Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в послании Папе Римскому Франциску поздравил его с 10-летием избрания Предстоятелем Римо-Католической церкви, сообщает Патриархия.ru.
«В нынешних сложных обстоятельствах Вы вносите значительный вклад в проповедь Евангелия Христова и уделяете внимание развитию межконфессионального взаимодействия», — отмечается в поздравительном адресе Святейшего Патриарха Кирилла.
Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убеждение, что «в переживаемые нами трудные времена диалог между религиозными лидерами может принести благие плоды и способствовать объединению усилий людей доброй воли для исцеления ран (Иер. 30:17) творения Божия».
Святейший Патриарх Кирилл пожелал Папе Франциску крепкого здоровья, душевного мира и неоскудевающей помощи от Христа Спасителя в трудах.
О десятилетии понтификата Франциска рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко:
В Римско-католической церкви нет оформившегося раскола. Однако десятилетний итог понтификата я оценил бы так: политика лавирования и попытки угодить либералам и в то же время консерваторам привели к тому, что в целом удалось сохранить формальное единство в Католической церкви.
Но с другой стороны, как мне кажется, некие разночтения, разногласия и поляризация внутри Католической церкви за эти 10 лет только расширились. Франциск лишь «заморозил» или лучше сказать отсрочил раскол в Католической церкви, который неминуемо произойдёт. Прежде всего, признаки раскола мы наблюдаем в Католической церкви Германии.
В авангарде модернизма шли американцы. Всё женское монашество в Америке выступало за женское священство, но немцы опередили всех. И не совсем понятно, почему и зачем всё это внутри Католической церкви Германии, когда рядом существуют протестантские церкви? Казалось бы, все те идеи, за которые они борются, процветают рядом, так уходите туда. Но, видимо, подспудно где-то живёт мысль, что там не совсем всё настоящее. С одной стороны хочется остаться добрым католиком, а с другой стороны – максимально либерализовать всё для себя и вокруг себя.
По моим ощущениям это рано или поздно выльется в раскол в Католической церкви. Попытки Франциска усидеть на двух стульях не выглядят очень удачными. Черта папы Франциска – неизменная попытка удовлетворить обе стороны.
И по отношению к России мы наблюдаем попытку папы Римского усидеть на двух стульях: с одной стороны он осуждает политику России, позволяет себе резкие высказывания, назвал события на Украине геноцидом, но тут же делает реверанс: он готов выступить в роли миротворца и приехать в Москву, говорит комплименты в адрес Владимира Владимировича Путина и даже в адрес российского посла в Ватикане Авдеева. Вроде как шаг вперёд, два шага назад. Но так бесконечно продолжаться не может.
Мы видим, что внутри католицизма идут процессы, которые, как мне представляется, всё-таки Католическую церковь разорвут и расколют. С одной стороны одолевает либерализм, а с другой стороны внутри Католической церкви есть в разных странах, в той же Германии и Америке, группа католиков, ратующих за сохранение традиционных устоев, на которых зиждилась Католическая церковь. Консерваторы вряд ли согласятся с либеральной повесткой – с насаждением женского священства, с благословением однополых пар и так далее.
Поэтому лавирование Франциска не кажется удачным: он смягчил противоречия, но вряд ли добился органического единства в Католической церкви.
Мне кажется, что при Франциске среди кардиналов стало больше либерально и модернистски настроенных иерархов. Соответственно, они будут избирать следующего папу. Боюсь, что он окажется более либералом и модернистом, чем Франциск. Тогда процесс может быть лавинообразным. Мне трудно представить, как те же консерваторы будут действовать внутри Католической церкви и противостоять модернизму.
1.