В России снова заговорили об отказе от «Болонской системы». В связи с этим народ вопрошает: «А не отменят ли по такому случаю ещё и ненавистный Единый Государственный Экзамен?» А чиновники отвечают: «Нет! Это даже не обсуждается!».
Возникает странная ситуация. Большое количество людей уверено, что ЕГЭ был частью Болонского процесса, и требуют его отмены. А чиновники отмены не хотят и утверждают, что экзамен никогда и не был его частью.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев придумал (ещё в прошлом году) замечательное объяснение: «Все привыкли путать Болонскую систему с единым государственным экзаменом. (…) Получилось так, что в один период шло обсуждение о вводе Болонской системы в образ высшего образования. В этот же период мы перешли к итоговой аттестации одноуровневой. (…) Его назвали тогда единым государственным экзаменом. Эти две сущности совершенно между собой не связаны. Болонская система не требовала проведения данной процедуры…».
Кто же прав? Народ или чиновники? Чтобы в этом разобраться, нужно для начала вспомнить, что такое Болонский процесс. Болонский процесс — это процесс реформ с целью гармонизации национальных образовательных систем высшего образования и создания единого Европейского Пространства Высшего Образования. Процесс сей стартовал в 1999 году, а на проведение реформ было отведено десять лет.
В 2010 году на Будапешто-Венской конференции состоялся официальный запуск Европейского пространства высшего образования. На бумаге получалось, что цель Болонского процесса была достигнута. А на деле мало кто из участников выполнил все требования процесса, поэтому реформы продолжаются и поныне.
Теперь разберём, каковы же требования Болонского процесса? Основных, обозначенных с самого начала, всего пять: 1) легко понимаемые и сопоставимые уровни квалификации (благодаря европейскому приложению к диплому); 2) деление высшего образования на два основных цикла (всего 5 лет обучения по моделям 3+2 или 4+1); 3) система зачётных единиц (кредитов); 4) обеспечение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев; 5) обеспечение качества образования.
Более подробно требования и результаты реформ я рассматривал в статьях «Крах Болонского процесса» и «Болонья вместо Болоньи?».
Как видно, в требованиях действительно нет ничего про ЕГЭ. Но всё не так просто.
В конце сентября 2003 года состоялось заседание Совета по педагогическому образованию. На нём бывший тогда министром образования Владимир Михайлович Филиппов рассказал о планах реформаторов образования. Он объявил, что Россия подписала Болонскую декларацию, и теперь, ради Болонского процесса, нужно «форсировать внедрение ЕГЭ как единого критерия для поступления в вуз» (цит. по статье Е. Галкиной «Болонские тайны» реформы образования).
Также Россия (как и другие страны-участницы Болонского процесса) каждые два года готовила национальные доклады, в которых рассказывала о ходе и результатах реформ. И в них она докладывала… о внедрении ЕГЭ! (Доклады написаны на английском, и их не так просто найти. Далее перевод мой.)
Например, в докладе 2005 года читаем: «9. Социальное измерение Болонского процесса. 9.1. Опишите меры, которые способствуют обеспечению равенства доступа к высшему образованию. …оно может быть достигнуто… посредством введения единого государственного выпускного экзамена в средней школе…».
В докладе 2007 года: «Изменения в области непрерывного образования. 20. Опишите любые процедуры признания предшествующего образования, включая формальные и неформальные образовательные траектории. В Российской системе образования внедряются новые формы и процедуры признания предшествующего образования. Одной из процедур признания предшествующего образования является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). (…)
Социальное измерение. 25. Опишите меры, которые способствуют обеспечению равенства доступа к высшему образованию в вашей стране. В последние годы доступность качественного высшего образования несколько выросла благодаря реализации следующих мер: расширение географического охвата Единого государственного экзамена (ЕГЭ)…».
В 2009: «1. Основные изменения, произошедшие после Лондона 2007. Пожалуйста, опишите важные изменения, связанные с Болонским процессом, включая законодательные реформы и изменения в институциональных структурах, со времени Лондонской встречи в 2007 году. (…)
После Лондонской конференции были приняты следующие законы: (…) 2. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" от 09.02.2007 N 17-ФЗ. Закон предусматривает, что процедуры государственной итоговой аттестации в школе и вступительные экзамены в вузах и ссузах должны быть заменены на Единый государственный экзамен (ЕГЭ)».
То есть, у нас чиновники от образования говорили, что ЕГЭ нужен для Болонского процесса, и перед этим процессом о внедрении этого ЕГЭ отчитывались. Такие вот «две несвязанные между собой сущности»!
Так что не народ «запутался» и связал ЕГЭ с Болонским процессом. Это реформаторы от образования что-то попутали и формально привязали свои «хотелки» к направлениям Болонского процесса.
Понятно, почему это было сделано. У Болонского процесса был установлен строгий срок окончания — 2010 год. Поэтому с ним ЕГЭ и связали, чтобы «ускорить внедрение». «А то не успеем, и в Европу не возьмут».
А сейчас, видите ли, оказывается, что Европе это было не нужно. Да и вообще мы Европе оказались не нужны. А кому тогда было нужно ломать образование в России? И зачем?
Нет ответа.
Фёдор Александрович Шиманский, публицист, исследователь современной истории
2. Ответ на 1, Тюменец:
В самом деле. Назвать можно как угодно. Если чиновникам милы буквы Е, Г и Э - пусть оставляют. Борются не с аббревиатурой, а с тестами.
1. «А не отменят ли по такому случаю ещё и ненавистный Единый Государственный Экзамен?»