itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ЕГЭ (не) был частью Болонского процесса!

Уловки реформаторов образования

Национальная доктрина образования  Закон об Образовании в РФ  Русская цивилизация и Запад 
0
659
Время на чтение 4 минуты
Фото: из открытых источников

В России снова заговорили об отказе от «Болонской системы». В связи с этим народ вопрошает: «А не отменят ли по такому случаю ещё и ненавистный Единый Государственный Экзамен?» А чиновники отвечают: «Нет! Это даже не обсуждается!».

Возникает странная ситуация. Большое количество людей уверено, что ЕГЭ был частью Болонского процесса, и требуют его отмены. А чиновники отмены не хотят и утверждают, что экзамен никогда и не был его частью.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев придумал (ещё в прошлом году) замечательное объяснение: «Все привыкли путать Болонскую систему с единым государственным экзаменом. (…) Получилось так, что в один период шло обсуждение о вводе Болонской системы в образ высшего образования. В этот же период мы перешли к итоговой аттестации одноуровневой. (…) Его назвали тогда единым государственным экзаменом. Эти две сущности совершенно между собой не связаны. Болонская система не требовала проведения данной процедуры…».

Кто же прав? Народ или чиновники? Чтобы в этом разобраться, нужно для начала вспомнить, что такое Болонский процесс. Болонский процесс — это процесс реформ с целью гармонизации национальных образовательных систем высшего образования и создания единого Европейского Пространства Высшего Образования. Процесс сей стартовал в 1999 году, а на проведение реформ было отведено десять лет.

В 2010 году на Будапешто-Венской конференции состоялся официальный запуск Европейского пространства высшего образования. На бумаге получалось, что цель Болонского процесса была достигнута. А на деле мало кто из участников выполнил все требования процесса, поэтому реформы продолжаются и поныне.

Теперь разберём, каковы же требования Болонского процесса? Основных, обозначенных с самого начала, всего пять: 1) легко понимаемые и сопоставимые уровни квалификации (благодаря европейскому приложению к диплому); 2) деление высшего образования на два основных цикла (всего 5 лет обучения по моделям 3+2 или 4+1); 3) система зачётных единиц (кредитов); 4) обеспечение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев; 5) обеспечение качества образования.

Более подробно требования и результаты реформ я рассматривал в статьях «Крах Болонского процесса» и «Болонья вместо Болоньи?».

Как видно, в требованиях действительно нет ничего про ЕГЭ. Но всё не так просто.

В конце сентября 2003 года состоялось заседание Совета по педагогическому образованию. На нём бывший тогда министром образования Владимир Михайлович Филиппов рассказал о планах реформаторов образования. Он объявил, что Россия подписала Болонскую декларацию, и теперь, ради Болонского процесса, нужно «форсировать внедрение ЕГЭ как единого критерия для поступления в вуз» (цит. по статье Е. Галкиной «Болонские тайны» реформы образования).

Также Россия (как и другие страны-участницы Болонского процесса) каждые два года готовила национальные доклады, в которых рассказывала о ходе и результатах реформ. И в них она докладывала… о внедрении ЕГЭ! (Доклады написаны на английском, и их не так просто найти. Далее перевод мой.)

Например, в докладе 2005 года читаем: «9. Социальное измерение Болонского процесса. 9.1. Опишите меры, которые способствуют обеспечению равенства доступа к высшему образованию. …оно может быть достигнуто… посредством введения единого государственного выпускного экзамена в средней школе».

В докладе 2007 года: «Изменения в области непрерывного образования. 20. Опишите любые процедуры признания предшествующего образования, включая формальные и неформальные образовательные траектории. В Российской системе образования внедряются новые формы и процедуры признания предшествующего образования. Одной из процедур признания предшествующего образования является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). (…)

Социальное измерение. 25. Опишите меры, которые способствуют обеспечению равенства доступа к высшему образованию в вашей стране. В последние годы доступность качественного высшего образования несколько выросла благодаря реализации следующих мер: расширение географического охвата Единого государственного экзамена (ЕГЭ)…».

В 2009: «1. Основные изменения, произошедшие после Лондона 2007. Пожалуйста, опишите важные изменения, связанные с Болонским процессом, включая законодательные реформы и изменения в институциональных структурах, со времени Лондонской встречи в 2007 году. (…)

После Лондонской конференции были приняты следующие законы: (…) 2. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" от 09.02.2007 N 17-ФЗ. Закон предусматривает, что процедуры государственной итоговой аттестации в школе и вступительные экзамены в вузах и ссузах должны быть заменены на Единый государственный экзамен (ЕГЭ)».

То есть, у нас чиновники от образования говорили, что ЕГЭ нужен для Болонского процесса, и перед этим процессом о внедрении этого ЕГЭ отчитывались. Такие вот «две несвязанные между собой сущности»!

Так что не народ «запутался» и связал ЕГЭ с Болонским процессом. Это реформаторы от образования что-то попутали и формально привязали свои «хотелки» к направлениям Болонского процесса.

Понятно, почему это было сделано. У Болонского процесса был установлен строгий срок окончания — 2010 год. Поэтому с ним ЕГЭ и связали, чтобы «ускорить внедрение». «А то не успеем, и в Европу не возьмут».

А сейчас, видите ли, оказывается, что Европе это было не нужно. Да и вообще мы Европе оказались не нужны. А кому тогда было нужно ломать образование в России? И зачем?

Нет ответа.

Фёдор Александрович Шиманский, публицист, исследователь современной истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1, Тюменец:

Не надо путать единый государственный экзамен с тестированием!!!


В самом деле. Назвать можно как угодно. Если чиновникам милы буквы Е, Г и Э - пусть оставляют. Борются не с аббревиатурой, а с тестами.
Константин В. / 06.03.2023, 15:12

1. «А не отменят ли по такому случаю ещё и ненавистный Единый Государственный Экзамен?»

Не надо путать единый государственный экзамен с тестированием!!!
Тюменец / 06.03.2023, 13:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Фёдор Шиманский
Чем 30 лет занимался Институт философии?
Вся работа ИФРАН, хоть и заявленная как «изучение феномена плюрализма» и «исследование противоречий и противостояний западной философии XX века», получается на удивление однобокой и какой-то ущербной
15.02.2024
Кому и зачем нужна шумиха вокруг ИИ?
Кто-то очень хочет оправдать всеобщую слежку и создание «электронного концлагеря»
28.08.2023
Опасения об ИИ
Нужно высвечивать тех, кто делает шумиху вокруг искусственного интелекта
03.07.2023
Яндекс.Подлянка
Яндекс предлагает людям самим создать себе замену или «могильщиков»
29.06.2023
Домострой — в школы
Нужен ли такой предмет в современном образовании?
21.06.2023
Все статьи Фёдор Шиманский
Национальная доктрина образования
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Великое русское слово...
Что призывала прежде всего сохранить Анна Ахматова?
25.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Мужество для «галочки», или Куда зовёт Родина-Мать?
​​​​​​​Когда и кто начал прятать от детей подвиги народа и скрывать героев?
19.02.2024
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Сатанисты жаждут крови
Те, кто принял выбор распинателей Христа, – им нужен этот мир со всеми его богатствами, им нужна вся наша Россия
27.03.2024
Русский город Выборг и памятник шведскому оккупанту
Прозападные настроения в ограниченных, но агрессивных кругах российского общества надо преодолевать
27.03.2024
Теракт в Москве, ответный удар по Украине,
Буданов радуется произошедшему теракту
27.03.2024
Не совсем по Гумилёву?
В Западной Европе в результате ряда мутаций происходит постепенное перерождение традиционных этносов, причём быстрее всего протестантских по религии, как прежде всего разорвавших с традицией
26.03.2024
Россия как объект жертвоприношения
Сейчас главная задача – отстоять нашу цивилизацию, основанную на созидании и нравственности, духовности и глубокой религиозности!
25.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44