Этноним казачество, происходит из протосанскрита. Несмотря на все языковые мутации — изломы, по всей Центральной Азии и Причерноморью, принято считать, что этноним казак состоит из двух древних корней, которые вкупе дают определение — «Конный сак». В средневековых письменных памятниках народов Азии и России, встречается употребление этнонима казак в качестве определения — могучий всадник (богатырь). В самом конце Евразийского средневековья уже появляются определения схожие с тем, что сейчас имеются в нашем употреблении — самовольщик, свободный человек. Если говорить о «самовольщиках», то это понимание феномена «казачество» славянскими племенами до Х века нашей эры.
Христианизация Руси, затронула и её южные окраины — степь населённую разными родами казаков, которые антропологически и лингвистически были (стали) близки славянам, потому как постоянно пополняли свои роды женщинами, пленниками, рабами с славянского Севера. С появлением крещёных казаков, на крещёной Руси появляется феномен «богатырское послушание», это когда сильные и очень религиозные мужчины получали церковное послушание оборонять веру православную, её святыни и народ Божий. Если помните, то в былинах об Илие Муромском он называется «вольный казак». Именно то определение с тех пор стало главным в нашем употреблении.
Таким образом, ответ на вопрос «Зачем нужны казаки кроется в их самоназвании и их истории». Тысячу лет до появления Русского государства, казаки точили свой менталитет и свою культуру, не переставая сражаться за насущный хлеб. Христианство и славянская культура за последующие тысячу лет облагородили суть казачества, но оружия из его рук не отнимали и с коня не сбрасывали. У казачества появилось вечное послушание — жить, чтобы сражаться за Бога, Божью справедливость (10 заповедей) и за народ Божий.
Этим определилось особенное историческое развитие казачества, как русского субэтноса. Где казаки были в большей степени обучены письму и книжному чтению, отлично знали прикладную канонику Православной Церкви и владели хорошим пониманием основных её догматов. Само собой необходимым и важным являлось знание воинской науки, владение всеми видами оружия и верховой ездой.
Не расцвечивая историю казачества абсолютной святостью (локально бывали отпадения от веры и пр.), в целом субэтнос казачества показал себя с очень хорошей и важной для нашего государства стороны — со стороны верности присяге и со стороны умения быстро и верно понимать ситуацию (кто прав, а кто не прав). Если казачий круг (всегда поступающий по библейскому правилу «всегда советуйся и не будет греха») говорил «Любо!», то это «Любо» руководило им до самой смерти последнего из братства.
Именно это и увидела святая часть русской власти и духовенства, оценила и приняла казаков в качестве особенного вооруженного сословия, готового в любую минуту, осознано, без особых колебаний, умело защитить всё, что относится к нашей русско-христианской правде. Казачество в его идеальном виде, идеальный исполнитель заповеди Иисуса Христа — Бога нашего: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Все могут уйти, но казаки останутся умирать и жить за Бога, справедливость, народ Божий. Вот зачем нужно казачество. Не жалейте сил на его возрождение, укрепление и образование!
Протоиерей Вячеслав Пушкарёв, г. Иркутск
2.
Я думал, что казаки это название служилого, а не тяглового сословия. По вашему, это национальное?
1.