Профессиональная идентичность педагога выступает как необходимое условие профессиональной успешности, как залог эффективности и качества профессиональной деятельности, как фактор профессионального долголетия, как важнейший социально-психологический признак благополучия личности, а в массе специалистов (работников) является также индикатором социально-психологического благополучия всей профессиональной отрасли (например, профессиональная идентичность учителей, воспитателей и других специалистов в сфере педагогики выступает важным критерием благополучия системы образования в целом).
Как часто педагоги задаются вопросом о правильности своего профессионального выбора?
Как часто молодые учителя и учителя со стажем сомневаются, пребывают в нерешительности, не могут определиться с преимуществами и рисками, связанными со сменой профессии, даже тяготятся своей «вынужденной» принадлежностью к сфере образования?
Сфера образования переживает кризис, проявляющийся среди прочего в истончении духовных и нравственных оснований педагогической культуры, нарастании нравственно не управляемого потока социальной и профессиональной информации, приводящего к сущностным изменениям в духовном мире педагога, его менталитете, психике, системе ценностей.
Наиболее очевидные риски выражаются в следующем.
● в духовно-нравственной сфере – разрушение традиционных ценностных педагогических установок, норм педагогической деятельности и поведения; нарушение эмоциональной связи между педагогами и воспитанниками в противовес декларациям о том, что «обучение в школе должно благотворно влиять на общее развитие личности ребенка … важнейшим условием этого … является наличие у учителей наряду с основательным знанием предмета и педагогическим мастерством таких качеств, как готовность принимать себя и других, эмпатия, искренность, положительное самовосприятие, отсутствие тревожности и неуверенности в себе»;
● в трудовой сфере – падение престижа педагогической деятельности; ощущение многими педагогами бессмысленности и бесперспективности своей работы; трудовая пассивность, характеризующая «постоянным и непреодолимым стремлением окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил, защитил бы от внешних влияний»; сужение сферы культурно-творческой деятельности (мысль в «футляре»); утверждение в педагогической среде потребительской идеологии;
● в этической сфере – очевидные процессы дезинтеграции жизненных программ в отношениях между педагогами и воспитанниками, ведущие к острым межличностным конфликтам; снижение потенциала сотрудничества; утрата в профессиональной педагогической среде интеллигентности как «новой, высшей фазы культурности, характеристиками которой являются высокое трудолюбие человека, его социальная культура, высокие нравственные принципы».
Мы можем выделить три основные группы качеств педагога, сформированность которых оказывает положительное воздействие на преодоление деформации профессиональной идентичности российского учителя.
1. Социальные и общественно-личностные качества педагога. Совокупность этих качеств позиционирует педагога как общественного деятеля, в том числе и в глазах школьников.
Возрастные особенности старших школьников психологи определяют как период «бури и натиска»: существует огромная потребность в признании собственной оригинальности, и хочется любыми путями обратить на себя внимание. Обычно предъявляются жесткие моральные требования к взрослым и, особенно, к учителям.
Таким образом, от педагога требуется не просто общественно-социальное позиционирование, которое сродни актёрскому мастерству, но действительное следование идеям гражданственности, патриотизма, развитой эстетической культуры и т. д. Любая фальшь будет замечена и, в таком случае неизбежным является падение авторитета педагога. Это делает воспитательный процесс нерезультативным, если вообще возможным.
УЧИТЕЛЬ должен быть не простым и формальным лидером, но Наставником в исконно русском понимании этого слова. А для того, чтобы «наставлять», необходимо самому испытывать субъективную потребность в передаче освоенного общественного опыта.
Рассматривая аспект социальных и общественных качеств личности педагога, следует отметить, что современные условия предоставляют школьнику доступ к обширной информационной базе, посредством функционирования глобальной сети. Содержание информации в интернете отличается разнообразием и качеством. С популяризацией социальных сетей, общение в виртуальном пространстве стало преобладать над непосредственным, межличностным. Пользователи свободно обмениваются музыкой, аудио и видеоинформацией дистанционно.
В результате у подростков очень часто формируются определённые представления о «взрослой жизни» благодаря роликам в сети, «молодёжному» кинематографу и т. д.
Как отмечают педагоги, материальные ценности сегодня доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Таким образом, социальным качествам педагога предстоит встретиться с условиями молодёжной среды, в которых педагог не должен оказаться «лишним», поскольку от этого зависит успех воспитательного процесса.
2. Профессионально-педагогические качества. Наряду с общественной позицией педагога, его профессиональные качества также должны соответствовать высоким установкам духовно-нравственного воспитания. Теоретическая и методологическая база знаний играет ключевую роль в воспитательном процессе, его организации. Структурированность образовательного пространства в этом аспекте является одним из показателей профессионализма педагога. Точное целеполагание, чёткая формулировка воспитательных задач, совместное следование педагога и школьника в воспитательном процессе – вот составляющие компоненты профессиональной культуры педагога. Иными словами, УЧИТЕЛЬ должен быть готовым к ответу на любой вопрос в рамках воспитательного процесса (и даже за его рамками).
3. Индивидуально-личностные качества педагога. В ходе образовательного процесса общение педагога со школьниками протекает не только в рамках учебной деятельности. Это означает, что во внеурочной деятельности внимание подростков будет приковано к индивидуально-личностным качествам педагога.
Высота нравственной позиции (общественной, профессиональной) не должны делать его недоступным для простого межличностного общения. Успешность процесса духовно-нравственного воспитания во многом определяется желанием подростка задать персональный вопрос, разрешить личную нравственную проблему.
В таких случаях, умение педагога выслушать, проявить сочувствие, понимание становятся ключевыми в индивидуальном порядке воспитания. Открытость для межличностного общения, умение и желание вести диалог на интересующие подростка темы являются очередным показателем успешности воспитательного процесса.
Пути преодоления через эффективные меры по повышению статуса учителя в обществе. Одновременно следует решать комплекс задач, связанных с повышением квалификации учителей, углублением их компетенции, улучшением качества деятельности, чтобы в профессию шли ЛУЧШИЕ.
Социальный пакет для педагогов, который создаст конкурентоспособную среду, направленную на привлечение достойных профессионалов. В идеале – приравнять к рангу государственного и муниципального служащего, (как было в России до 1917 года), при наличии стажа работы в одной образовательной организации от 10 лет, плюс наличие профессиональных успехов.
Заработная плата должна быть такой, чтобы в школу пришли мужчины, способные на заработную плату прокормить семью (например, в Турции в начальной школе, где учатся и девочки и мальчики совместно, и по 40 человек в классе, основную долю учителей составляют мужчины! Сегодня много говорят о раздельном обучении мальчиков и девочек в начальной школе, т.к. учителя – женщины, и воспитание мальчиков западает, вырастают немужественные мальчики) Один из вариантов – исключить это: учитель должен быть мужчина!
Методически помогать молодым учителям, выделяя для этого наставников (учителей, вышедших на пенсию и покинувших школу) как «серебряных» волонтеров и уважая их как волонтеров (со всеми вытекающими для волонтеров преференциями), и не забывать про них.
Принять Кодекс этики педагога, обсудив его на педагогических советах, а затем с родительскими сообществами.
Договориться, что можно, что нельзя, что хорошо и что плохо, и четко этого придерживаться. (Пример - Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»).
Принять «Кодекс ученика» или «Правила поведения учащихся», как это было раньше (дореволюционный период и советский). Эти Правила должны быть публично широко обсуждены с родительской общественностью, приняты локальным актом в школе, размещены на самом видном месте в школе, напечатаны на всех тетрадях на последнем титуле, как это было раньше. И должны неукоснительно исполняться.
Проект предложений продвижения профессии учитель как государство-образующей.
- создать цикл телепрограмм «Сердце отдаю детям», передающих образ человека, посвятившего себя профессии.
Живые, яркие герои, из разных субъектов РФ - рассказ о том, как пришёл в профессию, почему выбрал именно её, каким был первый урок, чему научился у детей сам, каким видит отечественное образование.
Здесь же – лучшие педагогические практики, лучшие подходы отечественного образования, немного истории об отечественной педагогике (коротко, понятно, результативно), географии (о каждом субъекте РФ, где сегодня герой дня).
Герои - как действующие педагоги, так и педагоги на заслуженном отдыхе. Создать коллекцию телепрограмм.
- создать цикл региональных передач или фильмов об учителе (есть практики в Вологде, Саранске, Оренбурге).
- рассказывать в СМИ (центральных и региональных) об учителях, работающих в непростых условиях, но любящих профессию (сельская местность, интернаты, коррекционные школы). Объявить журналистский конкурс на лучшую статью об учителе.
- создать литературную премию среди книг об учительской профессии
- включить в программу обучения уроки, знакомящие детей с ролью учителя в истории становления России.
НЕ сокрушаться по поводу кризиса в системе образования, не воспринимать его как явление отрицательного свойства, а с пониманием относиться к происходящему (оно неизбежно, как неизбежны и издержки, и заблуждения, и ошибки, допускаемые в периоды кризисов).
При этом «относиться с пониманием» отнюдь не означает пассивно-примирительной позиции к просчетам, допускаемым в «горниле» образовательных преобразований и реформ.
Напротив, «понимать» означает «активно действовать» в том направлении, которое представляется каждому специалисту в сложившейся ситуации как наиболее целесообразное и перспективное.
Доклад на круглом столе «Актуальные вопросы школьного образования в контексте Указа Президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 08.12.2022.
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профобразования им.акад. РАО В.А. Сластенина, МПГУ
1.