Кипрская Православная Церковь хочет сохранить Православие единым, старается не допустить его раскола из-за предоставления патриархом Константинопольским Варфоломеем томоса «автокефалии» Украине и воздержится от определения позиции по этому вопросу, заявил Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом II, сообщает Седмица.ru.
Видеозапись опубликовало агентство церковных новостей Romfea.
«Мы придерживаемся строгой позиции, мы хотим, чтобы Православие было единым, и мы стараемся, чтобы не было раскола», - сказал архиепископ Хризостом журналистам.
«Как Церковь Кипра мы не говорили, что признаем («новую церковь» Украины) или что не признаем. Мы придерживаемся нейтральной позиции и хотим иметь хорошие отношения со всеми», - добавил Предстоятель Кипрской Православной Церкви.
«Мы попытались и начали посещать предстоятелей разных церквей, и мы поняли, что Вселенский патриарх этого не хочет», - сказал архиепископ Хризостом.
Ситуацию анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко:
Киприоты колеблются, потому что привыкли всегда быть солидарны. Все Греческие Церкви обычно дружно выступают единым фронтом по любому вопросу.
К сожалению, приходится говорить о таком явлении, как греческий церковный национализм. Достаточно обратить внимание на официальные речи, взглянуть на греческие документы, чтобы заметить дух эллинизма, о котором греки постоянно говорят. На самом деле дух эллинизма является тем самым филетизмом, в котором они еще в прошлом веке обвиняли болгар. Здесь присутствует греческая солидарность и элемент национализма в отношении к другим Церквам, особенно, к славянским.
Греки хорошо понимают, что признай они «ПЦУ», то раскол всего православного мира станет состоявшимся фактом. А что такое православный мир без Русской Церкви? Православный мир сложно представить без Русской Православной Церкви. Кроме того, есть материальный аспект: Кипрская Церковь во многом существует на деньги русских, проживающих на Кипре, русских благотворителей, жертвующих на Кипре, русских туристов. Киприоты не хотят потерять солидную часть доходов. А может, даже попытаются заработать на посредничестве, о котором говорил владыка Хризостом.
С другой стороны, они очень боятся пойти против Патриарха Варфоломея, потому что тогда их собственное эллинское единство окажется разрушено. Несмотря на то, что оно совсем не имеет под собой никакого духовного и церковного основания, для них этот вопрос очень болезненный, значимый и неприемлемый. Думаю, что они будут стараться тянуть, как можно дольше, хотя рано или поздно время «Ч» настанет.
Тот же Патриарх Варфоломей собирается на Афон. Кто знает, не привезет ли он с собой Епифания или кого-то еще из раскольничьих так называемых «архиереев», и тогда афонитам, афонским монастырям придется выбирать, как быть в такой ситуации. Одно дело, когда они закрывали двери перед раскольниками, и совсем другое дело, когда их правящий архиерей привезет им раскольников.
На самом деле, рано или поздно встанет вопрос о том, что надо поставить все точки над i. Патриарх Константинопольский, приняв в общение лиц, уклонившихся в раскол, совершенно ясно и недвусмысленно, как следует из канонических правил, сам стал раскольником. Поэтому придется определяться в отношении даже уже не к «ПЦУ», а к патриарху Варфоломею.
Я думаю, что все это понимают и просто тянут время, в том числе в надежде, что патриарх Варфоломей, которому уже без малого 80 лет, возможно, скоро уйдет в небытие, и тогда попытаются повесить на него всех собак, сказать, что это его личное прегрешение, и попытаться найти какой-то компромисс. Хотя сложно представить, ведь в Константинополе вряд ли захотят отыграть назад в этом вопросе. Тем более, что вопрос политизирован, и сам Константинополь сильно зависит от американских политических кругов, которые во многом все это режиссировали.
К сожалению, как бы мы этого ни опасались, но православный мир ждут большие потрясения в связи с тем, что придется называть вещи своими именами и определяться с позицией.
9. Ответ на 6., Vladislav:
8. Ответ на 6., Vladislav:
7. Ответ на 5., Hyuga:
6. Ответ на 3., М.Яблоков:
5. Ответ на 4., Лев Хоружник:
4. Ответ на 3., М.Яблоков:
3. Ответ на 2., Лев Хоружник:
2. Re: Греческий церковный национализм в действии
1. Re: Греческий церковный национализм в действии