В настоящей работе, как и некоторых последующих, подробнее раскрывается содержание тезисов «Сверхкраткой истории Творения» и даются некоторые комментарии к ним. Сначала несколько слов, связанных с хронологическими проблемами. Вспомним в связи с этим «Круг земной истории», о котором нам уже неоднократно приходилось говорить.
Дело завершено, круг замкнулся. Владимир Соловьев в своей «Русской идее» подчеркивает, что христианская Библия – от Бытия до Откровения Иоанна, рассматриваемая даже просто как «книга», – емко, непротиворечиво и более того, изящно и «эстетично» описывает всю историю человечества наряду с ее высшим смыслом:
«Если взять нашу христианскую Библию, собрание книг, начинающееся книгой Бытия и кончающееся Апокалипсисом, и разобрать ее помимо каких бы то ни было религиозных убеждений, как простой исторический и литературный памятник, то мы принуждены будем признать, что перед нами произведение законченное и гармоничное: создание неба и земли и падение человечества в лице первого Адама − в начале; восстановление человечества в лице второго Адама, или Христа, − в центре; и в конце − апокалиптический апофеоз, создание неба нового и земли новой "в них же правда живет", откровение преображенного и прославленного мира, Нового Иерусалима, нисходящего с небес, скинии, где Бог с людьми обитает (Апок. XXI). Конец произведения связан здесь с началом, создание мира физического и история человечества объяснены и оправданы откровением мира духовного, представляющего совершенное единение человечества с Богом. Дело завершено, круг замкнулся, и даже с чисто эстетической точки зрения ощущается удовлетворение».
О цели и смысле земной истории согласно Писанию. Понятно, что если рассматривать христианскую, прежде всего нашу православную Библию – в ее единстве Ветхого и Нового Завета, – не просто, как «собрание книг», но как «Книгу книг» – Высшее Откровение и Высшее Знание, прежде всего об истории и ее смысле, то все сказанное Владимиром Соловьевым, оставаясь совершенно справедливым, приобретает дополнительно сакральное звучание.
А слова: «дело завершено, круг замкнулся» рисуют нам геометрически совершенный круг земной истории. Действительно, всю земную историю человечества – прошлую, настоящую и грядущую, можно изобразить в виде «свернутого в круг» направленного отрезка:
Рис. 1. Круг земной истории
Начальная точка – «создание и падение человечества в лице первого Адама», центральная – Воплощение и Воскресение Христа, конечная – «апокалиптический апофеоз».
Длина отрезка в данном случае не играет роли, так как уже в начальных главах теории множеств наглядно показано, что единичный интервал (0,1) содержит такое же множество точек, как вся безконечная прямая, – один из парадоксов актуальной безконечности.
Для истории, точки на ее «круге» – это события, и места им даже на единичном «круге истории» – вполне хватит. Но это так, к слову.
Возвращаясь же к содержательному значению «круга истории» вначале уточним, в каком году от сотворения мира – поскольку речь идет о библейской хронологии, ‒ мы живем.
Строго говоря, необходимо говорить не от «сотворения мира», а «от Адама», конкретно от того момента, когда за «антипартийное поведение в форме грехопадения» тот был удален из Перво-Рая в нашу юдоль скорби. (Причём все параметры «наблюдаемой» Вселенной в той части её, что является планетой Земля, были уже так «подогнаны» к Земле Шестоднева, что похоже Адам не сразу и понял, насколько сменилась его «среда обитания». О вселенной Шестоднева в соотношении с наблюдаемой Вселенной, и о «круге земной истории» разговор, даст Бог, будет у нас впереди, а краткое представление о «круге истории» можно получить по второй части статьи «В белом Раю лежит богатырь»).
Поэтому далее будем употреблять термины «от сотворения мира» и «от Адама» по их уместности к моменту изложения. Ведь именно «от Адама» началось историческое время, началась земная история, сколько бы лет – по астрономическим и прочим данным ‒ ни насчитывала бы наблюдаемая Вселенная.
Для христиан факт «от Адама» ‒ очевиден, так как земная родословная самого Господа нашего Иисуса Христа – в третьей главе самого «фундированного» Евангелия от Луки – доходит до Адама. И неважно, что там приводится, по-видимости, родословная Иосифа-Обручника. Иосиф – из рода Давида, а Давидыч мог взять в жены только Давидовну. Поэтому родословие Св. Иосифа и Богородицы и Приснодевы Марии, по крайней мере от Давида до Адама совпадают. И уж по-любому – от Ноя.
Поэтому, повторим, – независимо от астрономического возраста наблюдаемой Вселенной, ‒ ничего содержательного в «круге земной истории» ранее удаления праотца Адама из Рая происходить просто не может, и в этом смысле наша «наблюдаемая» ‒ и при этом верно понятая история ‒ просто обязана совпадать с историей священной по времени их протекания.
В каком же году от сотворения мира и Адама мы живем? На православном Востоке с VI века в Ромее-Византии эра летосчисления началась «от сотворения мира» 1 марта 5508 года до Р.Х. Счет дней велся от Адама, который, по расчетам ромейских богословов, был сотворен в пятницу 1 марта 1 года данной «миротворческой» эры.
Возраст мира был тщательно посчитан исходя из возраста патриархов и других основных героев Ветхого Завета по тексту Септуагинты.
Иногда, для большей иллюстративности и наглядности, говорят о некоей аналогии. Праотец Адам сотворен был, можно сказать, в «пятый с половиной» день творения мира Шестоднева. Поэтому неудивительно, что Спаситель мира Иисус Христос снисшел на «грехопадшую» землю через пять с половиной тысяч лет от выселения на нее Адама, ‒ ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» [2 Петр. 3:8]. А с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчетами, ‒ через 5508 лет «от Адама».
Но, повторим, в основе всё же лежал расчёт.
Эта схема летосчисления много веков была календарной системой Руси. Хотя в дальнейшем начало года было перенесено с 1 марта на 1 сентября.
Таким образом, с точностью до нескольких месяцев, связанных с разными началами светского и церковного годов, можно смело утверждать, что по православному календарю 2023 год соответствует 7531 году от сотворения мира, или от Адама.
О том, почему мир Шестоднева и наблюдаемая Вселенная являются принципиально иными «конструктами», и чем «время Шестоднева» отличается от времени нашего мира, ‒ отдельный рассказ.
Борис Глебович Галенин, военный историк