В последние дни уходящего года принято подводить его итоги. Они пока что очень тревожащие большинство наших сограждан. Главным событием года, несомненно, стала так называемая Специальная военная операция, ставшая зеркалом для власти. В зеркале отразились все промахи и преступления навязанного нам врагами колониального ига, а стремительный разрыв с объединённым Западом никак не повлиял на российский олигархат и чиновничество, чьи мозги и собственность, по-прежнему, остались на обожаемом ими Западе. А между тем воевать нам пришлось с блоком НАТО на подконтрольной ему Украине. И это, как говорят в Одессе, две больших разницы…
Итогом года стало обострение противостояний в нашем тяжело больном обществе, возобновление споров и дискурсов о путях будущего России. На имперском портале «Русская народная линия» с его девизом «Православие. Самодержавие. Народность» 27 декабря появился прелюбопытный документ: «Резолюция-обращение научного собрания «Москва – Третий Рим, а Четвертому не бывать» с обращением ко всем ветвям власти поддержать и усилить декоммунизацию. Что сие означает? «Убрать имена богоборцев, в том числе цареубийц и детоубийц В. Ленина, Я. Свердлова, П. Войкова с площадей, улиц, общественных зданий и учреждений, вернув им исторические названия. Убрать мавзолей (являющийся неоязыческим сооружением) с Красной площади Москвы».
На деле декоммунизация означает снос памятников В.И.Ленину по всей России, то бишь – ленинопад, осуществлённый на Украине с момента захвата её неонацистами, под бурное одобрение западных кукловодов Неньки. Нашему ленинопаду, если ему суждено будет сбыться, будет радостно рукоплескать олигархат да и вся «пятая колонна». Снос мавзолея на Красной площади способен вызвать жесточайший раскол в обществе, чреватый революцией и гражданской войной. Идейная борьба между «красными» и «белыми» не только не закончилась, но набирает новые обороты.
В марте сего года, вскоре после начала СВО, я получила письмо от бывшего коллеги по кафедре литературы тогда ещё Луганского пединститута, убеждённого сторонника Романовской империи: «Ленин и Сталин – величайшие злодеи, а Пётр I, Екатерина и Путин – великие исторические деятели. Если бы не Путин, России уже не было. Он поднял страну после преступников Горбачёва и Ельцина. Этого Вы отрицать не можете».
В моей шкале ценностей, наоборот, Ленин и Сталин – великие исторические деятели, а Пётр Первый и Екатерина Вторая – разрушители России. При Петре была уничтожена треть самого трудолюбивого населения России, в основном – старообрядцев, а празднование Нового года первого января, в Рождественский пост, привело русский народ к глубокому духовному надлому, последствия которого мы видим сейчас. При Екатерине гнёт крепостных крестьян – в угоду дворянству – вырос в разы, что вызвало народную войну под руководством Емельяна Пугачёва. Темпы созидания сталинских времён: бурное строительство новых заводов, фабрик, открытие новых отраслей промышленности, открытие школ, училищ, институтов – вызывали удивление и зависть во всём мире. В ельцинско-путинские времена темпы «оптимизации» – разрушения всего созданного за советский период радовали наших внутренних и внешних врагов. По неофициальным данным было уничтожено около восьмидесяти шести тысяч только одних заводов по всей России. В их число попал и наш Юго-Камский машиностроительный завод, десятилетиями поставлявший продукцию, востребованную как внутри страны, так и за её пределами.
В апреле я получила новое письмо от бывшего коллеги по кафедре: «Православный социализм – это вредная утопия, химера, которая при её осуществлении погубит Россию. Общество во все времена было, есть и будет сословным. Элита, средний класс и низший».
В ответ я возражала, что «низший» класс, составлявший 80% населения дореволюционной России, был отлучён от образования, культуры, участия в экономической и политической жизни, был бесправен и угнетаем «элитой», что неизбежно привело к революции 1917-го года. Большевики дали народу образование и все гражданские права, а в сталинские времена в полную мощь заработали социальные лифты, талантливые выходцы из рабочих и крестьян возглавили великие стройки, и это обусловило нашу Победу.
В очередном письме мой оппонент обрушился на мою веру: «Никогда старообрядческая вера не будет господствующей, у неё много исторических грехов, главный из которых – вмешательство в гражданскую жизнь общества. Старообрядцы – всегда оппозиционеры, как Вы сейчас».
Можно было бы посоветовать оппоненту пройти мой духовный путь от пионерки, комсомолки, атеистки до пятилетнего пребывания в РПЦ, полного разочарования в официальной церкви и прихода к старообрядчеству. Можно было бы посоветовать помолиться в церквях РПЦ, а позже прийти к нам и сравнить, где легче богослужение, а где трудней, но мой оппонент к такому духовному пути оказался неспособен, и наш дискурс прервался.
В конце декабря довелось мне побывать на очень грустном отпевании в нашей поселковой новообрядческой церкви, куда зашла я лишь за лампадным маслом, чтобы не везти его из Перми. Увидала возле гроба небольшую группу людей, человек двенадцать, не более, и очень полного священника с помощником. Отпевали женщину на восьмом десятке лет, скончавшуюся от инсульта. Кассир поведала мне, что из четырёх её сыновей работает и живёт с семьёй лишь один, а трое, крепко подружившись с «зелёным змием», потеряли и семьи, и работу. Они-то своим пьянством и довели мать до смерти. Более того, у них не нашлось денег на похороны, и горестную ситуацию спас единственный работающий сын, приехавший с вахты с деньгами. Из пьющей троицы трезв был один, другой – полупьян, а третьего, с утра пораньше принявшего на грудь, родственники обвели вокруг гроба попрощаться с матерью, ибо он еле держался на ногах. Вся группа неумело крестилась, женщины были в брюках да наскоро повязанных платках. Трудно было представить более тяжёлое зрелище!
Полным контрастом с ним стали интереснейшие путевые заметки Натальи Беловой, посетившей летом 2022 года Чечню и Дагестан с двумя друзьями-староверами: «Первые часы прогулки по негрозному Грозному: это самый «русский» город. Тот внешний вид, который русские люди забыли, начиная от реформ Петра I до советской власти и перестройки, здесь принимается за самый обычный. Покрытые платками женщины и девушки, все мужчины с бородами – в рубашках и штанах, несмотря на стоящую жару +28. Конечно, мотивы одежды мусульманские, но строгость внешнего вида напоминает картины Руси, где скромный внешний вид не удивлял, а был нормой. Наоборот, надень в Чечне шорты или обнажи руки – быстро найдется ревнитель и вежливо скажет, что здесь так одеваться не нужно».
Наталью удивила взаимопомощь и взаимовыручка чеченцев, отсутствие в горной республике детдомов и домов престарелых, отсутствие пьянства и наркотиков. А в Дагестане ей прямо сказали: «Русские мужики и в тридцать лет не знают, как жить, чем заниматься, смешные какие-то… Кавказские ощущают себя как мужчины, а не маменькины сынки». В конце поездки гостья из России с горечью подумала, что был бы хоть один русский город, где все мужчины выглядели бы как мужчины, а женщины – как женщины, хотя бы один городочек… Но ведь таких нет. И даже если политика примет резкий оборот в защиту традиционных ценностей, как в своё время в Чечне, то не поздно ли уже на фоне всего того, что происходит с русскими, с детьми? А без государственной политики ничего не выйдет…».
Да, наш русский народ утратил свою национальную идентичность и стремительно вымирает: это один из трагических итогов уходящего года. Национальную сущность сохранили лишь староверы, вот почему я убеждённо пришла к ним.
За двадцать лет пребывания в РПСЦ я несколько раз посетила исторический центр старообрядчества – Рогожскую слободу в Москве, старообрядческие приходы в Боровске, Барнауле, горной Мульте, Новосибирске, Томске, Оренбурге, Уральске, посетила Городищи и Ольховатку в Донбассе, ряд приходов Уральской епархии и везде встречала доброжелательных тружеников с многодетными семьями, истинных защитников Русского мира. Убедилась, что староверие – это не маргинальное явление, не артефакт. Так утверждают все, кто, как я, прошёл путь из РПЦ в РПСЦ.
Рекомендую своим читателям великолепную во многих отношениях книгу Александра Молоткова «Миссия России. Православие и социализм в ХХI веке» – гимн новой созидательной идеологии. Автор обоснованно отрицает уваровскую идеологическую триаду «Православие. Самодержавие. Народность». Она, по мнению А. Молоткова, ведёт не в будущее, а в исчерпавшее себя прошлое. Нам насущно необходимо Православие, социализм, справедливость, развитие.
На портале «Русская народная линия», тем не менее, появились грозные предостережения и призывы. Сергей Спиридонов, капитан первого ранга запаса, так обозначил наши перспективы: «Возможно, мы вступаем в религиозную, самую страшную, самую беспощадную и кровавую войну не за ресурсы, не за территории – ЗА ВЫЖИВАНИЕ. В этой войне главным нашим знаменем должен быть Господь! Правда! Справедливость!» Другой автор РНЛ высказался ещё откровенней: «Всем пора просыпаться! Нас ждёт очень жёсткий, тяжелый, военный 2023 год. Будет ли он победным, зависит от нас. Поэтому для нас сейчас важно, засучив рукава, молиться и работать».
Сейчас всякие насмешки над Православием – это вражеская работа. Давно пора понять, что все мы под Богом ходим, и смерть может настигнуть каждого из нас в любой момент. С горечью узнала я, что в ночь с 25 на 26 декабря военный аэродром «Энгельс» в Саратовской области был повторно атакован украинским беспилотником. И, хотя летательный аппарат был сбит средствами ПВО на подлете к аэродрому, в результате падения его обломков трое российских военных получили смертельные ранения. Несомненно, что разного рода теракты будут нарастать в новом 2023-м году.
Какой тип человека нужен нам сейчас для спасения страны? Молитвенник и борец! Борец-воин и борец-созидатель, честный профессионал.
Празднование Нового года в пост вновь может повлечь за собой увечья и гибель русских людей. Наш праздник – Рождество Христово. Трудно, очень трудно отказаться от устоявшихся привычек, но это единственный путь к нашему выживанию и спасению.
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край
22. Ответ на 21, Vladislav:
21. Взгляд члена Старообрядческой церкви
20. Ответ на 17, иерей Илья Мотыка:
Архиерейский Собор 2004 г. принял особое определение о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви, в котором счел необходимым учредить при ОВЦС Комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Комиссия под председательством митрополита Кирилла была создана в апреле 2005 г. решением Священного Синода, а уже в июне владыка доложил Синоду об итогах первого заседания.
3 марта 2006 г. состоялась встреча митрополита Кирилла с делегацией Русской православной старообрядческой церкви во главе с ее новым Предстоятелем митрополитом Корнилием (Титовым), избранным 18 октября 2005 г., на которой была достигнута договоренность о сотрудничестве в различных церковно-общественных сферах.
Перспективы диалога со старообрядчеством обсуждались на Архиерейском Соборе 2008 г., на нем же деятельность комиссии во главе с митрополитом Кириллом была признана полезной и плодотворной.И здесь на РНЛ, слава Богу, никто из их авторов, Чудинова в том числе, такой хулы не высказывал. Высказывал недавно некий Виктор, но он не старообрядец.
Мне жаль старообрядцев. Не имея правильного священства, вместо участия в таинствах, они имеют дело с имитацией. Богоданный вождь И В.Сталин разрешил открыть храмы в СССР после десятилетий бесбожия. А вы же никто не почитаете Сталина.
19.
А вот это действительно очень серьёзный вопрос. Но разрешить его сейчас трудно. Пока лишь через единоверчество.
18. Ответ на 16, Русский Сталинист: Это правда.
17. Ответ на 15, С. Югов:
Архиерейский Собор 2004 г. принял особое определение о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви, в котором счел необходимым учредить при ОВЦС Комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Комиссия под председательством митрополита Кирилла была создана в апреле 2005 г. решением Священного Синода, а уже в июне владыка доложил Синоду об итогах первого заседания.
3 марта 2006 г. состоялась встреча митрополита Кирилла с делегацией Русской православной старообрядческой церкви во главе с ее новым Предстоятелем митрополитом Корнилием (Титовым), избранным 18 октября 2005 г., на которой была достигнута договоренность о сотрудничестве в различных церковно-общественных сферах.
Перспективы диалога со старообрядчеством обсуждались на Архиерейском Соборе 2008 г., на нем же деятельность комиссии во главе с митрополитом Кириллом была признана полезной и плодотворной.
И здесь на РНЛ, слава Богу, никто из их авторов, Чудинова в том числе, такой хулы не высказывал. Высказывал недавно некий Виктор, но он не старообрядец.
Мне жаль старообрядцев. Не имея правильного священства, вместо участия в таинствах, они имеют дело с имитацией.
16. На 11 комментарий
15. Ответ на 12, иерей Илья Мотыка:
Архиерейский Собор 2004 г. принял особое определение о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви, в котором счел необходимым учредить при ОВЦС Комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Комиссия под председательством митрополита Кирилла была создана в апреле 2005 г. решением Священного Синода, а уже в июне владыка доложил Синоду об итогах первого заседания.
3 марта 2006 г. состоялась встреча митрополита Кирилла с делегацией Русской православной старообрядческой церкви во главе с ее новым Предстоятелем митрополитом Корнилием (Титовым), избранным 18 октября 2005 г., на которой была достигнута договоренность о сотрудничестве в различных церковно-общественных сферах.
Перспективы диалога со старообрядчеством обсуждались на Архиерейском Соборе 2008 г., на нем же деятельность комиссии во главе с митрополитом Кириллом была признана полезной и плодотворной.
И здесь на РНЛ, слава Богу, никто из их авторов, Чудинова в том числе, такой хулы не высказывал. Высказывал недавно некий Виктор, но он не старообрядец.
14.
Беседы на Евангелие от Матфея
Беседа 23
Если господин не будет судить своего слугу, а госпожа служанку, отец сына, и друг своего друга, то зло будет распространяться все более и более. И что я говорю: друг друга? Даже если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить вражду, но все придет в совершенный беспорядок. Что же значит указанное изречение? Рассмотрим теперь внимательнее, чтобы врачевство спасения и законы мира не почел кто-нибудь законами ниспровержения и смятения. Для имеющих здравый ум Спаситель хорошо изъяснил уже силу данного закона в следующих дальнейших словах: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Мф. 7:3)? Если же для многих, не так сообразительных, изречение Христово кажется все еще недовольно ясным, то я снова постараюсь изъяснить его. Именно – здесь, как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи. За это Господь порицал их и под конец (Своего служения), говоря: связуете «бремена тяжелые и... а сами не хотят и перстом двинуть их».
13. Как победить?