Коллеги посоветовали современный фильм, собравший призы и похвалы как критиков, так и зрителей.
«Тихоня» [Ирландия, 2021] (англ. The Quiet Girl, ирл. An Cailín Ciúin)
Из Дневника русской француженки (Татьяны Масс):
Вчера посмотрела ирландский фильм "Тихоня". О девочке из многодетной семьи фермеров, которую никто не любит в доме. На лето её отвозят к дальним родственникам. И там она узнает, что такое быть любимым ребенком в доме. А это, оказывается, ничего особенного - просто внимание, включенность в заботы семьи, иногда подарки. Любовь внешне кажется совсем незаметной, но её облако меняет жизнь людей. Интересно, что в родном доме у Кейт, так зовут девочку, всегда неуютно, беспорядок и грязная посуда по всей кухне. Отец играет на бегах и проигрывает. Он такой бестолковый человек, за что ни возьмется, все из рук валится. Это признак глубокой греховности натуры такая бестолковщина. Фильм не религиозный, снят по автобиографическому роману, но всё так точно по нашему учению православному получилось. Трезво, без сентиментальности показана фоном жизнь современных крестьян в ирландской глубинке».
Не соглашусь с мнением Татьяны Масс.
Никто ведь не спорит с тем, что любить ребёнка – хорошо, правильно и естественно. Как и с тем, что не любить – плохо и неправильно. Это всё прописные истины.
Авторы картины ведь не об этом говорят нам.
Они говорят о другом.
О том, что если детей в семье много, то там нечего и рассчитывать на любовь, ласку и внимание. Иное дело – когда ребёнок единственный. Тогда – и внимание, и включённость, и т.д.
Кстати, непонятно, почему в родной семье главной героини её старшие сёстры ведут себя как ленивые и хамовитые стервы? Разве они не точно такие же деревенские труженицы, как и представители альтернативной семьи, куда отправили Кэйт на летние каникулы.
Кинолюбители посыл уловили чётко:
«Я, правда, не понимаю таких людей, которые рожают детей, а потом обрекают их на нищенское существование и страдания», пишет в отзывах одна кинолюбительница, чётко уловившая посыл авторов.
«Трудно даже понять, семейное ли это кино. На мой взгляд, точно нет. Скорее, это пособие для начинающих родителей. Чтобы подумать».
«Рожать каждый год - много ума не надо, а вот дать детям нормальную жизнь и любовь - это видимо дано не всем».
«У Тихони появился шанс увидеть другую жизнь, за пределами бытия неудачливых родителей. От чего неудача? Это описано классиками всех народов: многоплодная обессилевшая мать да отец, кому алкоголь дороже всего остального».
Но, давайте почитаем, что пишут другие зрители, которые «о чём-то догадываются»..
«Что ощущают дети, которые вырвались из того места, где их почти не замечают? Вырвались туда, где единственный ребёнок, — это ты! Кстати, новые временные «родители» по-разному первоначально отнеслись к Кит, что, наверное, и неудивительно. Для Айлин нужна была кукла, которую она будет мыть, одевать и кормить. А Шону, это и понятно, так как дело происходит на ферме, нужен помощник. А какой из девятилетней девочки, помощник!»
«Дело, как мог бы подсказать разум, не в количестве детей в семье, а в конкретных отношениях между родителями и ребенком. Но, если идти эмпирическим путем, то я сроду не встречал семей с кучей детей, где не могли бы кого-то обделить или о ком-то забыть. Если при этом ты еще и Тихоня, то тебе, предполагаемому индивидуалисту, не светит абсолютно ничего.
Вопрос, конечно, в другом - достаточно ли этого самому ребенку. Например, я довольно долго был в семье единственным ребенком, что не мешало мне разговаривать с собственным папашей, проживающем в соседней комнате, не чаще, чем раз в месяц. И здесь дело совсем не в количестве детей, роде занятий отца или в схеме социальных семейных отношений».
В заключение хочу добавить, что в фильме, всё-таки, есть и религиозная линия.
Когда у отца спрашивает некая раздражённая молодая особа:
«- Какого по счёту ребёнка он ждёт?
Тот отвечает:
- Всё – благословение Божие!»
Т.е. мы видим, что одна из причин многоплодности – как выразилась одна кинолюбительница – набожность. Запоминаем установку.
Кстати, когда фермер, у которого поселили героиню на летние каникулы, напомнил супруге, что у девочки нет подходящей одежды для церкви, прогрессивная и любящая героиня отреагировала очень странно. Типа, ну, а почему бы не пойти в брючках? Сама она на протяжении всего фильма всегда ходила в брюках (Место действия – ирландская глубинка 1970-х годов. Даже во французских фильмах женщины в храмы тогда ходили в женской одежде и платочках).
Ещё такой момент, который я не смог обойти вниманием. В оригинальной версии фильма все герои говорят на ирландском языке, и лишь антигерой-папа один говорит на английском. Ну, чтобы никто не перепутал: кто тут самый плохой.
Вот такое семейное кино.
Стоит ли удивляться тому, что у картины – куча призов?
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
3.
2. Без комментариев.
1. Это про российское кино.