Вчера СБУ совместно с Национальной полицией и гвардией проводила «мероприятия в рамках системной работы по противодействию подрывной деятельности российских спецслужб на Украине».
Проверяли, не используют ли помещения лавры «для сокрытия диверсионно-разведывательных групп, иностранных граждан, хранения оружия и тому подобного», нет ли в монастыре лиц, «причастных к противоправной деятельности».
Киево-Печерская лавра, принадлежащая государству, находится в безвозмездном пользовании у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП).
Поводом для облавы мог послужить инцидент двухнедельной давности, когда в Сети опубликовали видео с прихожанами монастыря, исполняющими песню с фразой «Звон плывет, плывет над Россиею, пробуждается матушка-Русь», говорится в материале РИА Новости.
В обители признали подлинность ролика. Священника Захарию, который в этот момент был в храме, отстранили от служб. Один из монахов уточнил, что пела «группа активистов». Батюшка же общался с людьми и ничего не слышал.
В СБУ возбудили уголовное дело по статье 436-2 Уголовного кодекса «Оправдание агрессии России». В тот же день депутат-русофоб, прославившийся тем, что сжигал людей в Одессе, Алексей Гончаренко предложил лишить УПЦ МП прав на лавру и передать обитель ПЦУ.
ПЦУ большинство поместных церквей не признают. Но у раскольников на старейший монастырь в самом сердце Киева давние виды.
В УПЦ МП провели поместный собор духовенства и мирян, объявив «о полной независимости» от Русской Церкви.
«Однако канонически они остались в юрисдикции Московского Патриархата. Украинские архиереи лишь "заретушировали" связи с Русской Православной Церковью», — поясняет заместитель директора Института Европы РАН, доктор политических наук Роман Лункин.
Раскольники же расценили это как окончательный разрыв с Русской Церковью и потребовали отдать им хотя бы часть лавры.
Параллельно вели активную «миссионерскую работу» в регионах. Всего с весны УПЦ МП лишилась 250 храмов. Причем добровольных переходов было только 53.
«Это не что иное, как открытое рейдерство», — констатировали в управлении делами УПЦ МП.
Раскольникам помогали политики и чиновники. Так, власти некоторых городов Львовской и Ивано-Франковской областей запретили УПЦ МП на своей территории.
«УПЦ оказалась в уязвимом положении. Формальная принадлежность к Московскому Патриархату сделала ее мишенью националистов», — говорит доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Владислав Петрушко.
Причем ситуация вышла за пределы сугубо религиозной сферы.
«Поэтому мы видим, как Служба безопасности Украины проверяет тот или иной монастырь, того или иного священника. Во многом это делается для устрашения», — добавляет эксперт.
Обыски в Киево-Печерской лавре прошли впервые. Как и в Ровенской епархии УПЦ МП.
А месяцем ранее сотрудники спецслужбы ворвались в жилище митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких). Заявили, что нашли у архиерея и в епархиальном управлении «печатные материалы пророссийского содержания». Сам владыка считает, что обыски имели заказной характер.
«Важно понимать, что "пророссийское содержание" можно увидеть в чем угодно. И в нынешних реалиях это воспринимают как улики», — подчеркнул Владислав Петрушко.
Религиозная ситуация на Украине переходит на новый этап эскалации. Радикализация усиливается, следующий шаг — репрессии.