itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О единоверцах, Достоевском и китайском православии

Размышления в подмосковной деревне

200-летие со дня рождения Достоевского  Новости Москвы 
0
1795
Время на чтение 9 минут
Фото: Предоставлены автором

Из всех немногочисленных единоверческих приходов в последнее время наиболее притягательным для меня стал приход церкви в честь Владимирской иконы Богородицы с. Осташово Воскресенского района Московской области. 2 часа с половиной нужно проехать от столицы в этот живописный уголок Подмосковья. Вечерняя служба начинается здесь непривычно рано – в 14 часов. Приехали впритык. Я, с благословения настоятеля священноинока Антония, вместе с водителем поднялся на сравнительно невысокую колокольню. Довольно пыльно, тяжеловатый люк пришлось открывать с помощью головы. Пять звонких колоколов радостным звоном огласили окрестности.

За время настоятельства о. Антония внутреннее убранство алтарей и собственно храма стало обихоженным и благолепным. Густой запах смолянистого ладана приятно наполнял пространство храма. Под иконами в большом количестве платы с расшитыми восьмиконечными крестами. Несколько Богородичных икон современного письма поразили одухотворённостью лика Пречистой Девы. Очень красивые парчовые облачения на обоих престолах (в старообрядческих храмах на них нет двух свечей – их наличие, скорее всего, заимствование от католиков). Обратил внимание, что на подоконнике в алтаре находится большое количество синодиков – пожалуй, в два, а то и в три раза больше, чем у нас.

Молодой священноиерей Михаил с Нижегородчины ревностно совершает службу Божию, а я сослужу ему. Большие старинные часы, находящиеся в соседнем алтаре, гулко отбивают каждые полчаса. Размеренно, неспешно, час за часом идёт вечерня, павечерница и утреня с первым часом (служба закончилась в 19 часов). Отчётливо слышится каждое слово из чтений и песнопений с небольшого крылоса под управлением о. Антония. Как всегда отмечаю про себя некоторые нюансы службы, которые не совпадают с нашей практикой. Например, духовенство в нашем храме запевает "Хвалите Имя Господне» в алтаре, а здесь на середине храма. Прикладываясь к иконе, я лобызаю образ Богородицы в плечо, а здесь в правые ручки Приснодевы и Богомладенца и т.д.

После службы нас ждал вкусный ужин. Особенно понравились квас и пирожки с картошкой домашнего приготовления. Трапеза имела продолжение в доме настоятеля за беседой. Хозяин разливал гостям ароматный чай из старинного медного самовара. На столе большой чан с клубникой и поменьше – с земляникой – «чаепитие в Осташово». Тон беседе задавал настоятель. Сколько простоты и непосредственности звучало в его рассказах. Воспоминания детства, рассуждения об урожаях, пчёлах, рассказы об усопших и здравствующих прихожанах. Запомнился рассказ об одной из прихожанок. Прибыв в храм, она говорила: «Не знаю, хорошо или плохо, но я приехала». Отметил наличие у о. Антония лидерских качеств. Подумал про себя: «Таков нам подобаше первосвященник», то есть единоверческий епископ. Особенно близко к сердцу принял рассказ о. Антония о тяжёлом материальном положении прихода, в частности, на приобретение дров (в этом году они подорожали) – приходится платить уже 75 тысяч рублей. Не выдержал, передал батюшке часть этой суммы – это нормально – более состоятельные приходы должны помогать бедным.

Увиденное и прочувствованное на службе в храме разительно контрастировало с тем, что я увидел незадолго до поездки в одном московском храме. Стараюсь хотя бы раз на службе, или вне её, побывать в каждом храме столицы. Я уже бывал здесь несколько лет назад, но забыл поставить «птичку», свидетельствующую об этом в справочнике московских храмов. Красивый заливистый трезвон по случаю отдания праздника Пятидесятницы. Всматриваясь в мозаичный образ Спасителя над входом в храм – нет, не похож, с досадой отмечаю про себя. Внутри храма порадовали иконостасы в каноническом исполнении, в том же стиле и фрагменты росписи на стенах и сводах. Ровно в 9 появляется сравнительно молодой священник. Прочитав входные молитвы, он входит в алтарь, откуда вскоре раздаётся возглас на начало часов, после чего священник уже на псалме 50 исповедует людей. Первый вопрос: а когда же он успел совершить Проскомидию и вынуть просфоры «о здравии» и «об упокоении»? Их имена не звучали и на ектениях. Как же так – ведь люди вносили пожертвования за их поминовение, а когда оно было, непонятно. Дальше больше: во всё время Литургии, до самого отпуста, Царские врата были открыты, возглас: «Господи, спаси благочестивые…» отсутствовал, как и ектеньи «об оглашенных» и две последующие, не было и эпиклезиса – троекратного призывания Святаго Духа на освящение Даров, на ектении «Вся святыя помянувше» прозвучали только три первых прошения. Само собой разумеется, Евангелие читалось лицом к народу. Молитвы об Украине, как и проповеди не было. Возникает вопрос: что собственно происходит, и почему не реагируют те, кто должен это делать.

В Осташово было время отдохнуть и поразмышлять. С сожалением вспоминал, что не удалось побывать на Рогожском на Круглом столе на тему «Достоевский и христианство». А ведь собирался, готовился, но по своей рассеянности не уточнил, в какой день недели будет проходить мероприятие (обязательно нужно смотреть календарь, особенно если мероприятие проходит в конце месяца, в котором может быть 30 или 31 день).

В «Идиоте» представлен образ светского юродивого. Блестяще сыграл роль главного героя вначале Юрий Яковлев, а впоследствии Евгений Миронов. В «Бесах» показана зловредная суть революционеров, которые прольют реки крови в XX веке. Достоевский стремится доказать на примере Ставрогина и других, что безбожие несомненно ведёт к утрате нравственности, к полной утрате всех критериев добра и зла. Один из героев, князь Мышкин, рассуждает: «Атеистом так легко сделаться русскому человеку, легче, чем всем остальным во всём мире; наши не только становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечая, что уверовали в нуль».

Роман «Братья Карамазовы» поражает глубиной психологизма главных героев. Очень актуальна идея, заложенная в «Преступлении и наказании». Помню, как учась в семинарии, прогуливался по академическому садику и взахлёб рассказывал лаврскому иеродиакону о только что прочитанном рассказе писателя «Бобок». Здесь повествуется о подслушанном разговоре покойников, которые перед окончательной смертью ненадолго просыпаются. Они разговаривают, как будто ничего не случилось, болтают о пустяках, играют в преферанс по памяти, шутят, смеются, бранятся, сплетничают, говорят непристойности, откровенно рассказывают о своей жизни – и это в последнее мгновение, когда есть ещё шанс!

Особенно ценными для меня были выписки из дневника писателя. Недавно, перечитывая их, я был весьма впечатлён: до чего же звучит актуально, современно, что называется, на злобу дня. Например: «У нас в Европе никогда не было и не будет союзников». Или: «Я как-то слепо убеждён, что нет такого подлеца и мерзавца в русском народе, который бы не знал, что он подл и мерзок, тогда как у других бывает так, что делает мерзость, да и ещё сам за неё похваливает». Или: «Тогда только и можем мы хлопотать об общечеловеческом, когда разовьём в себе национальное…». Или: «Не лучше ли исправить, найти и восстановить человека, чем прямо снять с него голову. Резать головы легко по букве закона, но разобраться по правде, по-человечески, по-отечески всегда труднее». Или: «Нечего рваться куда-нибудь далеко за подвигом человеколюбия, тогда как он всего чаще у нас дома, перед глазами нашими». Или: «Без личного самоусовершенствования в духе христианской любви невозможно, в конце, концов, истинного разрешения ни для каких социальных и гражданских задач». Или: «Окончательная сущность русского призвания заключается в раскрытии перед миром Христа, миру неведомого». Или: «Наш народ принял в свою душу Православие, проникся им всецело, считает его целью своего существования, не зная ничего выше этой святыни, этой драгоценности, пронесённой им невредимо через все страдания». Или: «Никакой муравейник, никакое торжество рабочего класса, никакое уничтожение бедности, никакая организация труда, не спасут человечество от ненормальности, а, следовательно – преступности… Зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря социалисты, ни в каком устройстве общества не избегните зла, если душа человеческая останется та же. Потому что ненормальность и грех исходят из неё самой».

Достоевский не националист, в радикальном смысле этого слова, он проповедует всечеловеческое единение во Христе. Он считает Россию избранным народом Божиим. Но избранным не для соперничества с другими народами и не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народам.

Особый интерес для меня представляет отношение Достоевского к старообрядчеству. Внешне он выглядел как стопроцентный старообрядец. Пожалуй, впервые плотно с представителем этой немалой части русского народа писатель столкнулся на каторге. В «Записках из Мёртвого дома» он писал о тягостной участи осуждённых, вынужденных долго «вариться» в кругу одних и тех же людей. Один из осуждённых, старообрядец, отличавшийся честностью и добрым отношением ко всем, сглаживал тяготы заключённых. Известно, что основатель Преображенского кладбища, ставшего центром старообрядцев-безпоповцев, И.А. Ковылин помог отцу писателя устроиться на хорошую работу. Есть данные, что Фёдор Михайлович неоднократно посещал могилу благодетеля своего отца. Род писателя по материнской линии – Майковых происходил из Боровска, одного из центров старообрядчества (здесь пострадала боярыня Морозова – в постриге инокиня Феодора). По свидетельству супруги Достоевского в его библиотеке было немало книг по старообрядческой тематике, в частности, «История Выговской пустыни» братьев Денисовых. На последних Рождественских чтениях, на секции по старому обряду о. Евгений Саранча из Михайловой слободы представил содержательный доклад о Достоевском. Из доклада запомнилось, что наш великий писатель посещал собрания «Общества духовного просвещения», где поднимался вопрос о снятии клятв со старых обрядов. Достоевский горячо это поддерживал.

Вспоминал также фестиваль китайской культуры, проходивший недавно недалеко от нашего храма на Китайском подворье при храме свт. Николы в Голутвине. На фестивале была представлена большая программа: беседа по истории  Православия в Китае, показ китайских короткометражных фильмов, живописи, игр, еды, посуды и пр. На ограде подворья располагалась фотовыставка из больших стендов, рассказывающих об истории Православия в Китае. Хор подворья исполнил несколько песнопений на китайском языке («Херувимская», «Тело Христово» и др.). Об истории Православия в Китае посетителям фестиваля, расположившимся на зелёной лужайке, рассказывал секретарь подворья о. Алексей. Запомнилось, что до т.н. Культурной революции в Китае было более 100 православных храмов (чуть ли не половина из них находились в Харбине). Первыми православными здесь были несколько десятков русских казаков – «албазинцев», пленённых китайцами. Они были сильно китаизированы, но с середины XIX века стали постепенно возвращаться в Православие. В 1884 году был рукоположен первый китайский священник о. Митрофан (его мать была албазинкой). Активно действовали в Китае католические миссионеры.

Их миссия (в основном её членами были доминиканцы) работала здесь с XIII века. Они работали, причём, не совсем успешно, в основном, среди сельского населения, в то время, как проповедь православных была направлена на представителей более высоких классов. Особенностью неофитов из числа китайцев является то, что из-за выгод для себя они могут креститься в храмах разных конфессий.

После поражения Китая в войне с европейской коалицией он превратился в полуколонию. В большом количестве в Китай стали завозить опиум, что вызвало взрыв ненависти к европейцам. Во время восстания боксёров в Пекине была сожжена наша миссия. В разграблении её участвовали китайские солдаты, которые должны были защищать миссию. Тогда погиб первый православный китаец – сын о. Митрофана, бывший солдатом. Во время восстания ихэтуаней (они были буддистами) православных китайцев (их было около 500 человек) принуждали приносить жертвы языческим богам. Тогда погибло 239 православных. Их тела разрубали, сжигали, чтобы они не воскресли. Было немало случаев отречения от Православия. В 1913 году православных китайцев было уже более 10 тысяч. Действовала семинария и несколько монастырей. Сейчас в Китае 2 местных священника – в Харбине и Внутренней Монголии, а также несколько русских священников.

Говоря о Православии в Китае, нельзя не сказать несколько слов о такой яркой личности, как о. Иакинф Бичурин. В Чувашии его почитают как первого и крупнейшего учёного-чуваша. 14 лет он возглавлял Пекинскую Духовную Миссию (с 1807 по 1821 год). Его считали первым знатоком Китая. В Россию он вывез на целом караване из 15 верблюдов большое количество китайских рукописей. На его могиле был поставлен памятник с эпитафией на китайском языке.

После своего выступления на конференции в Свято-Филаретовском институте я не один раз сталкивался на различных мероприятиях со студентами этого учебного заведения. Так было и на фестивале. «Нам понравилось Ваше выступление, особенно, рассказ про ежовые шкурки», – сказали они мне тогда. Студенты, как известно, народ ушлый – припечатают прозвище, потом оно долго будет клеиться: «А к нам приходил игумен Кирилл (Сахаров) – а, это тот, который рассказывал про кота, мышей и их защитные ежовые шкурки!».

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
«Пути русского богословия»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского
13.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
200-летие со дня рождения Достоевского
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
Достоевский о кризисе русского общества и грядущем выздоровлении России
В продолжение дискуссий о тов. Сталине и современном моменте
08.02.2024
Слово о русской философии.
Философия свободы у Достоевского
10.01.2024
Слово о русской философии
Достоевский – апостол Христа
19.12.2023
Все статьи темы
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии