Посещать святые места – в традициях людей разной веры. Но если, например, мусульманам в Мекку надо чуть не всю жизнь готовиться и деньги копить, то для православных по всей Святой Руси сплошь – святые места. А тут возможность выдалась, вечером в пятницу 24 июня двинуться, а вечером в воскресенье 26 июня – уже дома. Муром, потом Дивеево, и домой через Арзамас. На автобусе туристическом, который весь маршрут будет при нас, и по деньгам весьма приемлемо.
Казань-Муром
Началась поездка с проблем. Да даже не поездка, а до неё. В назначенное время 20-00, собравшись у Казанского ж/д вокзала, вдруг получаем известие, что в нашем автобусе из неизвестного места моторного отсека подтекает топливо, ехать не безопасно. Однако за час организуется другой практически аналогичный автобус, но совсем новый, и мы, наконец, трогаемся.
Как положено, перед началом всякого благого дела, должен быть отслужен молебен, тем более, что едут нас 53 человека. Батюшка о. Николай несмотря на задержку дожидался нас в церкви Параскевы Пятницы, что под Казанским кремлём. Молебен служил основательно, по полному чину "о в пути шествующих", перечисляя имена паломников. Примечательно, что несколько человек из группы не крещёные, в том числе с татарскими именами, но и о них все молились, это допускается на молебнах, как и на индивидуальной келийной молитве. По окончании батюшка каждого кропил святой водой "во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". https://youtu.be/ERixs4VTesk
И, наконец, отправляемся в путь, прощай, Казань!
Организатор нашей паломнической поездки Наталья до нас многажды собирала паломников в Дивеево из Казани. Но в этот раз впервые решилась ехать туда через Муром, дабы мы приобщились муромских святынь, среди которых запланировано посещение Свято-Троицкого женского монастыря, в главном одноимённом храме которого покоятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, и памятника им же, Благовещенского мужского монастыря, памятника Илие Муромцу на высоком берегу р. Ока, часовни и святого ключа Илии Муромца с купелью. Идея заманчивая сама по себе, поскольку, как говорили, до Мурома расстояние и время пути из Казани почти такое же, как до Дивеева, а между ними потом ещё часа три, так что в один день, если с раннего утра прибыть в Муром, то можно и там всё основное успеть, и в Дивеево к вечерней прибыть.
Но Муром для Казани и, что говорить, всей России, имеет огромное историческое и сакральное значение. Ведь здесь Иоанн IV Грозный останавливался и со слезами молился в главном соборе Рождества Богородицы, прося помощи Бога, Его матери, Сергия Радонежского, своего прадеда Дмитрия Донского и своих сродников Муромских чудотворцев князей Петра и Февронию, благоверных князей Константина (Ярослава Святославича) и сыновей его, Михаила и Феодора. И хотя храм этот был осквернён а потом разобран при советах, здесь чуть более чем на сто тысяч населения сейчас пять монастырей и тринадцать приходских храмов и часовен. Из них кроме утраченного Богороодице-Рождественский собора ещё два каменных храма и два монастыря – так называемые обетные, Иван Грозный давал обещание Богу об их строительстве, если уцелеет и одержит победу в Казанском походе. Отсюда, из Мурома, этот поход и начинался.
Ночь в автобусе я не спал, когда в два часа начало светать, стал читать положенные к причастию молитвы и каноны, между делом поглядывая в окно. А через окна автобуса открывалась потрясающая природа - леса, луга, реки, озерки, болотца и лесные поляны, сплошь в цветах, среди которых безусловно доминировали величественные фиолетовые люпины.
Муром, семь утра 25 июня 2022 г., камень на въезде с надписью "Въ лето 862 первии насельници въ Муроме" и с барельефом Илии Муромца. Прибываем в Троицкий монастырь, в Троицком же храме уже началась литургия. Храм полон прихожан и паломников, поэтому исповедь проводится на улице перед храмом. Батюшка исповедует обстоятельно. Все желающие, включая многих из нас, прибывших после начала службы, исповедаться не успевают, но ничего, есть ещё завтрашний день в Дивеево.
Причастников много, почти весь храм. Так что успеваем и к святым мощам Петра и Февронии приложиться и монастырь осмотреть и чудные колокольные звоны записать. Кстати, внутри монастырских храмов съёмка не благословляется.
После литургии - панихида у креста, что на улице справа от храма. Сёстры монастыря поют почти все, чисто ангелы.
Едем к Оке, к местам, где жил и подвизался часть своего земного бытия наш былинный богатырь преподобный Илия Муромец, Киево-Печерский чудотворец.
Сначала посещаем величественный памятник святому богатырю работы самого Вячеслава Михайловича Клыкова, нашего знаменитейшего православного скульптора. Могучий Илья с мечом, поднятым вверх в правой руке и крестом , прижатым к груди в левой на высоком берегу Оки - фотографией всего великолепия ландшафта не передать!
Проезжаем Свято Троицкий храм 1828 года постройки. В его основание первые бревна заложил сам святой богатырь. Говорят, эти лиственничные брёвна в основании храма до сих пор целы. Оно понятно, храм на пригорке, но ведь больше чем 850 лет лежат брёвна в земле, и не сгнили!
Святой источник Илии Муромца по преданию забил от удара о землю копыт богатырского коня Бурушки. Почти девять веков, не иссякая, питал православных живительной влагой и мужской силой. И мы приобщаемся её, троекратно окунувшись в купель "во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!" Рядом часовня святого Илии, прикладываемся к частичке мощей святого богатыря. Охраняют часовню и ключ местные казаки, сегодня за порядком здесь следит Сергий. Разговорились. Поведал казаку Сергию историю своего младшего братика Илии, умершего год назад, да так и не успевшего креститься в честь своего муромского покровителя. Поминать в алтаре и на панихиде нельзя, но казак обещал поговорить с батюшкой, окормляющим эту часовню и ключ, чтобы, как допускается, помянул в частной молитве.
Трапеза в мужском Благовещенском монастыре показалась сказочно вкусной, ведь время обеденное, а у нас ни крошки во рту со вчерашнего дня. Но не только в голоде секрет - салат, щи, второе с рыбной котлеткой и компот с монастырской постной коврижкой, по всему судя, готовили профессиональные монастырские повара. Все мы были в восторге, и сытые, радостные двинулись по территории монастыря, посетив и главный Благовещенский храм, где только заканчивалась поздняя литургия.
Выходя из мужского монастыря, послушали и его звоны к окончанию литургии - монастырские, отнюдь не громогласные, но очень сочные, аутентичные
Посетив напоследок памятник святым Петру и Февронии, вернулись в наш автобус и трогаемся в путь.
На циферблате ещё и часа нет, и уже через три часа мы должны въехать в Дивеево, значит успеваем к вечерней.
Дивеево
Наконец, хоть и слегка усталые, мы - в Дивеево.
До начала вечерней есть ещё полчаса, едем устраиваться. Тут надо сказать, что поскольку Дивеево особенно на выходных (а была суббота) посещают многие тысячи паломников, то позаботиться о проживании и пропитании следует заранее, тогда есть шанс вернуться домой не измызганным в клочья неустройством или не вылететь в трубу. Например, стоимость гостиницы может здесь обойтись в пять тысяч за ночь! Но наши организаторы всё продумали и распределили всех в частный сектор. Да, многие коренные жители Дивеево держат комнаты для паломников - достраивают специальные отапливаемые пристрои, даже в два этажа, оборудуют мансарды, мезонины. В итоге нашему брату паломнику такая ночёвка обходится в разы дешевле. Плюс никакой толчеи, умиротворение, а за окном – сирень цветёт и птички поют. Радушные хозяева Андрей и Наталья встретили, всё показали, выдали чистое бельё и ключи от комнаты. Дочь Анастасия помогла настроиться на домашний Вай-фай. Просторная прихожая с креслами и столиком, общий холл, общие душ и туалет на три комнаты. Возможность готовить, плита и вся посуда, в комнате чайник, телевизор, кровати и другая необходимая мебель. Все полы, начиная от входа в отдельную дверь гостевого домика - в коврах. Свежий качественный ремонт, идеальная чистота. Так бы и растянулся в полный рост на мягких перинах, но надо поторапливаться на вечернюю.
Плюс ещё одно важное событие для нашей группы: одна из участниц Алина решила во время этой поездки принять святое крещение, поэтому перед посещением монастыря (а в монастырях не крестят) мы пошли в близ лежащий приходской храм в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, поддержать новокрещённую Алину-Алевтину.
А прибыв в монастырь, встали в длинную очередь к мощам батюшки Серафима. Приложившись к мощам и иконам, молились на вечерней всем русским святым, ведь им завтра праздник. "Величаем, величаем вас, вси святии земли Русския, и чтим память вашу! Вы бо молите за нас Христа Бога нашего!" - поёт монастырский хор монашек главного Свято-Троицкого храма Дивеевского монастыря, вторим и мы, грешные.
После богослужения до вечерней трапезы оставалось ещё время - пошли на "канавку". Я предыдущий первый раз был здесь почти тридцать лет назад, и сейчас реальное углубление-канавка переоборудована наоборот в насыпь с мостовой и перилами. Многие идут босиком. Как и положено, обходя "канавку" прочли и мы 150 раз "Богородице, дево...", остаток пути эту молитву просто пели, и вдруг... Открывается вид с одной стороны канавки – на деревянную чудо-церковь с золотыми крестами, буквально пылающими семью "солнцами", а с другой - каменный Благовещенский собор с огромным над алтарной частью мозаичным панно-иконой всех русских святых, которым на вечерней только что служили праздник! Уже потом, вернувшись домой, я обыскался – что же это за чудо-церковь была с пылающими закатным солнцем семью крестами? С трудом отыскал – это часовня Царственных страстотерпцев, а семь куполов с крестами – по числу Царственных страдальцев. Сюда к лиственнице, которую сестры монастыря посадили ещё в 1904 году в честь рождения наследника российского престола — царевича Алексея, много лет приходили т богомольцы, стихийно приносились иконы.
"Вси святии Земли Русския молите Бога о нас!" – доносятся, когда возвращались с канавки, ещё долго молитвы из Свято-Троицкого храма, хотя вечерняя уже давно закончилась.
На трапезе в дивеевском монастыре кормят всех паломников, кто приходит. После литургии и после вечерней. Пища самая простая, постная: супец рисовый с едва угадывающимися морковкой и луком, каша безо всего, чай из трав и хлеб.
После трапезы едем в сторону Сарова на источник батюшки Серафима Живописное место близ речки Сатис, обустроенное: мостки, сходы, кладезь и купели - всё из дерева. И деревянная же часовня. Струи из земли бьют мощные, образовалось целое озеро, вода из него с шумом переливается через край, вливаясь в речку. Вода - как положено, 4 градуса. Но здесь есть секрет. Перед тем, как окунуться троекратно с головой, произносишь: "Батюшка Серафим, подогрей водичку!" И вроде действительно, не так студёно окунаться. А перед въездом на территорию - лавочка с продукцией медоводства, трав, сборов и многого подобного. Все стали разбирать товары для лечения и здоровья, но наибольшей популярностью, разумеется, пользовался горячий иван-чай - прямо из настоящего самовара на шишках, с дымком. Иван-чая диакон Дмитрий заготавливает по 500 килограммов на год, при том, что на семью и пяти килограммов хватит, если каждый день по чайничку заваривать. Местные жители сдают, самому столько не собрать, а для обработки перед ферментацией он специальный станок использует. Когда хозяин всего этого богатства узнал, что мы из команды Натальи, как оказалось, его давней знакомой, то он тут же нырнул в свою легковушку, на которой всё привозит, достал сосуд, и капнул нам каждому в чай по нескольку капель настоящего церковного кагора! И хоть дело шло уже к одиннадцати ночи и вылетели тучи комаров, мы, одухотворённые и согревшиеся, двинулись на ночлег.
Едва вроде-бы заснули, а уже половина пятого - подъём, на раннюю литургию!
Сбор на улице у автобуса - здесь благочестивые наши паломницы уже с молитвословами, читают утреннее правило. Подходят и другие, читаем последование ко Святому причащению и двигаемся в монастырь. Свято-Троицкий храм ещё закрыт, проходим далее, исповедь и литургия предстоят в нижнем храме собора Благовещения Пресвятой Богородицы - того самого, на стене которого накануне мы приметили красивейшую мозаичную икону Всех Святых, в земле Российской просиявших. В самый день праздника всех русских святых, мы будем молиться, исповедаться и, Бог даст, причастимся под этой иконой! Чудесный нижний храм с невысокими потолками, всё в красивейшей мозаике.
Храм полон, начинается общая исповедь. По её окончании - возглас «Благословен Бог наш..." - начинается литургия. Волнуемся - успеем ли все на индивидуальную исповедь до начала молитв перед причастием, ведь тут больше тысячи исповедников, а батюшек, исповедующих всего трое.
Но чудесным образом успеваю, священник исповедует и допускает к причастию.
Один совет тем, кто готовится к исповеди и причастию в Дивееве. Лучше писать грехи и подать записку с ними священнику на индивидуальной исповеди, не устно - так будет сэкономлено драгоценное время, ведь можешь получить и такой духовный совет: обстоятельно исповедаться в другом месте и в другое время, не в воскресный день в Дивееве. А исполнение правил подготовки к причастию - безусловны, это пост и молитвы с канонами, посещение вечернего богослужения накануне.
"Со страхом Божиим и верою, приступите!" - возглашает священник, вынося чашу. "Господи, не отринь, допусти!" - слышится шепот рядом, положенный земной поклон почти не возможен, так плотно стоят люди. "Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите!" - поёт хор и все прихожане...
Подтягиваются в монастырь и те несколько наших паломников, кто к причастию не готовились, подольше поспать решили. Открылся главный Троицкий храм, здесь литургия начнётся только с 9.00 но в 8.00 служат особую уникальную службу параклис, единственную, только здесь завещанную самим преподобным Серафимом Саровским.
В 8-40, главная Дивеевская звонница взывает к прихожанам о начинающейся уже вскоре поздней литургии.
Запасаемся в монастырской лавке квасом и коврижками, добротно перекусываем в местной столовой, и выдвгаемся на нашем автобусе к дивеевским святым источникам. Их здесь целых три: Казанский, Пантелеимоновский и в честь иконы Божией Матери «Умиление». Окунаемся в купелях, набираем домой водички в кладезях, гуляем и вновь в монастырь - подкрепиться паломнической постной трапезой перед дорогой домой.
А по дороге останавливаемся у "пряничного домика", где набираем домой фирменных дивеевских пряников - прекрасные вкуснейшие гостинцы на любой размер, вкус, начинку и цену. Следующий пункт - Арзамас!
Арзамас
Порядком уже уставшие и невыспавшиеся, подремав кое-как часок другой в пути, прибываем в Арзамас.
С чем у большинства из нас ассоциируется это название? С секретным ядерным центром "Арзамас - 16", наверное. Но Арзамас на самом деле - древний русский город, один из культурных и духовных центров Нижегородской области. Стотысячник, но здесь пять православных монастырей, два десятка церквей и многие десятки объектов культурного и архитектурного наследия. Это заметно сразу, как въезжаешь в город, преимущественно малоэтажный, патриархальной купеческой архитектуры. Но масштабы церковной архитектуры для такого небольшого города поражают, взять хотя бы Воскресенский собор, главную святыню города с его Соборной площадью. Отсюда открываются прекрасные виды города с его храмами, монастырями, купеческими домами, расположенного на склонах, ведущих в пойму замечательной речки Тёша, что впадает в Оку.
День бы целый провести в этом замечательном городе, в котором всё дышит русской стариной, но у нас лишь час или два. Сам Воскресенский собор сейчас на реставрации, направляемся в Никольский женский монастырь и его храм Богоявления, в нижней части которого устроен храм в честь иконы «Всех скорбящих радость». Среди прочих святынь обители обращает на себя внимание образ Богородицы "Избавление от бед страждущих" в этом храме. Икону эту сберегли обычные люди и когда восстанавливался монастырь принесли сюда. Была она тогда в 80-х совсем чёрная, но постепенно без механического вмешательства сначала стала фрагментами проявляться, и потом по молитвам сестёр монастыря полностью высветлилась. Почитается эта икона как чудотворная и особую помощь приносит тем обращающимся к ней, кто подвергся незаконным и несправедливым преследованиям. Очень актуально в наше время, когда репрессии и произвол силовиков, а иногда и судов - зашкаливает, старики говорят, что хуже было только между революцией и Великой Отечественной.
Обратило на себя внимание то, что не только кафедральный Воскресенский собор, а многие храмы города стоят в лесах, реставрируются, и все остальные имеют свежий благолепный вид. Не то, что у нас в Казанском крае, особенно в районах, сотни некогда великолепных церквей без ухода местных властей руинируются и пребывают в мерзости запустения. Да и в самой Казани в самом Кремле две церкви до сих пор стоят без крестов, на кремлёвские башни зачем-то нахлобучили антиисторические знаки Юнеско (с безосновательным намёком), а на русскую сторожевую "Башню Сююмбике" - полумесяц.
С некоторой грустинкой покидаем благодатный Арзамас, в котором всё дышит историей и духовностью, и, наконец, выходим на финишную прямую, на Казань, делая по дороги общий коллективный снимок нашей группы.
По дороге меня осенила идея подписать коллективное обращение о строительстве церкви в Актаныше Республики Татарстан, это единственный муниципальный район России, в котором нет вообще ни одной православной церкви, и даже следа от когда-либо существовавших православных объектов – нет. Весь автобус решил, что надо исправлять эту ситуацию, и все, включая татар и не крещёных, присоединились к этой инициативе актанышцев, поставив под воззванием свои подписи.
Прибываем на конечный пункт уже в одиннадцать ночи - усталые, не выспавшиеся, но одухотворённые и радостные новым знакомствам. Да и просто чудо какое-то: всего за двое суток столько Святой Руси напитались, как будто две недели к святыням приобщались! И, может быть, для кого-то из нас эта поездка и посещение святых благодатных мест поменяют всю его дальнейшую жизнь?
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры
- Д.А. Котляров «О ритуальном поведении Ивана IV в казанском походе 1552 года» Вестник удмуртского университета. История и филология. Вып.3 Ижевск 2012 г. https://cyberleninka.ru/article/n/o-ritualnom-povedenii-ivana-iv-v-kazanskom-pohode-1552-goda
Фото автора
Муром. Благовещенский_собор Благовещенского мужского монастыря.
Муром. Памятник святым Петру и Февронии между мужским Благовещенским и женским Свято-Троицким монастырями
Дивеево. Свято-Троицкий собор перед вечерней
Дивеевский монастырь, пять утра. На раннюю литургию.
Дивеево. У трёх святых источников
Арзамас, Воскресенская площадь. Храмы, храмы, храмы…
Паломники Казань-Муром-Дивеево-Арзамас, 24-26 июня 2022 г.
У этих людей можно остановиться в Дивеево:
8 (904) 926 67 23 – Наталья,
8 (905) 663 97 82 – Андрей;
8 (961) 636 33 41 – Нина Васильевна,
8 (910) 870 11 95 – Владимир Федорович.
Пароль: «Вам поклон от казанских паломников!»
1.
Присоединить бы Турцию к России.