Сверхкраткая история Творения

Мир Шестоднева и наблюдаемая Вселенная. Великопостные размышления

Великий пост 
0
3502
Время на чтение 10 минут
Фото: предоставлено автором

Часть 1.

Часть 2.

Два текста о Творении. Существуют два текста о Творении:

I. Шестоднев – Творение Богом «из ничего» Перво-мира и Перво-Рая в шесть Божественных Дней. [В главах 1-2 Книги Бытия рассказывается о Творении

1) тварной Вечности («небо») и перво-материи («земля») – (вначале сотвори Бог небо и землю); [Земля была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою].

2) Перво-Вселенной, Перво-Земли, Перво-Рая и Перво-Человека – Адама].

«Шесть дней творения четко разделены, и упоминаются день, ночь, вечер и утро. Но нужно учитывать ‒ это отметила М.Г. Петрушевская, ‒ что в древнееврейском оригинале “вечер” означает смешение, а “утро” ‒ порядок.

И получается, что каждый день творение преодолевает некую ‒ одну шестую ‒ часть общей первоначальной нерасчлененности, смешения первого дня, чтобы закончить общим порядком ‒ “хорошо весьма”. То есть, Шестоднев описывает творение как ступенчатый процесс, происходящий исключительно в положительной динамике» (прот. Александр Салтыков. Что будет в Раю? //Правмир, 16.01.2014).

В шестой же день происходит грехопадение Адама, проклятие земли, отделение от нее Перво-Рая, облачение Адама и Евы в «кожаные ризы», и засим отправление грешной пары на проклятую землю. На ней и начинается история человечества.

После «спуска» Адама из Перво-Рая на землю в православной хронологии проходит до нашего дня 7 531 год.

II. Научное физико-математическое описание «наблюдаемой» Вселенной, возникшей в результате взрыва некоего «первоатома». [Возможны варианты, ‒ типа флуктуации вакуума. Что представляет собой «первоатом» или указанная флуктуация, равно как и сам, порождающий ее вакуум, наука умалчивает].

В этой Вселенной, созданные в мире Шестоднева за несколько «перво-дней» вещества и существа вновь возникают уже на протяжении миллиардов и миллионов лет.

Существа возникают, кстати, совершенно необъяснимым с точки зрения самой науки образом. Смотрите сами.

Вероятность самозарождения жизни в наблюдаемой Вселенной. Скажем вероятность самозарождения простейшей бактерии за время, сравнимое с возрастом «наблюдаемой Вселенной» в 13,8 млрд. лет, составляет, по расчетам крупнейших космологов, величину, выражаемую десятичной дробью с сорока тысячами нулями после запятой:

«по расчетам астрофизика Фреда Хойла, вероятность возникновения одной такой бактерии всего один раз за временной интервал в один миллиард лет (и это самый оптимистичный вариант!) составляет чудовищно ничтожную величину 10–39.950!

По сравнению с этим грандиозно малым числом бледнеет все, что имеет хоть какой-нибудь реальный смысл. Даже вероятность найти во Вселенной с закрытыми глазами определенную, помеченную частицу составляет всего-навсего 10–78» (Севальников А.Ю. Телеологизм и современная наука. // Метафизика, 2012, № 2 (4), с. 16-35).

Последнее означает, что в миллиарды миллиардов раз вероятнее самозарождения самой завалящей бактерии следующее действо: пометить, скажем, зеленым фломастером какой-нибудь электрон, моментально забросить его, допустим в туманность Андромеды, затем, не глядя, столь же быстро протянуть туда руку, и ухватить именно сей помеченный электрон.

Вообще в настоящее время активно обсуждается проблема введения в науку «телеологического принципа», подразумевающего, что у Творения есть цель. При этом уже сейчас очевидно наличие во Вселенной, так называемого антропного принципа, причем в сильной его форме. Иначе появление в ней не только человека, но вообще чего-либо живого было бы в принципе невозможно, чисто «физически».

Но даже при столь невероятно благодатных условиях во Вселенной вероятность «случайного образования [за всю историю Земли] всей человеческой хромосомы, содержащей весь набор генов, как показали Барроу и Типлер (Barrow J.D., Tipler F.J. Antropic cosmological principle. Clarendon press, Oxford University Press. N.Y., 1986), просто шокирует – она колеблется между 10–12.000.000 и 10–24.000.000.

В человеческом организме насчитывается около 25 тысяч ферментов. Вероятность случайного их возникновения один-единственный раз за один миллиард лет, без учета того, что они затем должны образовать чрезвычайно сложную конструкцию человеческого тела, составляет 10–599.950. Это приблизительно соответствует шансам игрока в кости 770 000 раз подряд выбросить шестерку!

Приведенные данные, а их значительно больше, да и куда более впечатляющих, часто служат для обоснования теистической интерпретации происхождения Вселенной» (см.: Севальников А.Ю. Телеологизм и современная наука…).

«Теистическая эволюция» и «младоземельный креационизм». Такая «теистическая интерпретация» носит название «теистической эволюции». Конкуренцию ей в попытке «христиански соединить» данные Книги Бытия и Книги науки, составляет так называемый «младоземельный креационизм».

Концепция «теистической эволюции» берет за первичную основу научные знания и стремится разрешить противоречия с библейским рассказом о сотворении мира с помощью расширительного или аллегорического толкования библейских текстов.

«Младоземельный креационизм», напротив, исходит из буквального понимания первых трех глав Книги Бытия и пытается трактовать научные данные таким образом, чтобы они укладывались в представление о «молодой» Земле и Вселенной.

К этим двум концепциям в основном и сводятся до сих пор попытки христианских мыслителей непротиворечиво соединить оба текста: библейский и научный. Однако за последние десятилетия появилось немало работ, принадлежащих перу как духовных лиц, так и просто христианских ученых, в которых наглядно показана неадекватность обоих этих подходов (наиболее полно и связно сказано об этой неадекватности в цикле статей В.В. Иваненкова «Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины?». // Богослов.Ру. 2016).

«На пальцах» можно сказать, что в «теистической эволюции» нет места «мистерии грехопадения», без которой теряет смысл и само Пришествие и Воплощение Христа, а «младоземельный креационизм» фатально не соответствует вполне проверяемым научным данным.

Вывод, сделанный многими авторами из этих фактов, сводится к констатации, что Перво-мир Шестоднева и наблюдаемая Вселенная принципиально различны.

Хотя и генетически связаны друг с другом той самой «мистерией грехопадения».

Характерные черты мира Шестоднева. Геоцентризм, нетленность и совершенность. В частности, мир Шестоднева – геоцентричен.

Солнце, луна и звезды сотворены на четвертый день, после зелени, травы, сеющей семя и дерева плодовитого дающего плод, сотворенных в день третий. Причем никакой ошибки в последовательности здесь быть не может.

Перво-мир мог процветать и без светил, как без светил будет процветать Небесный Иерусалим.

Время Шестоднева – совершенно и «нетленно» – 2-й закон термодинамики не действует. Все последовательное творение лишь нарастает в своем совершенстве.

Количественно время Перво-мира в принципе неопределимо: «Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить». «Мы видим, что обыкновенные дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро – вследствие восхода солнца. Но из этих дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый» (Блаж. Августин. О граде Божием. Кн. 11, Гл. 6, 7. Минск – М., 2000, с. 520, 471).

«Кажущийся возраст» и мгновенность всего Творения. Преп. Ефрем Сирин в «Толковании на книгу Бытия» (Гл. 1) обратил внимание на «кажущийся» возраст всех творений в мире Шестоднева, в том числе и космических объектов (см.: прот. Александр Салтыков. Что будет в Раю?...; прот. Александр Салтыков, Серебряков Н.С. К проблеме времени первозданного творения: «кажущийся» возраст творения. // Сб. докладов XIX Кадашевских чтений, 2016). Так, луна была создана мгновенно, а выглядела так, как будто ей много дней: «Как дерева, травы, животные, птицы и человек явились вместе и стары, и молоды: стары по виду членов и составов их, а молоды по времени своего сотворения, – так и луна была вместе и стара, и молода: молода, потому что едва сотворена, стара, потому что полна, как в пятнадцатый день. <...> Как луна сотворена, какой видим ее в пятнадцатый день, так солнце, хотя ему был первый день, при сотворении своем явилось четверодневным».

О мгновенном появлении всех творений в их зрелом виде говорят многие святые отцы.

Святитель Григорий Нисский пишет о том, что, скажем, колос был сразу создан колосом, и уже потом породил семя. Григорий Нисский и человека сравнивает с колосом.

Человек был сразу создан совершенным.

Василий Великий в Беседах на Шестоднев говорит: «Да прорастит земля былие. И земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени прошла все виды возрастания, и тотчас довела прозябения до совершенства. … Осуждение еще не препятствовало плодородию земли: все сие было прежде греха, за который осуждены мы в поте лица есть хлеб. …

По сему глаголу сгустились кустарники, выбежали из земли все деревья, обыкновенно достигающие чрезвычайной высоты, – ели, кедры, кипарисы…

Все мелкие дерева сделались вдруг ветвистыми и густыми; явились употребляемые для венцов растения – розы, мирты и лавры.

Ничего этого прежде не было на земле, и все в одно мгновение времени пришло в бытие…

Но роза была тогда без шипов: впоследствии уже [после грехопадения и проклятия земли] к красоте цвета присоединены терния, чтобы неподалеку от приятного наслаждения имели мы и готовую скорбь, вспоминая о грехе, за который земля осуждена возращать нам тернии и волчцы» (Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. М., 2010, с. 81-82).

Фактически преп. Ефрем и другие св. отцы говорят о том, что не только земля и происшедшие из нее существа, не только луна и солнце, но и все светила, весь космос были вместе «и стары, и молоды».

Все эти объекты были созданы в шесть «перво-дней». При этом «кажущийся возраст» у луны – один, у солнца – другой, а у взрослого человека Адама и вовсе третий.

А раз возраст творений был кажущимся, они были одновременно и «стары» и «молоды», то это говорит об их определенной «вневременности»: категория времени в обычном понимании может быть лишь условно применима к сказанию о творении мира. Это значит, что мир до грехопадения невозможно описывать в рамках научной хронологии.

В Перво-мире не было смерти, не было мучения, взаимоистребления и страдания.

Но и безсмертие было там можно сказать «условное». В Перво-мире уже присутствовал человек ‒ Адам, наделенный абсолютной свободой воли. И от его ответа на слова Бога зависело будущее мира Шестоднева.

Вселенная ожидала решения Адама, повелителя, данного ей Богом: что он выберет, обладая свободой ‒ выполнить волю Божию или нарушить ее? Вот, он решил.

И «кажущийся» возраст мгновенно реализовался в то, что мы имеем.

Но прежде, чем перейти к рассказу о грехопадении и его последствиях, следует определиться с местом, где это грехопадение произошло. То есть – с Перво-Раем.

Когда он был сотворен, и где расположен. Оказывается и здесь не все так однозначно.

Борис Глебович Галенин, военный историк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Великий пост
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:16
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 11:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05