Как нам сделать лучшее образование в мире?

Рекомендации профессора Владимира Меньшикова

Закон об Образовании в РФ 
0
2008
Время на чтение 8 минут
Фото: из личного архива автора

Проблема образования, если не самая обсуждаемая проблема в нашей стране, то точно самая насущная. И это вполне объяснимо: каждый из нас хочет, чтобы его ребенок непременно получил хорошее образование. И не только затем, чтобы поступить в престижный университет, а закончив вуз, найти нужную работу, но и чтобы ребенку было просто хорошо учиться, чтобы его не обижали и не принижали. А чтобы такое образование стало реальностью, наше образование должно быть лучшим в мире. Возможно ли такое? Редакция решила обратиться с этим вопросом к доктору педагогических наук, заведующему кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, профессору Владимиру Михайловичу Меньшикову.

Итак, Владимир Михайлович, может ли, в конце концов, Россия создать лучшее образование в мире?

А почему нет? Ведь всем известно, что еще каких-то сорок лет назад наше образование было таковым. И не номинально, а реально. А если мы имели лучшее образование в мире, то, как говорят в английской разведке, мастерство не пропьешь.

Но 30-40-е места в мировом рейтинге образования…

А я бы обратил внимание на другое – вот уже тридцать лет в нашем образовании идут непрерывные реформы, а оно-то держится.

Тогда классические вопросы: «Кто виноват и что делать?» Сегодня очень популярен лозунг: мы уходим от болонской системы, но не возвращаемся и к советской.

Ну прямо как у Троцкого: «Без царя, а власть советская».

А если серьезно…

А если серьезно, то нет волшебной педагогики или волшебной палочки, которые бы сразу же сделали наше образование лучшим в мире. Для этого нужен колоссальный, осознанный, целенаправленный и системный труд. А чтобы этот труд не пропал даром, мы прежде всего должны понять, куда будет двигаться наше образование. Ведь пока мы определились с тем, что мы не будем двигаться ни туда и ни сюда. А куда?

Так куда?

Для этого мы должны определить цель нашего образования. А она известна – всестороннее, по возможности гармоничное развитие человека. Определив эту цель, мы сможем определить и средство, то есть оптимальную систему образования, реализующую эту цель.

Какова она?

Классическое образование…

Это как дореволюционная гимназия: древнегреческий, латынь…

Необязательно. Советская школа, как и советская культура, была классической.

Понимаю. Мы, например, в вузах вернёмся к пятилетнему специалитету.

Вопрос специалитета или бакалавриата, магистратуры – это вообще двадцать пятый вопрос в образовании. Ну есть в Финляндии бакалавриат, магистратура. Действует очень жёстко. Из 100 процентов поступивших на бакалавриат только 80 поступят в магистратуру. Но чтобы занять хоть какую-то приличную должность в Финляндии, человек должен иметь диплом магистра. Нет диплома – нет места. Да, это жёстко. И, каюсь, я бы предпочёл держать в магистратуре 10 бездельников, нежели выгнать на конкурсном отборе одного достойного студента. К тому же из бездельников потом чаще всего получаются стоящие люди, как-то находят себя в жизни. И потому будет ли студент иметь дипломы бакалавра и магистра или только диплом специалиста, который можно назвать дипломом магистра, чтобы все и у нас было, как в Европе, – это не имеет большого значения для образования. Главный вопрос в образовании – это качество образования.

Как его достичь?

Для успешного развития образования нужно создать десятки, а то и сотни условий. Но самое главное условие – прежде всего и в конце концов определиться со стратегией развития российского образования.

И в чем может заключаться оптимальная стратегия развития современного российского образования?

Возвращение к советской системе образования и ее дальнейшее качественное развитие путем перевода ее в систему непрерывного образования.

Почему нам надо возвращаться к советской системе образования?

Потому что это было классическое образование. Это была система, восстановленная в нашей стране в самом начале 30-х годов, после десятилетия реформ 20-х годов, которые базировались на американо-прагматической основе. Меня еще обучали профессора, которые в средней школе учились в те годы. В лучшем случае они вспоминали то обучение с юмором. А в начале 30-х годов, разумеется, с соответствующими корректировками Советский Союз восстановил дореволюционное российское образование и продолжил его развитие, создав по-настоящему классическое образование. Поэтому главный смысл возвращения к советской системе образования – восстановление классической основы нашего образования. И уже на этом фундаменте, на основе нашей традиционной педагогики развивать другие формы образования, в том числе и профессиональное.

Что надо сделать для этого?

Для этого надо создать необходимые условия. Укажу только на три из них. Во-первых, возвращение – от детских садов до вузов – к единым стабильным государственным учебным программам и учебникам.

Да Вас на кусочки порвут сторонники творчества, особенно творчества, ничем и никем не ограниченного…

А они в вузе хоть день реально работали? Вот возьмём меня. Я, конечно, могу написать любую учебную программу по любому предмету, который преподаётся на нашем факультете. Но чтобы мне написать качественную программу, мне, честно говоря, нужно 10–20 дней свободного времени. А теперь представьте, что мне надо на новый учебный год написать 10–15 программ. И это я, проработавший десятки лет в вузе. А начинающий преподаватель? А если эти программы надо еще и переписать два – три раза в год? Поэтому нам нужно снова вернуться к стабильным, добротным, государственным учебным программам и учебникам, потому что их пишут лучшие специалисты по своему предмету.

А творчество?

Да сколько угодно. Написал хорошую программу, учебник, переслал в УМО, утвердили их, работайте по ним.

А во-вторых?

А во-вторых, вернуть советскую нагрузку всем педагогам – от детского сада до вуза. Не надо себя обманывать: если профессор читает в день 4–5 лекций 5–6 дней, то это не профессор – это национальный позор.

Ну это старые профессора не могут читать. А молодые преподаватели?

А им кандидатские, докторские защищать надо? А им книги писать надо? Нет, им еще больше свободного времени требуется. Да и не дураки ведь оптимальное учебное время для преподавателей устанавливали в советском образовании.

А в-третьих?

А в-третьих, вернуть советскую, опять же классическую систему подготовки учителя и создать условия для творческого развития учителя.

Но ведь Вы только что выступали против творчества!

Педагогическое творчество – это не переписывание по сто раз в год бессмысленных и никому не нужных бумажек. Педагогическое творчество – это успешное воспитание учеников.

Вернувшись к советской школе, мы только стабилизируем систему образования на уровне 60–70-х годов. Но мы живем в другом времени. Образование должно развиваться! Оно должно опережать свое время, ведь мы в школе готовим человека для будущего.

А чтобы было развитие, нужно ставить, как модно говорить сегодня, «амбициозные цели».

И какие, например?

Такой целью в нашей стране должно стать создание системы непрерывного образования.

Но ведь это не просто дать каждому человеку высшее образование, а учить человека в течение всей жизни. Кто тогда на заводах работать будет?

Люди с высшим образованием! У нас раньше на факультете на заочке учились рабочие. Не много, но учились. И вот как-то одного студента, который написал прекрасную работу по творчеству С.Л. Франка, я по простоте душевной спросил: «Андрей Викторович! Зачем Вам эта учеба, тем более Франк, которого и аспиранты с трудом читают?» И вот он дал ответ, который должен быть выбит на фронтоне министерства образования: «А что лучше водку пить?» Это просто гениальный ответ. Настоящее классическое образование, а не его суррогатные формы, как и спорт, должно идти по всей жизни человека. Человек, всю жизнь обучающийся, – это нормальное состояние человека, потому что образование – это прежде всего высшее благо, а уже потом основа и средство решения профессиональных, экономических, производственных, социальных, культурных и т.п. проблем. (Замечу, что этот подход кардинально отличает нашу традиционную педагогику от англо-американской с ее жесткой ориентацией на приоритет достижения узко практических, утилитарных целей). И возможность его получения в течение жизни должна быть со временем обеспечена каждому человеку.

А неужели все смогут осилить высшее образование?

А это не от студентов в первую очередь зависит, а от самой системы образования. Вспомним, сколько детей еще в XIX веке отсеивалось из начальной школы и особенно из средней или их оставляли на второй год. Но ведь теперь учат почти всех. Научатся со временем обучать и почти всех студентов. Только надо цели ставить не формально, а по существу. Как в СССР. Сначала всеобщее начальное образование, потом восьмилетнее, потом среднее. И параллельно ускоренными темпами с 30-х годов в нашей стране шло развитие высшего образования. И все удавалось сделать. Так, в 1940-м году в вузах СССР училось студентов больше, чем во всей Западной Европе. И мы победили почти всю Западную Европу! И в этом секрет нашей победы! А мы все упорно повторяем: трупами завалили, трупами завалили, трупами завалили… Нет, не трупами, а умами! Вот и сегодня мы должны ставить самые амбициозные цели в образовании и их решать. При этом действовать по принципу: государство создает условия, а каждый человек реализует свои возможности.

А зачем, простите за каламбурный вопрос, самому образованию непрерывное образование?

Образование всегда развивается в соответствии с теми целями, которые оно реализует. Если мы ставим цель создания непрерывного образования, то мы должны будем делать его более совершенным буквально на каждом его уровне, начиная с детского сада.

Итак, Вы считаете, что мы можем создать лучшую систему образования в мире?

Не только можем, но и обязаны при том педагогическом и культурном потенциале, который в нашей стране еще есть. Только надо перестать корёжить наше образование. А взяв на вооружение наш отечественный как дореволюционный, так и советский опыт, задействовав имеющиеся возможности, разумно развивать его.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6.

Возвращение к советской системе образования - Как нам сделать лучшее образование в мире

Нам нужно не лучшее образование в мiре, а свое, Русское, образование! И зачем возвращаться к советской системе образования, если лучшее в ней (сталинская школа) - это копия системы образования Российской Империи без главного, без смыслообразующего, без целеполагающего компонента, без Веры Христовой. Автору рекомендую ознакомиться со статьями Б. Г. Галенина на обсуждаемую тему, хотя бы с этой https://ruskline.ru/analitika/2022/07/17/russkoe_obrazovanie_i_imperator_nikolai_ii

5.

А я бы обратил внимание на другое – вот уже тридцать лет в нашем образовании идут непрерывные реформы, а оно-то держится.

Что касается средней школы, держится только за счёт того, что есть родители, которые не полагаются на школу, а занимаются со своим ребёнком сами. Общий уровень упал до неприличия - по всем параметрам.

Почему нам надо возвращаться к советской системе образования?
Потому что это было классическое образование.

Но программы должны быть значительно изменены.

...мы должны определить цель нашего образования. А она известна – всестороннее, по возможности гармоничное развитие человека. Определив эту цель, мы сможем определить и средство, то есть оптимальную систему образования, реализующую эту цель.

"Без Бога ни до порога". Пока это не на первом месте в образовательных заведениях, никакого успеха быть не может.
Человек / 26.07.2022, 08:37

4. Ответ на 3, Андрей Карпов:

И это говорит заведующий кафедры теологии в государственном университете…

Бдительный Вы товарищ, Андрей. Сразу чуете коммуняцкий дух.

3.

И это говорит заведующий кафедры теологии в государственном университете…
Андрей Карпов / 23.07.2022, 20:54

2.

А неужели все смогут осилить высшее образование?

Смотря что называть образованием. Набор знаний?
Человек / 23.07.2022, 19:13

1.

Результатом полученного хорошего образования должна быть возможность выучившемуся человеку себя реализовать. Использовать полученные знания. Об этом государство не заботится.
По статистике у нас 4-5% безработицы. На самом деле это не так. Не очень новые сведения, но улучшиться они не могли (только ухудшиться): вице-премьер Ольга Голодец сказала, что 45% трудоспособного населения в России работает в условиях, о которых правительству почти ничего не известно. Современный трудоспособный контингент россиян насчитывает 86 миллионов человек. При этом, по признанию Голодец, лишь 48 миллионов работают в секторах, которые, по ее выражению, "видны и понятны". Что касается остальных, а это 38 миллионов, то – "мы не понимаем, где они заняты, чем заняты и как заняты".
То есть люди выкручиваются каждый по-своему. Кто квартиру сдаёт, кто таксует...
Желание учиться не появится, если знания негде будет приложить. Школьник и студент должны быть уверены, что их знания и умения нужны обществу, что они будут цениться, что его благосостояние будет зависеть не от прихоти того, кто его нанял на работу, а от его профессиональных качеств.

Человек / 21.07.2022, 07:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Михайлович Меньшиков
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Традиционная российская идеология – идеология преображения
Когда же государство поймёт, что народу нужна народная идеология?
04.01.2023
Что самое главное для современного российского образования?
Речь идёт о спасении и о благополучной жизни наших детей и, значит, всей нашей страны
29.07.2022
Все статьи Владимир Михайлович Меньшиков
Закон об Образовании в РФ
Война смыслов - в тылу горячее, чем на
передовой: Россия должна окончательно определиться сама в себе
02.11.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
«Нам очень важно слышать ваше мнение»
В Москве открылся IV Всероссийский форум классных руководителей
04.10.2024
Дорога к читателям
В Доме писателей прошла презентация проекта «Мы наши» и сборника «Донбасс. Дорога домой»
25.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12