itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Социальная справедливость

О главной нравственной силе возрождения России в XXI веке

Российская Империя  Бывший СССР 
0
720
Время на чтение 10 минут
Фото: Из личного архива автора

Отступать дальше некуда – сзади Японское море,// Здесь кончается наша Россия и мы.

Ушедший век стал одним из самых тяжких периодов в исторической судьбе России, сравнимый по кровавым страданиям и трудовым усилиям русского народа с бедами монголо-татарского нашествия и Смутного времени. За время ХХ столетия россияне пережили катастрофу Русско-Японской войны и революционные потрясения 1905-1907 годов, сражения Первой Мировой войны и социальную ломку России 1917-1922 годов, победы и поражения страны советов в схватках с финнами, фашистскими ордами и японской военщиной. Вторая половина ХХ века была обозначена участием советских войск в Корейской, Вьетнамской, Афганской войнах. И Великая Россия в гражданских одеяниях СССР рухнула, не выдержав военных перенапряжений и утратив в итоге Беловежского сговора предателей родины 30% территории и более половины населения.

В начале 3-го десятилетия ХХI века постсоветская РФ вновь живет в условиях «полувоенного времени», бросив вызов мировому господству западных стран, возглавляемых США. Какие же проблемы необходимо разрешить для утверждения достойного будущего современной России в ее стремлении к утверждению суверенитета на мировой арене и духовно-нравственному возрождению народных масс? Наиболее тяжелой для разрешения проблемой является российско-украинская война как «историческая прелюдия» полномасштабного столкновения России с Западным альянсом. Вся тяжесть этой проблемы заключается в психологической «заряженности» украинских масс, которые никогда не признают своего военного поражения, если только не будут разоблачены ложные основания их противоборства. В ожесточенном сопротивлении Киева явно просматриваются нравственно-психологические корни этого конфликта. Но для Кремля он представляется сугубо геополитическим явлением, решаемым средствами исключительно военно-технического превосходства без особого участия социально-психологических факторов.

Другими словами, пока Кремль не разработает свою исторически перспективную идеологию, способную нравственно переубедить Киев «в его заблуждениях», эта специальная военная операция обещает продолжаться «до скончания веков», то есть пока еще будут живы российские великороссы и украинские малороссы. Кремль полагает, что эти два «братских» народа психологически идентичны по своей «русской» натуре, различаясь лишь социальными обстоятельствами своей жизни. Однако «малороссы» потому и зовутся данным именем в силу того, что пережили лишь «начальный» этап формирования сугубо индивидуального облика «русского характера», не усвоив коллективный опыт «национальной солидарности», сложившийся у «великороссов» только после хаоса Смутного времени. Для малороссов не существует ценности «общерусской сплоченности», а значима лишь установка их групповой «вольности». Они усвоили «твердость» русского характера, но не восприняли его «национальную душу»: разобщенность Древней Руси запечатлела свой нравственный облик в сердцах ее украинских наследников.

Не менее тяжелым для разрешения, но менее острым по социальной конфронтации является вопрос о гражданском расслоении в постсоветской РФ. Эта проблема выражается в том, что главным распорядителем производственных ресурсов общества выступает небольшая группа частных собственников, так называемых «олигархов», а большая часть гражданского населения отстранена от распоряжения природными богатствами страны и ее производительными силами, не получая от их рачительного использования прямой выгоды. Возникает картина «социального раскола» российского общества на граждан «высшего сорта», управляющих ее богатствами, и лиц «второго сорта», предназначенных лишь для работы на «олигархическую верхушку» и обязанных по гражданскому регламенту защищать ее благоденствие, жертвуя собственной жизнью. Эта отстраненность большинства граждан от распоряжения достоянием страны делает их безучастными к ее судьбе. Такой социальный раскол, грозящий революционным взрывом, является второй насущной проблемой постсоветской России.

Третьей крайне важной проблемой постсоветского российского социума оказалась его зависимость от стран Запада в производстве изделий «высоких технологий», связанных с реализацией передовой научно-технической мысли. Хозяйственно-экономическая блокада России странами Запада показала россиянам, что они не могут ничего сами производить, кроме «мощных вооружений». Конечно, это очень «весомое» достижение страны, но не достаточное для устойчивого ее продвижения в наукоемкое будущее, связанное с освоением «космических просторов». Смычка науки с производством оказалась в постсоветской РФ крайне слабой, совершенно поверхностной, нацеленной в основном на сырьевую специализацию российских производительных сил по эксплуатации природных ресурсов и торговли ими в сношениях с «передовыми странами».

Помимо глобальных осложнений внешнеполитического и социально-экономического характера перед Россией за последние 30 лет все более явственно возникают идеологические проблемы, связанные с запретом статьи №13 Конституции от 1993 года на государственную идеологию. В результате действия этой статьи российское общество оказалось без социальных идеалов, способных направлять россиян в стремлении к лучшему будущему. Единый «бог» западного сообщества в облике «Золотого тельца», стихийно увлекающего своих приверженцев к «бегу в никуда», оказался «не по душе» для большинства россиян, сохранивших в своих сердцах более возвышенные идеалы православной духовности и социального сотрудничества советских времен.

Именно нравственный конфликт между западными и российскими ценностями и привел к столкновению России с Украиной, всецело настроенной на следование западным меркантильным установкам. Для того, чтобы покорить «торгово-рыночную» Украину, необходимо победить ее идеологически, то есть убедить украинцев в более высокой ценности для достижения личного блага силы Духа. К сожалению, сегодня России не по силам реализация этой задачи, поскольку она сама выступает в современном мире как «идейно незрячая» страна, не ведающая путей в будущее, а точнее следующая в «историческую бездну» по наставлениям западных путеводителей. Поэтому самой насущной для постсоветской РФ оказывается идеологическая проблема, решаемая отменой злополучной статьи №13 Конституции от Ельцина о запрете государственной идеологии и разработкой мировоззренческой системы «гражданского патриотизма» как концептуального ориентира страны в претворении будущего.

Сегодняшняя стратегия Кремля, нацеленная на канонизацию в российской действительности традиционных ценностей, безусловно, важна для защиты национальной самобытности, но мало учитывает ускоряющийся бег времени и в этом плане не сможет соперничать с Западом в проектировании и построении Будущего. Идеологическая сила России и её историческая дальновидность определялась в решающей степени созидательной мощью Русской идеи. Успешное продвижение России на протяжении 1000 лет своего развития говорит о достаточной верности идейных ориентиров русского разума историческим обстоятельствам страны. Русскую идею нельзя представлять как нечто статическое и неизменное в одномерности ее содержания: она развивалась от эпохи к эпохе, уточняя свой коренной смысл. Установить этот главный идейный смысл и выпало на долю современного поколения россиян, без нахождения которого Россия как суверенное государство погибнет. Русская идея – это концептуально выверенный образ русского государства в его главном социально-историческом качестве.

Какие же концептуальные образы вели Россию к современному социальному состоянию? Историческим основанием становления русской державной идеологии служит образование в 862 году русского государства на основе объединения приильменьских восточнославянских и угро-финских племен под управлением варягов Руси во главе с Рюриком. Последующее распространение власти варяжских воителей на Киевские земли восточных славян потребовало духовного подкрепления возникшего государственного союза разноликих по традициям племен, что и было осуществлено в 988 году приобщением населения молодой Русской державы к идеалам христианской религии. Этот первый шаг в становлении русского самосознания, озаренный всемирной чистотой православной веры и не ведающий еще «русской особенности», можно определить как время «Святой Руси». Данный этап в духовном становлении русского народа продолжался до татаро-монгольского нашествия, поставившего русские массы на грань выживания и заставившего их искать новые пути в будущее.

Второй этап начался с объединения княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы, обозначенного победой на Куликовом поле, и освобождения в конце 15 века этих земель от владычества «Золотой орды». Данный период возрождения самостоятельного русского государства длился XVI столетие до начала Смутного времени, вызванного разрывом династической преемственности в управлении обществом. Этот этап в самоопределении русского государства характеризуется значительными территориальными приобретениями, получившими свое концептуальное обоснование в идеологии «Москва – Третий Рим». Стремительное вхождение русского царства в пространство мировой политики позволяет охарактеризовать нравственную суть той эпохи в развитии русской государственности как «Великодержавная Русь».

Третий этап был ознаменован освобождением в 1612 году русским ополчением Москвы от польских захватчиков и провозглашением в первые месяцы 1613 года на Земском Соборе самодержавным государем России Михаила Федоровича Романова. Избрание нового властителя Русской земли на Земском Соборе позволяет определить наступивший этап в развитии русского государства как «Соборная Россия». На этом этапе важную роль в решении государственных дел играла православная церковь. Но церковный раскол значительно ослабил влияние православного духовенства на народные массы и политику государства.

Четвертый этап в духовном развитии России связан с реформами Петра Первого, направленными на полноту реализации в управлении государством идеологии «самодержавия», общемировые задачи которого были обозначены в 1721 году провозглашением страны Российской империей. Государство поставило православную церковь в полную зависимость от своей воли, ликвидировав в 1700 году патриаршество и учредив в 1721 году Святейший Правительствующий Синод как Высший орган церковно-государственного управления Русской церковью, члены которого назначались императором. Тем самым православная церковь трансформировалась из органа нравственной связи русского народа с «Божьей волей» в идеологический инструмент духовного влияния правительства на народные массы. На этом социально-историческом фоне данный период развития российского общества может быть охарактеризован как «самодержавно-имперская Россия». В первой половине ХIХ столетия данная установка получила свое содержательное уточнение в концепции триединства идейных оснований Российской империи как идеологии «Самодержавия – Православия – Народности», где «народные» массы обрели некоторую значимость в отношениях с православием и самодержавием.

Совершенно новые императивы в русском самосознании обозначило ХХ столетие, провозгласившее интересы народных масс как важнейшие в развитии советской России. Разрыв нравственных связей русского народа с сакральным смыслом бытия обернулся в жизни советского общества культом «материальных интересов». Эти интересы народных масс были напрямую связаны с утверждением идеи «справедливости» в распределении материальных благ между гражданами, действительным основанием которой утверждается общественная собственность на средства производства, ставшая для советских граждан «столбовой дорогой» в созидании совершенного коммунистического строя. В соответствии с этим идейная суть советской эпохи российской истории, устремленной к достижению социального равенства между людьми и утверждению взаимопомощи и сотрудничества между народами, может быть определена как «справедливая Россия».

Постсоветский период российской истории, связанный с распадом Великой России и конституционным запретом в современной РФ государственной идеологии, однозначно свидетельствует о господстве в жизни общества «государственного безумия», обозначая этим самоубийственным фактом жизненные пределы в духовном развитии страны. Если Россия хочет выжить в современном мире, то она должна в срочном порядке отменить роковую статью №13 Конституции от Ельцина и восстановить в социальных правах патриотическую идеологию «справедливой России», характерную для граждан советского времени. Для успешного претворения идеологии «социальной справедливости» в практику современного российского социума необходимо освободить ее содержание от абсолютизации материально-экономических факторов, укрепить роль сакральных ценностей в жизни страны и согласовать их нравственный смысл с достижениями передовой научной мысли. Наиболее важная задача научно-философского разума современной России – это построение в стране общества «социальной справедливости» на основе приоритетов сакральных ценностей, требований общественной собственности на средства производства и передовой научно-философской мысли.

Но с чего следует начать обустройство справедливого общества? Однозначный ответ – с духовной консолидации граждан, с перестроения не материального, а духовного производства в направлении разумной консолидации руководящего состава страны на основе принципа «социальной справедливости». А заключается «социальная справедливость», как известно, в равенстве граждан перед законом. Обеспечить такое «гражданское равенство» и призвано справедливое государство. Главным условием укрепления нравственно-правовой силы справедливого государства является обеспечение требования равенства перед законом при формировании высших уровней государственной власти. Вершиной государственной иерархии служит должность Президента России.

В стране уже в скором времени (17 марта 2024 года) должны будут состояться выборы нового Президента РФ. От того, в каком режиме они пройдут – справедливом или несправедливом, честном или бесчестном – будет зависеть конечная судьба России – рухнет ли она в пропасть социального безумия или же возродится духовной силой Социальной Справедливости к новым историческим свершениям. Для реализации «справедливости» в обществе необходимо добиться максимальной очевидности, «открытости» в результатах процедуры голосования граждан. А такая максимальная очевидность достижима лишь при живом, натуральном голосовании гражданских лиц. Поэтому я призываю лидеров общественных объединений и политических партий выступить единым фронтом с требованием запрета «электронного голосования» при выборе Президента РФ как ненадежного способа определения результатов гражданского выбора, закрытого от общественного контроля «электронными преградами». Те общественные лица, которые поддержат запрет на «электронное голосование», однозначно должны быть одобрены гражданским сообществом как «честные политики»; а те, кто станет защищать «электронное голосование», однозначно будут представлять силы, нацеленные на обман народных масс.

Гореликов Лев Александрович, д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14.

Ответ на 12:"Нет ! Ходят слухи , что избранный народ таким образом мстит бандеровцам за Холокост. По крайней мере так говорят."

Да, круто! Я восхищен евреями: умеют асиметрично ответить на происки врагов, поставив во главе их движения своего человека. Это не то, что российские царедворцы, которые лишь умеют повторять, что "взяли на карандаш" очередной акт зверства. Господи, ниспошли России разумных правителей.
Лев / 02.12.2022, 04:56

13. Ответ на 11, Потомок подданных Императора Николая II:

ответ на 4: "Социальная несправедливость задумана Творцом, чтобы люди упражнялись в любви и милосердии"

Я что-то не понял оппонента: "несправедливость" для него - это зло или благо?

Да это обычное для бело-коричневых "богословие", позволяющее узаконить фашизм.

А Вы что чаепитьничать тут собрались , тут такое суровое место , сильно не забалуешь ! Так и сказано в Священном Писании : " Претерпевый же все , спасен будет !" Потому сильно не расчитывайте , что каждый день будет чай с баранками.
учитель / 01.12.2022, 17:46

12. Ответ на 10, Лев:

Ответ на 6: "Только Праведные люди должны получать полноценную медицинскую помощь и санаторно- курортное лечение , те кто ответственно относится к своему здоровью и имеет крепкие семьи"

Учитель, а почему вы остановились? Нужно было продолжить, что Всевышний изначально утвердил праведниками представителей "богоизбранного народа", а все иные народы обязаны служить им. Сейчас один такой ПРАВЕДНИК правит Украиной - получается очень справедливо.

Нет ! Ходят слухи , что избранный народ таким образом мстит бандеровцам за Холокост. По крайней мере так говорят. В СССР так и говорили : НИКТО НЕ ЗАБЫТ , НИЧТО НЕ ЗАБЫТО ! К Праведности это не имеет никакого отношения , это Ветхий Завет : зуб за зуб , око за око. Походу так оно и есть. И Германию тоже жутко гнобят.
учитель / 01.12.2022, 17:41

11. Ответ на 9, Лев:

ответ на 4: "Социальная несправедливость задумана Творцом, чтобы люди упражнялись в любви и милосердии"

Я что-то не понял оппонента: "несправедливость" для него - это зло или благо?

Да это обычное для бело-коричневых "богословие", позволяющее узаконить фашизм.

10.

Ответ на 6: "Только Праведные люди должны получать полноценную медицинскую помощь и санаторно- курортное лечение , те кто ответственно относится к своему здоровью и имеет крепкие семьи"

Учитель, а почему вы остановились? Нужно было продолжить, что Всевышний изначально утвердил праведниками представителей "богоизбранного народа", а все иные народы обязаны служить им. Сейчас один такой ПРАВЕДНИК правит Украиной - получается очень справедливо.
Лев / 01.12.2022, 10:28

9.

ответ на 4: "Социальная несправедливость задумана Творцом, чтобы люди упражнялись в любви и милосердии"

Я что-то не понял оппонента: "несправедливость" для него - это зло или благо?
Лев / 01.12.2022, 10:12

8.

Ответ на 3. "А социальная справедливость -это утопия".

Имеете право считать, что "несправедливость" царит на земле: это ваш выбор.
Лев / 01.12.2022, 10:06

7.

Ответ на 1: Русская мудрость - на Бога надейся, но сам не плошай. Мечты, особенно разумно продуманные, ведут к лучшему будущему.
Лев / 01.12.2022, 09:56

6. Ответ на 5, Потомок подданных Императора Николая II:

Социальная несправедливость задумана Творцом, чтобы люди упражнялись в любви и милосердии. А планировать достичь социальной справедливости выливалось, выливается и будет выливаться в геноцид, а для нашего времени -ещё и в цифровой концлагерь, к которому так заботливо готоят россиян мировая элита.

Ну да - спланировать построение в государстве бесплатной медицины, как это было в Советском Союзе, - геноцид, так что это "против Творца". Пусть подыхают все, у кого нет денег на лекарства и операции, а это большинство, но это не геноцид, так как "задумано Творцом". Похоже, наш пан Владислав тайный агент Союза безбожников и не за страх, а за совесть воюет тут с Православием.

Значительная часть населения употребляет спиртные напитки или даже наркотики , а также пристрастилась к табакокурению. А добросовестные налого плательщики должны оплачивать лечение этих людей в государственных медицинских учреждкниях. Вот в этом есть несправедливость. Только Праведные люди должны получать полноценную медицинскую помощь и санаторно- курортное лечение , те кто ответственно относится к своему здоровью и имеет крепкие семьи. Нужен такой же режим социальных рейтингов как в Китае , вот так будет справедливо.
учитель / 30.11.2022, 08:22

5. Ответ на 4, Vladislav:

Социальная несправедливость задумана Творцом, чтобы люди упражнялись в любви и милосердии. А планировать достичь социальной справедливости выливалось, выливается и будет выливаться в геноцид, а для нашего времени -ещё и в цифровой концлагерь, к которому так заботливо готоят россиян мировая элита.

Ну да - спланировать построение в государстве бесплатной медицины, как это было в Советском Союзе, - геноцид, так что это "против Творца". Пусть подыхают все, у кого нет денег на лекарства и операции, а это большинство, но это не геноцид, так как "задумано Творцом". Похоже, наш пан Владислав тайный агент Союза безбожников и не за страх, а за совесть воюет тут с Православием.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Гореликов
Русская научная революция
О генеральном ориентире разумного будущего России
14.02.2024
Кто поведет русский народ в будущее?
К сожалению, современная Россия крайне бедна на выдающихся личностей
10.01.2024
К вопросу о национальном самосознании
Заметки к статье Н.П.Ильина «Проблемное поле философии нации»
27.12.2023
Нравственный кризис российского социума и религиозные пути его преодоления
Россия издревле строилась как нравственный союз представителей верховной политической воли и духовной власти: надо сохранить и укрепить эту традицию как залог преемственности в развитии культурного наследия
14.12.2023
Все статьи Лев Гореликов
Российская Империя
Самый народный из всех русских композиторов
К 180-летию великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (6 (19) марта 1844 - 8 (21) июня 1908)
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Праздник Державной иконы Божией Матери
Сегодня мы вспоминаем литературного критика В.П.Гаевского, министра народного просвещения Н.П.Боголепова, тверского губернатора Н.Г.Бюнтинга и физика А.А.Лебедева
15.03.2024
О Распутине
Ко дню памяти (15.03.1937 – 14.03.2015)
14.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии