Семейно-ориентированное образование – это комплекс образовательных действий, направленных на подготовку детей, подростков, юношей и девушек к самостоятельной семейной жизни.
Помимо школы и иных государственных образовательных учреждений семейно-ориентированное образование включает в себя семью, приходскую общину, сельскую общину и другие, так называемые образовательные институты.
Семейно-ориентированное образование решает три важных задачи.
Формирование картины мира с позиции семейного человека.
Воспитание традиционных семейных ценностей.
Формирование человеческих качеств – терпения, Любви, доброты, великодушия, честности, верности и других качеств, необходимых для созидания полноценной, крепкой традиционной семьи.
Недостаточно лишь информировать детей и молодёжь о том, как устроена семейная жизнь. К сожалению, действует стереотип, заключающийся в том, что педагогическая задача состоит в лишь передаче знаний. Необходимо на каждом возрастном этапе осознанный труд взрослых над формированием смыслов, ценностей, человеческих качеств, которые потом понадобятся подрастающему поколению в их самостоятельной семейной жизни.
На каждом возрастном этапе решаются свои педагогические задачи. До Революции семья в России была традиционной, многодетной, многопоколенной и крепкой, ведь именно образовательный институт семьи выполнял основную нагрузку в семейно-ориентированном образовании. Основным образовательным институтом в семейно-ориентированном образовании была семья. Но в течение ХХ века с нашей семьей произошли катастрофические изменения (Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», принятый уже 18 декабря 1917 г. для того, чтобы брак не был церковным, процессы урбанизации, войны и так далее). В конце ХХ века в довершение произошло насаждение западной идеологии, культа потребления, рыночных отношений. Всё это привело к тому, что к началу ХХI века наша семья перестала выполнять свои основные функции, свою миссию по подготовке семьянина.
И ни один образовательный институт – ни школа, ни семья, ни приходская община, ни иные образовательные институты не смогли в необходимой мере привить молодому поколению семейные ценности и человеческие качества, необходимые для полноценной семейной жизни. Поэтому в начале ХХI пришло понимание, что нужно совершить целенаправленный прорыв. Нами с коллегами были введены такие новые категории как семейно-ориентированное образование, семейная антропология.
Совместно с монахиней Ниной (Крыгиной) нами были разработаны впервые в российском образовании учебники по семье для старшеклассников.
В конце советского периода в школах был введен курс «Этики и психологии семейной жизни». Были созданы программа и пособия для учителей. Но не было полноценных учебников.
Поэтому перед нами с монахиней Ниной (Крыгиной) стояла задача создать такие учебники. Над ней мы трудились с 2007 года. В 2010 году был создан образовательный комплекс «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников. И вот уже 12 лет в разных регионах в том или ином формате происходит внедрение этого курса.
В Самарской области около 600 школ преподают этот курс. В других регионах (около 60) также имеется опыт преподавания данного курса для старшеклассников.
Перед нашим научно-педагогическим сообществом стоит задача продумать и проработать весь цикл семейно-ориентированного образования, который включал бы в себя не только период ранней юности (старшеклассники), но и дошкольный возраст (детский сад), младший школьный возраст, средние классы школы и послешкольный период. Замкнуть образовательный цикл – эту задачу мы решаем в рамках работы над проектом Федеральной целевой программы «Семейно-ориентированное образование в Российской Федерации».
Задача непростая, потому что к каждому возрасту нужно подобрать свои ключики, которые соответствовали бы возрастным потребностям. При создании книги для старшеклассников мы делали акцент не на знаниях, не на когнитивной стороне вопроса, а на реальной потребности молодых людей сформировать собственное мировоззрение, увидеть своё место в обществе и в мире, завершить формирование собственной системы ценностей, в том числе ценностей семейных. В рамках преподавания для старшеклассников ставится педагогическая задача – создать пространство этического диалога между педагогом и старшеклассниками, а также внутри школьного коллектива, чтобы они имели возможность неформально и самостоятельно обсуждать проблемы семейной жизни. И в процессе обсуждения имели бы возможность соотнести собственную систему ценностей с системой традиционных ценностей нашего общества.
Несмотря на наличие множества информационных каналов, если исходить из реалий жизни, у старшеклассников и вообще молодых людей нет ни времени, ни опыта, ни необходимых знаний, чтобы разобраться в бесконечном объёме информации, связанной с семейными отношениями.
Тем более, нет площадки, на которой они могли бы обсудить между собою взгляды на семейную жизнь и на место человека в мире.
К сожалению, современная российская школа ориентирована почти исключительно на получение знаний, а человек целостен – кроме ума у него есть ещё чувства, воля и внутренняя жизнь души. Человек имеет потребность на каждом возрастном этапе решать те задачи, которые ставит перед ним его возраст. Решать то, до чего он дорос и к чему он пришел внутренне. Эти вызовы в настоящее время почти не находят должного ответа, не ставятся соответствующие педагогические задачи и не предлагается инструментарий для их решений. В лучшем случае взрослыми проводятся одноразовые тематические мероприятия, после чего ставится галочка, что «мы занимались воспитанием». В этом деле необходима систематическая работа, и разовыми мероприятиями не решить тех проблем, которые стоят перед молодыми людьми.
Педагогическая запущенность особо чувствуется в подростковом возрасте и в период ранней юности. В первом случае это приводит к тому, что подростковые стайки переманиваются с помощью определённых социальных и полит-технологий, формируются деструктивные группы. А в ранней юности педагогическая запущенность приводит к тому, что выпускники школ не хотят создавать семью, если же и хотят, то не знают, как это делать. Но даже если хотят и знают, то им зачастую не хватает определенных человеческих качеств, необходимых для создания крепкой и счастливой семьи.
Перед нашим обществом стоит задача переориентировать систему образования.
Последние 30 лет российская система образования базируется на западной модели, в которой есть два основных целевых ориентира:
Подготовка идеального потребителя (бывший министр образования и науки А.А. Фурсенко так и говорил: наша цель – подготовка компетентного потребителя).
Подготовка компетентного производителя.
Ныне глобальный проект терпит крах. А он был весьма занимательно устроен – потребители жили в одних странах, а производители – в других.
И получалась уравновешенная модель: одни производят, а другие потребляют.
Такая модель существовала до последнего времени, а теперь мы видим, что она подходит к концу. Она себя исчерпала.
Для стабильной жизни нашего общества вышеназванных ориентиров недостаточно – нужно понимать, что Россия – страна-цивилизация. Для всех жителей России религиозная жизнь является важным основополагающим фактором. Речь идёт не только о православных, мусульманах, иудеях, буддистах. Ведь и для атеистов вопрос религии – важный и непраздный. Вопросы веры и бытия – непраздные вопросы для всех жителей России, в отличие от жителей многих других современных стран.
Если мы правильно не засеем это образовательное поле, то найдутся люди (из-за границы), которые всё устроят в интересах других стран, обществ и структур. Поэтому третьим ориентиром в России должно быть духовно-ориентированное образование, а четвертым – семейно-ориентированное образование.
Ныне Россия переживает глубокий демографический кризис. Кроме того, семья является одной из базовых точек сборки нашего общества. Так получилось, что в нашей стране две вещи объединяют практически всех людей.
Победа в Великой Отечественной войне.
Большинство жителей России придерживаются традиционных семейных ценностей.
Это было подтверждено различными многочисленными социологическими опросами, которые проводились в последние десятилетия – семейные ценности всегда стоят на первых местах.
Поэтому к витально-ориентированному образованию и профессионально-ориентированному образованию необходимо добавить еще два: духовно-ориентированное образование и семейно-ориентированное образование.
Если все четыре ориентира будут воплощены в жизнь, то наша образовательная система будет устойчивой и обеспечит стабильное развитие российского общества. Это как стол с четырьмя ножками – если убрать две ножки, то стол не сможет держать равновесие и рухнет.
Не нужно мыслить стереотипами, что мы введём информационный курс о семье для детей, подростков и юношей и этого будет достаточно. Нет. Необходимо, чтобы вся система образования на всех этапах возрастного развития и по всем предметным линиям работала на единый смысловой ориентир – подготовка человека к полноценной семейной жизни. Цель должна быть единой у всех педагогов и на всех предметах. А не просто ввести один предмет и этого будет достаточно. Хотя никто и не говорит о том, что не нужно вводить образовательного предмета «Семьеведение». Это стержневой связующий предмет в школьном образовании.
Однако не нужно подменять смыслы и говорить, что введение данного предмета и предметной линии решит все вопросы – необходимо коренное изменение сознания педагогов, педагогической и родительской общественности, детей и молодежи.
В жизни важно не только получение профессии, но и правильное создание семьи, правильная жизнь в семье.
Бум разводов – это наша национальная и общенародная проблема, которую необходимо решать всем миром. И именно государственная система образования может стать платформой по объединению усилий в деле восстановления семьи как образовательного института.
Работа над образовательным курсом по семье является центром кристаллизации общего движения. Важно подчеркнуть, что движение гораздо шире рамок образовательных учреждений и государственной системы образования.
Я сравниваю это с прививкой мостиком в садоводстве. Когда зимой грызуны обгрызают кольцом кору, тогда весной питательные вещества от корней не могут поступать в крону. И дерево может погибнуть. С целью недопущения гибели плодовых деревьев садоводы делают прививку мостиком: между живыми участками ствола дерева делают мостик из коры, чтобы восстановить снабжение питательных веществ от корней в ветви.
Таким живительным мостиком в наступившей Русской весне после десятилетий «зимы» может стать преподавание семейного образовательного курса в школе.
В России традиция семейно-ориентированного образования была прервана в силу многих драматических и трагических событий.
Школьная система образования может выполнить функцию восстановления утраченной традиции. Сама по себе школа не специфична для семейно-ориентированного образования, но поскольку она продолжает функционировать как образовательный институт, не разрушенный до сих пор, то она может на этом этапе взять на себя эту ношу и помочь ослабленной семье решить задачу воспитания семьянина.
А потом и внутри семьи может восстановиться процесс семейно-ориентированного образования, в котором семья, как образовательный институт, воспроизводит саму себя – взращивает новое поколение семьянинов.
В настоящее время это невозможно, поскольку мы наблюдаем глубочайший кризис семьи. Государственная система образования и современная наука могут помочь в решении непростой задачи – восстановить семью в её статусе воспитателя новых поколений семьянинов.
Протоиерей Димитрий Моисеев, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук, г. Алатырь