11 декабря был опубликован Указ президента Украины Владимира Зеленского о введении новых санкций в отношении представителей канонической Украинской Православной Церкви, сообщает ТАСС.
«В соответствии со статьей 107 Конституции Украины, постановляю <...> ввести решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11 декабря 2022 года "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», - говорится в тексте указа Зеленского. Контроль за исполнением решения СНБО, введенного в действие указом, президент Украины возложил на секретаря СНБО Алексея Данилова. Указ вступил в силу со дня опубликования.
К указу приложен список из семи представителей УПЦ, в отношении которых введены санкции. В этом списке значатся митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Андрей Коваленко), митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон (Василий Поворознюк), настоятель Мелитопольского Свято-Саввинского мужского монастыря архимандрит Иоанн (Александр Прокопенко), настоятель Свято-Успенского кафедрального собора в городе Херсоне архимандрит Алексий (Александр Федоров), управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Иван Паканич), председатель отдела внешних церковных связей УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий (Валентин Егоренко), викарий Горловской епархии архиепископ Константиновский Паисий (Виктор Шинкарев).
Санкции введены на пять лет, они включают такие меры, как замораживание активов, блокирование торговых операций, лишение госнаград Украины. Согласно решению СНБО, МИД Украины поручено проинформировать компетентные органы ЕС, США и других государств о применении санкций и поднять перед ними вопрос о введении аналогичных ограничительных мер.
Зеленский 1 декабря своим указом ввел в действие решение СНБО об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций на Украине и применении персональных санкций, направленное, по сути, на запрет УПЦ. В частности, поручено внести в парламент законопроект о запрете «аффилированных с центрами влияния в РФ религиозных организаций», обеспечить проведение религиоведческой экспертизы устава об управлении УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским Патриархатом.
Тем же указом Зеленский ввел действие решение СНБО о санкциях в отношении 10 представителей УПЦ. Санкции введены против клирика УПЦ, украинского бизнесмена Вадима Новинского, митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры (в миру Петра Лебедя), митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (в миру Ростислава Швеца), митрополита Феодосийского и Керченского Платона (в миру Владимира Удовенко), епископа Коктебельского Агафона (в миру Вячеслава Опанасенко), епископа Джанкойского и Раздольского Алексея (в миру Александра Овсянникова). Помимо этого, в списке находятся епископ Бахчисарайский Калленик (в миру Константин Чернышев), архиепископ Ровеньковский и Свердловский Аркадий (в миру Александр Таранов), бывший митрополит Изюмский и Купянский Елисей (в миру Олег Иванов), бывший митрополит Роменский и Буринский Иосиф (в миру Алексей Масленников). Как уточнили в СБУ, большинство из фигурирующих в списке священнослужителей находятся за пределами Украины.
О гонения против православных иерархов канонической Украинской Церкви рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко:
На мой взгляд, речь идёт не о попытках запретить Украинскую Православную Церковь, как таковую, а принудить её объединиться с так называемой Православной церковью Украины, а самое главное – переформатировать её и лишить духовной традиции, восходящей к нашему общему русскому Православию и сделать из неё идеологическую обслугу националистического режима Украины.
Поэтому наиболее ярких и независимых архиереев подвергают репрессиям. Мы знаем, что владыка Иоасаф сейчас находится фактически под домашним арестом. Те, кто в большей степени себя проявлял даже не то, что сторонниками русского мира, а критиками режима Зеленского, кто выказывал резистентность, те подвергаются гонениям.
В том числе, владыка Лука (Коваленко), который позволял себе достаточно жёстко критиковать власти.
Владыка Антоний олицетворяет собой некий центр управления канонической Украинской Церкви, особенно в условиях, когда митрополит Онуфрий во многом устранился в силу того, что он пребывает почти в затворе, минимизировав свою активность. Зеленский нанёс удар по управленческой структуре Церкви, чтобы облегчить борьбу с ней.
Владыка Мелетий возглавляет Отдел внешних церковных связей и является ближайшим соработником митрополита Онуфрия. Он очень близок к нему. Это рикошетом ударит по митрополиту Онуфрию, вокруг которого максимально сжимается круг, хотя пока он лично не затронут.
Мы наблюдаем последовательную реализацию плана по удушения канонической Церкви Украины, причём не путём её отмены, как теперь принято говорить, а путём попытки загнать её в болото – соединить с тем, что создал Фанар. И из всего этого слепить квазиправославие нового образца, которое не имело бы ничего общего с русской церковной традицией.
Что бы ни говорили, но русская традиция доминирует в канонической Украинской Церкви даже после её декларированного разрыва с Московским Патриархатом на соборе в Феофании. Речь идёт о духе, духовной составляющей, восходящей к нашей общей русской православной традиции, формировавшейся веками, которую хотят выхолостить, как выхолащивают нашу общую русскую культуру, как сносят памятники Александру Сергеевичу Пушкину, который одинаково принадлежит русскому и украинскому народу.
Ничего хорошего ожидать не приходится. Гонения против Церкви будут усиливаться, расширяться санкционные списки, ибо цель режима Зеленского очевидна – не отжать Лавры и не отобрать конкретные памятники у канонической Церкви, а её саму уничтожить путём растворения в новой структуре, которую пытаются навязывать как образец Православия.
В законопроекте, предложенном партией Порошенко, прямо говорится, что православными могут считаться только те, кто с брендом ПЦУ.
Только продолжение Специальной военной операции может спасти каноническую Украинскую Церковь, но вопрос упирается в конечные цели СВО, которые не совсем пока ясны. И конечные результаты будут от этого зависеть: останется ли что-то от нынешнего украинского государства, и насколько оно будет продолжать действовать идеологически в том же русле? Что будет на этой территории? Всё напрямую зависит от итогов нашей Специальной военной операции на Украине.
1. Просыпайся, Россия!!!
Эта война нацелена на долгоиграющее уничтожение наших народов — русских и украинцев в междуусобной бойне, уничтожение Православия.
Мы опоздали с созывом Международного Трибунала против США и НАТО. И теперь Запад готовит такой трибунал против Путина. Надо торопиться, нужна быстрая победа — решительно, по-сталински! Победителей не судят. Иначе могут пострадать не только Путин с его соратниками, но и вся страна.