собственности не будет , все будут жить в коммуне коридорного типа с общей столовой. Питание по звонку 3 раза в день , с общего котелка , без излишеств, макароны , совковые котлеты, суп - лапша. Из овощей капуста, морковь , лук, репа . Наличных денег не будет, значит в буфет не сходишь. Одежда тоже разная не нужна , для предотвращения соблазнов и блуда лучше мужчин и женщин не различать , общие балахоны. Помывка по субботам , раз в неделю , поход в баню.

И Абрамович на яхте не покатает за штрейкбрехерство.
А самое страшное - Прохоров-Куршавельский не поставит доглядывать за своими содержанками.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи Николай Сомин
Российская Империя
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
День памяти графа А.П. Бестужева-Рюмина
Также сегодня мы вспоминаем шахматиста А.Д.Петрова, монархиста А.К.Щекина, юриста П.И.Новгородцева, физика П.П.Лазарева, летчицу Е.И.Носаль и ученого В.П.Вологдина
23.04.2024
День памяти адмирала А.С.Шишкова
Сегодня мы также вспоминаем А.И.Бибикова, А.А.Болтина и С.Ф.Аниканова
22.04.2024
День присоединения Крыма к России
Сегодня мы вспоминаем русского флотоводца адмирала Г.А.Спиридова, государственных деятелей графа Н.Н.Новосильцева и П.А.Харитонова, геолога И.М.Губкина и великого князя Владимира Кирилловича Романова
21.04.2024
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
Все статьи темы
Новости РПЦ
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36