Вопросы профессиональной идентичности современных педагогов

Риски, деформация, пути преодоления

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Закон об Образовании в РФ 
1 Дмитриев 
698
Время на чтение 8 минут
Фото: Предоставлено автором

Профессиональная идентичность педагога выступает как необходимое условие профессиональной успешности, как залог эффективности и качества профессиональной деятельности, как фактор профессионального долголетия, как важнейший социально-психологический признак благополучия личности, а в массе специалистов (работников) является также индикатором социально-психологического благополучия всей профессиональной отрасли (например, профессиональная идентичность учителей, воспитателей и других специалистов в сфере педагогики выступает важным критерием благополучия системы образования в целом).

Как часто педагоги задаются вопросом о правильности своего профессионального выбора?

Как часто молодые учителя и учителя со стажем сомневаются, пребывают в нерешительности, не могут определиться с преимуществами и рисками, связанными со сменой профессии, даже тяготятся своей «вынужденной» принадлежностью к сфере образования?

Сфера образования переживает кризис, проявляющийся среди прочего в истончении духовных и нравственных оснований педагогической культуры, нарастании нравственно не управляемого потока социальной и профессиональной информации, приводящего к сущностным изменениям в духовном мире педагога, его менталитете, психике, системе ценностей.

Наиболее очевидные риски выражаются в следующем.

в духовно-нравственной сфере – разрушение традиционных ценностных педагогических установок, норм педагогической деятельности и поведения; нарушение эмоциональной связи между педагогами и воспитанниками в противовес декларациям о том, что «обучение в школе должно благотворно влиять на общее развитие личности ребенка … важнейшим условием этого … является наличие у учителей наряду с основательным знанием предмета и педагогическим мастерством таких качеств, как готовность принимать себя и других, эмпатия, искренность, положительное самовосприятие, отсутствие тревожности и неуверенности в себе»;

в трудовой сфере – падение престижа педагогической деятельности; ощущение многими педагогами бессмысленности и бесперспективности своей работы; трудовая пассивность, характеризующая «постоянным и непреодолимым стремлением окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил, защитил бы от внешних влияний»; сужение сферы культурно-творческой деятельности (мысль в «футляре»); утверждение в педагогической среде потребительской идеологии;

в этической сфере – очевидные процессы дезинтеграции жизненных программ в отношениях между педагогами и воспитанниками, ведущие к острым межличностным конфликтам; снижение потенциала сотрудничества; утрата в профессиональной педагогической среде интеллигентности как «новой, высшей фазы культурности, характеристиками которой являются высокое трудолюбие человека, его социальная культура, высокие нравственные принципы».

Мы можем выделить три основные группы качеств педагога, сформированность которых оказывает положительное воздействие на преодоление деформации профессиональной идентичности российского учителя.

1. Социальные и общественно-личностные качества педагога. Совокупность этих качеств позиционирует педагога как общественного деятеля, в том числе и в глазах школьников.

Возрастные особенности старших школьников психологи определяют как период «бури и натиска»: существует огромная потребность в признании собственной оригинальности, и хочется любыми путями обратить на себя внимание. Обычно предъявляются жесткие моральные требования к взрослым и, особенно, к учителям.

Таким образом, от педагога требуется не просто общественно-социальное позиционирование, которое сродни актёрскому мастерству, но действительное следование идеям гражданственности, патриотизма, развитой эстетической культуры и т. д. Любая фальшь будет замечена и, в таком случае неизбежным является падение авторитета педагога. Это делает воспитательный процесс нерезультативным, если вообще возможным.

УЧИТЕЛЬ должен быть не простым и формальным лидером, но Наставником в исконно русском понимании этого слова. А для того, чтобы «наставлять», необходимо самому испытывать субъективную потребность в передаче освоенного общественного опыта.

Рассматривая аспект социальных и общественных качеств личности педагога, следует отметить, что современные условия предоставляют школьнику доступ к обширной информационной базе, посредством функционирования глобальной сети. Содержание информации в интернете отличается разнообразием и качеством. С популяризацией социальных сетей, общение в виртуальном пространстве стало преобладать над непосредственным, межличностным. Пользователи свободно обмениваются музыкой, аудио и видеоинформацией дистанционно.

В результате у подростков очень часто формируются определённые представления о «взрослой жизни» благодаря роликам в сети, «молодёжному» кинематографу и т. д.

Как отмечают педагоги, материальные ценности сегодня доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Таким образом, социальным качествам педагога предстоит встретиться с условиями молодёжной среды, в которых педагог не должен оказаться «лишним», поскольку от этого зависит успех воспитательного процесса.

2. Профессионально-педагогические качества. Наряду с общественной позицией педагога, его профессиональные качества также должны соответствовать высоким установкам духовно-нравственного воспитания. Теоретическая и методологическая база знаний играет ключевую роль в воспитательном процессе, его организации. Структурированность образовательного пространства в этом аспекте является одним из показателей профессионализма педагога. Точное целеполагание, чёткая формулировка воспитательных задач, совместное следование педагога и школьника в воспитательном процессе – вот составляющие компоненты профессиональной культуры педагога. Иными словами, УЧИТЕЛЬ должен быть готовым к ответу на любой вопрос в рамках воспитательного процесса (и даже за его рамками).

3. Индивидуально-личностные качества педагога. В ходе образовательного процесса общение педагога со школьниками протекает не только в рамках учебной деятельности. Это означает, что во внеурочной деятельности внимание подростков будет приковано к индивидуально-личностным качествам педагога.

Высота нравственной позиции (общественной, профессиональной) не должны делать его недоступным для простого межличностного общения. Успешность процесса духовно-нравственного воспитания во многом определяется желанием подростка задать персональный вопрос, разрешить личную нравственную проблему.

В таких случаях, умение педагога выслушать, проявить сочувствие, понимание становятся ключевыми в индивидуальном порядке воспитания. Открытость для межличностного общения, умение и желание вести диалог на интересующие подростка темы являются очередным показателем успешности воспитательного процесса.

Пути преодоления через эффективные меры по повышению статуса учителя в обществе. Одновременно следует решать комплекс задач, связанных с повышением квалификации учителей, углублением их компетенции, улучшением качества деятельности, чтобы в профессию шли ЛУЧШИЕ.

Социальный пакет для педагогов, который создаст конкурентоспособную среду, направленную на привлечение достойных профессионалов. В идеале – приравнять к рангу государственного и муниципального служащего, (как было в России до 1917 года), при наличии стажа работы в одной образовательной организации от 10 лет, плюс наличие профессиональных успехов.

Заработная плата должна быть такой, чтобы в школу пришли мужчины, способные на заработную плату прокормить семью (например, в Турции в начальной школе, где учатся и девочки и мальчики совместно, и по 40 человек в классе, основную долю учителей составляют мужчины! Сегодня много говорят о раздельном обучении мальчиков и девочек в начальной школе, т.к. учителя – женщины, и воспитание мальчиков западает, вырастают немужественные мальчики) Один из вариантов – исключить это: учитель должен быть мужчина!

Методически помогать молодым учителям, выделяя для этого наставников (учителей, вышедших на пенсию и покинувших школу) как «серебряных» волонтеров и уважая их как волонтеров (со всеми вытекающими для волонтеров преференциями), и не забывать про них.

Принять Кодекс этики педагога, обсудив его на педагогических советах, а затем с родительскими сообществами.

Договориться, что можно, что нельзя, что хорошо и что плохо, и четко этого придерживаться. (Пример - Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»).

Принять «Кодекс ученика» или «Правила поведения учащихся», как это было раньше (дореволюционный период и советский). Эти Правила должны быть публично широко обсуждены с родительской общественностью, приняты локальным актом в школе, размещены на самом видном месте в школе, напечатаны на всех тетрадях на последнем титуле, как это было раньше. И должны неукоснительно исполняться.

Проект предложений продвижения профессии учитель как государство-образующей.

- создать цикл телепрограмм «Сердце отдаю детям», передающих образ человека, посвятившего себя профессии.

Живые, яркие герои, из разных субъектов РФ - рассказ о том, как пришёл в профессию, почему выбрал именно её, каким был первый урок, чему научился у детей сам, каким видит отечественное образование.

Здесь же – лучшие педагогические практики, лучшие подходы отечественного образования, немного истории об отечественной педагогике (коротко, понятно, результативно), географии (о каждом субъекте РФ, где сегодня герой дня).

Герои - как действующие педагоги, так и педагоги на заслуженном отдыхе. Создать коллекцию телепрограмм.

- создать цикл региональных передач или фильмов об учителе (есть практики в Вологде, Саранске, Оренбурге).

- рассказывать в СМИ (центральных и региональных) об учителях, работающих в непростых условиях, но любящих профессию (сельская местность, интернаты, коррекционные школы). Объявить журналистский конкурс на лучшую статью об учителе.

- создать литературную премию среди книг об учительской профессии

- включить в программу обучения уроки, знакомящие детей с ролью учителя в истории становления России.

НЕ сокрушаться по поводу кризиса в системе образования, не воспринимать его как явление отрицательного свойства, а с пониманием относиться к происходящему (оно неизбежно, как неизбежны и издержки, и заблуждения, и ошибки, допускаемые в периоды кризисов).

При этом «относиться с пониманием» отнюдь не означает пассивно-примирительной позиции к просчетам, допускаемым в «горниле» образовательных преобразований и реформ.

Напротив, «понимать» означает «активно действовать» в том направлении, которое представляется каждому специалисту в сложившейся ситуации как наиболее целесообразное и перспективное.

Доклад на круглом столе «Актуальные вопросы школьного образования в контексте Указа Президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 08.12.2022.

Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профобразования им.акад. РАО В.А. Сластенина, МПГУ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Дельно
Дмитриев / 04.01.2023, 14:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Гончаров
Все статьи Михаил Гончаров
Национальная доктрина образования
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Путь России — собирание народов и земель»
Ответ на статью Андрея Сошенко «Какова ваша позиция, депутат Затулин?»
21.11.2024
«Время и бремя Русского Предстоятеля»: К 78-летию
Святейшего Патриарха Кирилла
21.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36