Как воспитать семьянина

О создании в России семейно-ориентированного образования

Семейно-ориентированное образование  Концепция воспитания человека  Великая Отечественная война (1941-1945)  Русская школа 
0
1159
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

Семейно-ориентированное образование – это комплекс образовательных действий, направленных на подготовку детей, подростков, юношей и девушек к самостоятельной семейной жизни.

Помимо школы и иных государственных образовательных учреждений семейно-ориентированное образование включает в себя семью, приходскую общину, сельскую общину и другие, так называемые образовательные институты.

Семейно-ориентированное образование решает три важных задачи.

Формирование картины мира с позиции семейного человека.

Воспитание традиционных семейных ценностей.

Формирование человеческих качеств – терпения, Любви, доброты, великодушия, честности, верности и других качеств, необходимых для созидания полноценной, крепкой традиционной семьи.

Недостаточно лишь информировать детей и молодёжь о том, как устроена семейная жизнь. К сожалению, действует стереотип, заключающийся в том, что педагогическая задача состоит в лишь передаче знаний. Необходимо на каждом возрастном этапе осознанный труд взрослых над формированием смыслов, ценностей, человеческих качеств, которые потом понадобятся подрастающему поколению в их самостоятельной семейной жизни.

На каждом возрастном этапе решаются свои педагогические задачи. До Революции семья в России была традиционной, многодетной, многопоколенной и крепкой, ведь именно образовательный институт семьи выполнял основную нагрузку в семейно-ориентированном образовании. Основным образовательным институтом в семейно-ориентированном образовании была семья. Но в течение ХХ века с нашей семьей произошли катастрофические изменения (Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», принятый уже 18 декабря 1917 г. для того, чтобы брак не был церковным, процессы урбанизации, войны и так далее). В конце ХХ века в довершение произошло насаждение западной идеологии, культа потребления, рыночных отношений. Всё это привело к тому, что к началу ХХI века наша семья перестала выполнять свои основные функции, свою миссию по подготовке семьянина.

И ни один образовательный институт – ни школа, ни семья, ни приходская община, ни иные образовательные институты не смогли в необходимой мере привить молодому поколению семейные ценности и человеческие качества, необходимые для полноценной семейной жизни. Поэтому в начале ХХI пришло понимание, что нужно совершить целенаправленный прорыв. Нами с коллегами были введены такие новые категории как семейно-ориентированное образование, семейная антропология.

Совместно с монахиней Ниной (Крыгиной) нами были разработаны впервые в российском образовании учебники по семье для старшеклассников.

В конце советского периода в школах был введен курс «Этики и психологии семейной жизни». Были созданы программа и пособия для учителей. Но не было полноценных учебников.

Поэтому перед нами с монахиней Ниной (Крыгиной) стояла задача создать такие учебники. Над ней мы трудились с 2007 года. В 2010 году был создан образовательный комплекс «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников. И вот уже 12 лет в разных регионах в том или ином формате происходит внедрение этого курса.

В Самарской области около 600 школ преподают этот курс. В других регионах (около 60) также имеется опыт преподавания данного курса для старшеклассников.

Перед нашим научно-педагогическим сообществом стоит задача продумать и проработать весь цикл семейно-ориентированного образования, который включал бы в себя не только период ранней юности (старшеклассники), но и дошкольный возраст (детский сад), младший школьный возраст, средние классы школы и послешкольный период. Замкнуть образовательный цикл – эту задачу мы решаем в рамках работы над проектом Федеральной целевой программы «Семейно-ориентированное образование в Российской Федерации».

Задача непростая, потому что к каждому возрасту нужно подобрать свои ключики, которые соответствовали бы возрастным потребностям. При создании книги для старшеклассников мы делали акцент не на знаниях, не на когнитивной стороне вопроса, а на реальной потребности молодых людей сформировать собственное мировоззрение, увидеть своё место в обществе и в мире, завершить формирование собственной системы ценностей, в том числе ценностей семейных. В рамках преподавания для старшеклассников ставится педагогическая задача – создать пространство этического диалога между педагогом и старшеклассниками, а также внутри школьного коллектива, чтобы они имели возможность неформально и самостоятельно обсуждать проблемы семейной жизни. И в процессе обсуждения имели бы возможность соотнести собственную систему ценностей с системой традиционных ценностей нашего общества.

Несмотря на наличие множества информационных каналов, если исходить из реалий жизни, у старшеклассников и вообще молодых людей нет ни времени, ни опыта, ни необходимых знаний, чтобы разобраться в бесконечном объёме информации, связанной с семейными отношениями.

Тем более, нет площадки, на которой они могли бы обсудить между собою взгляды на семейную жизнь и на место человека в мире.

К сожалению, современная российская школа ориентирована почти исключительно на получение знаний, а человек целостен – кроме ума у него есть ещё чувства, воля и внутренняя жизнь души. Человек имеет потребность на каждом возрастном этапе решать те задачи, которые ставит перед ним его возраст. Решать то, до чего он дорос и к чему он пришел внутренне. Эти вызовы в настоящее время почти не находят должного ответа, не ставятся соответствующие педагогические задачи и не предлагается инструментарий для их решений. В лучшем случае взрослыми проводятся одноразовые тематические мероприятия, после чего ставится галочка, что «мы занимались воспитанием». В этом деле необходима систематическая работа, и разовыми мероприятиями не решить тех проблем, которые стоят перед молодыми людьми.

Педагогическая запущенность особо чувствуется в подростковом возрасте и в период ранней юности. В первом случае это приводит к тому, что подростковые стайки переманиваются с помощью определённых социальных и полит-технологий, формируются деструктивные группы. А в ранней юности педагогическая запущенность приводит к тому, что выпускники школ не хотят создавать семью, если же и хотят, то не знают, как это делать. Но даже если хотят и знают, то им зачастую не хватает определенных человеческих качеств, необходимых для создания крепкой и счастливой семьи.

Перед нашим обществом стоит задача переориентировать систему образования.

Последние 30 лет российская система образования базируется на западной модели, в которой есть два основных целевых ориентира:

Подготовка идеального потребителя (бывший министр образования и науки А.А. Фурсенко так и говорил: наша цель – подготовка компетентного потребителя).

Подготовка компетентного производителя.

Ныне глобальный проект терпит крах. А он был весьма занимательно устроен – потребители жили в одних странах, а производители – в других.

И получалась уравновешенная модель: одни производят, а другие потребляют.

Такая модель существовала до последнего времени, а теперь мы видим, что она подходит к концу. Она себя исчерпала.

Для стабильной жизни нашего общества вышеназванных ориентиров недостаточно – нужно понимать, что Россия – страна-цивилизация. Для всех жителей России религиозная жизнь является важным основополагающим фактором. Речь идёт не только о православных, мусульманах, иудеях, буддистах. Ведь и для атеистов вопрос религии – важный и непраздный. Вопросы веры и бытия – непраздные вопросы для всех жителей России, в отличие от жителей многих других современных стран.

Если мы правильно не засеем это образовательное поле, то найдутся люди (из-за границы), которые всё устроят в интересах других стран, обществ и структур. Поэтому третьим ориентиром в России должно быть духовно-ориентированное образование, а четвертым – семейно-ориентированное образование.

Ныне Россия переживает глубокий демографический кризис. Кроме того, семья является одной из базовых точек сборки нашего общества. Так получилось, что в нашей стране две вещи объединяют практически всех людей.

Победа в Великой Отечественной войне.

Большинство жителей России придерживаются традиционных семейных ценностей.

Это было подтверждено различными многочисленными социологическими опросами, которые проводились в последние десятилетия – семейные ценности всегда стоят на первых местах.

Поэтому к витально-ориентированному образованию и профессионально-ориентированному образованию необходимо добавить еще два: духовно-ориентированное образование и семейно-ориентированное образование.

Если все четыре ориентира будут воплощены в жизнь, то наша образовательная система будет устойчивой и обеспечит стабильное развитие российского общества. Это как стол с четырьмя ножками – если убрать две ножки, то стол не сможет держать равновесие и рухнет.

Не нужно мыслить стереотипами, что мы введём информационный курс о семье для детей, подростков и юношей и этого будет достаточно. Нет. Необходимо, чтобы вся система образования на всех этапах возрастного развития и по всем предметным линиям работала на единый смысловой ориентир – подготовка человека к полноценной семейной жизни. Цель должна быть единой у всех педагогов и на всех предметах. А не просто ввести один предмет и этого будет достаточно. Хотя никто и не говорит о том, что не нужно вводить образовательного предмета «Семьеведение». Это стержневой связующий предмет в школьном образовании.

Однако не нужно подменять смыслы и говорить, что введение данного предмета и предметной линии решит все вопросы – необходимо коренное изменение сознания педагогов, педагогической и родительской общественности, детей и молодежи.

В жизни важно не только получение профессии, но и правильное создание семьи, правильная жизнь в семье.

Бум разводов – это наша национальная и общенародная проблема, которую необходимо решать всем миром. И именно государственная система образования может стать платформой по объединению усилий в деле восстановления семьи как образовательного института.

Работа над образовательным курсом по семье является центром кристаллизации общего движения. Важно подчеркнуть, что движение гораздо шире рамок образовательных учреждений и государственной системы образования.

Я сравниваю это с прививкой мостиком в садоводстве. Когда зимой грызуны обгрызают кольцом кору, тогда весной питательные вещества от корней не могут поступать в крону. И дерево может погибнуть. С целью недопущения гибели плодовых деревьев садоводы делают прививку мостиком: между живыми участками ствола дерева делают мостик из коры, чтобы восстановить снабжение питательных веществ от корней в ветви.

Таким живительным мостиком в наступившей Русской весне после десятилетий «зимы» может стать преподавание семейного образовательного курса в школе.

В России традиция семейно-ориентированного образования была прервана в силу многих драматических и трагических событий.

Школьная система образования может выполнить функцию восстановления утраченной традиции. Сама по себе школа не специфична для семейно-ориентированного образования, но поскольку она продолжает функционировать как образовательный институт, не разрушенный до сих пор, то она может на этом этапе взять на себя эту ношу и помочь ослабленной семье решить задачу воспитания семьянина.

А потом и внутри семьи может восстановиться процесс семейно-ориентированного образования, в котором семья, как образовательный институт, воспроизводит саму себя – взращивает новое поколение семьянинов.

В настоящее время это невозможно, поскольку мы наблюдаем глубочайший кризис семьи. Государственная система образования и современная наука могут помочь в решении непростой задачи – восстановить семью в её статусе воспитателя новых поколений семьянинов.

Протоиерей Димитрий Моисеев, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук, г. Алатырь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Моисеев
Министерство просвещения «провалило» ключевую ступень старшей школы
Насколько эффективно Минпрос выполняет Указ Президента по введению в школах Семьеведения?
09.09.2024
Слово и число как антропологические категории
Проект цифровизации образования может быть непосредственно связан с угрозой национальной безопасности России
07.02.2024
Православная отечественная культура – потери и приобретения и образ будущего
Доклад на епархиальных Алатырских Рождественских Чтениях 27 ноября 2023 года
05.02.2024
Мы на стадии расчеловечивания
О последствиях для человечества вживления в мозг импланта Neuralink
03.02.2024
ИИ может привести к деградации интеллекта человека
Об этических проблемах, связанных с использованием искусственного интеллекта
20.09.2023
Все статьи Протоиерей Димитрий Моисеев
Семейно-ориентированное образование
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Советский опыт – это не просто так возникшее духовное состояние общества
12.02.2025
Почему русские не рожают?
О демографии, миграционной политике и идеологии
22.01.2025
Учитель и ученик
Депутат Госдумы Ф.С.Тумусов предложил на суд читателей своё видение системы воспитания в школе
06.12.2024
«Нас должно быть очень много»
Состоялась торжественная церемония вручения Общественной награды Союза Женских Сил «Мать-героиня 2024»
29.11.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
«Движение первых» должно быть везде
Владимир Путин предложил создать при АП рабочую группу по вопросам развития системы воспитания
27.03.2025
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики Правительства планирует вместо роста сокращение русского населения на 5 миллионов человек!
25.03.2025
«Нам нужны игрушки, которые воспитывают детей в наших традициях»
Министр Сергей Кравцов предложил законодательно закрепить процедуру экспертизы игрушек
11.03.2025
Почему русские не рожают?
Часть 3. Гендерные войны
25.02.2025
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
Они сражались за Россию
«Жизнь прожита не зря… а вам жить в XXI веке…»
31.03.2025
Они уходят тихо, без парадов…
Уходят последние свидетели Великой Отечественной, унося с собой живую память о боли и мужестве, о том, как это было
28.03.2025
«80 лет Великой Победы»
Митрополит Константин выступил на конференции в Петербурге с докладом, посвящённым роли Русской Церкви в Великой Победе
28.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Монархия как средство от смуты
Новый комментарий от Дмитриев
31.03.2025 13:06
О постороннем этническом вмешательстве в ход истории на примерах Петра I и Екатерины II
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.03.2025 12:55
Православные кресты кому-то черный глаз слепили
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
31.03.2025 12:16
Восславить подвиг русского оружия
Новый комментарий от учитель
31.03.2025 12:01
Отчего взбесился Дональд Трамп?
Новый комментарий от Калужанин
31.03.2025 11:55
Как православным относиться к советскому наследию
Новый комментарий от С. Югов
31.03.2025 11:54
Попса подпортила шоу
Новый комментарий от С. Югов
31.03.2025 11:19