Жизненная и историческая практика показывают, что образовательная система страны должна быть простой – «как две копейки» – и эффективной, «как винтовка Мосина».
Это не шутка. Современная (болонская) образовательная система насыщена колоссальным количеством элементов – для каждого предмета – несущих в себе то, что называется «когнитивным диссонансом». Устранить или нейтрализовать все эти элементы – задача непростая; но «глаза боятся, а руки делают».
Опорные точки: Условно, «принцип опорных» точек может применяться не только для облегчения преподавания того или иного предмета, но и для организации образовательного процесса.
В каждом предмете можно найти не менее семи-пяти опорных точек, которые должны запоминаться, и которые являются «каркасом» для развития темы предмета. Здесь действует принцип: «Лучше меньше, да лучше». На каждом уроке необходимо время от времени ненавязчиво повторять эти «опорные точки», чтобы они не потеряли своего «каркасного» значения.
Для предмета – «история» – система этих «реперных точек» должна быть непротиворечивой и строго обусловленной. Необходимо помнить, что именно этот предмет закладывает «замковые камни» того здания, которое называется мировидением «или мировоззрением». Например, «условный коэффициент катастрофичности» ситуации «Смутного времени», очевидно, не должен превышать по своему значению такой же коэффициент «Предвоенного времени» перед Великой Отечественной Войной. И понятно, что «Бессмертный полк» будет являться несомненной «опорной точкой» истории этого времени. Второй пример: «сравнительной значимости» свершившихся социальных «одномерных» событий являются: февральская революция 1917 года и переворот августа 1991 года. Первая катастрофа намного глобальнее и значимее по своим отрицательным последствиям, чем вторая и т.д., тем более, что вторая является закономерным следствием первой катастрофы.
Чтобы в мировидении студента или учащегося сформировалась непротиворечивая картина мира, такими же непротиворечивыми должны быть и связи между «опорными точками» истории, обществознания, социологии.
Или: в физике электричества или в электротехнике ключевую роль играет понятие «резонансного контура», которое также существует и в механической среде. Поэтому как математическое обрамление, так и описание самого процесса резонанса, также будет являться «опорной точкой» предмета.
Авторитет учителя, «подкрепленный» его государственным статусом (по табели о рангах) и хорошей зарплатой, «преподаст» учащимся понятие об иерархичности государственного организма – не по бизнес-лекалам (псевдодемократии), а по государственной необходимости.
Если преподаватель чурается заполнения документов ведения образовательного процесса, дайте ему в помощь «чиновника», который и будет исполнять эти бюрократические обязанности. Зато само преподавание предмета будет более качественным.
Таким образом, используя и внедряя в процесс обучения и организации образовательного процесса опорные точки и весовые коэффициенты, мы уйдем от неинтересного, унифицированного и безликого нынешнего преподавателя к личностям более ярким и оригинальным и запоминающимся.
Итак, все организационные процессы построения образовательной системы, сами предметы, опорные точки и весовые коэффициенты организации образовательного процесса должны укладываться в иерархическую обусловленную структуру.
P.S.: Болонская же система, переводя все рабочие материалы и образовательные процессы в автоматические базы данных, нивелирует, размазывает и замыливает все многомерные аспекты как предмета, так и процесса обучения, низводя учителей и учащихся до уровня пользователей «автопоильного и автокормильного комплекса».
Если нам удастся переломить ситуацию и внедрить нашу отечественную систему обучения, то «не будет таких крепостей, которых нам …(не большевикам) русским, невозможно было бы взять».
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист, кандидат технических наук, доцент кафедры ИКТ с 20-ти летним стажем