Путевые заметки паломника

Казань-Муром-Дивеево-Арзамас-Казань

Проблемы церковной жизни 
0
1619
Время на чтение 14 минут
Фото: Дивеево. Часовня Царственных страстотерпцев в лучах заката

Посещать святые места – в традициях людей разной веры. Но если, например, мусульманам в Мекку надо чуть не всю жизнь готовиться и деньги копить, то для православных по всей Святой Руси сплошь – святые места. А тут возможность выдалась, вечером в пятницу 24 июня двинуться, а вечером в воскресенье 26 июня – уже дома. Муром, потом Дивеево, и домой через Арзамас. На автобусе туристическом, который весь маршрут будет при нас, и по деньгам весьма приемлемо.

Казань-Муром

Началась поездка с проблем. Да даже не поездка, а до неё. В назначенное время 20-00, собравшись у Казанского ж/д вокзала, вдруг получаем известие, что в нашем автобусе из неизвестного места моторного отсека подтекает топливо, ехать не безопасно. Однако за час организуется другой практически аналогичный автобус, но совсем новый, и мы, наконец, трогаемся.

Как положено, перед началом всякого благого дела, должен быть отслужен молебен, тем более, что едут нас 53 человека. Батюшка о. Николай несмотря на задержку дожидался нас в церкви Параскевы Пятницы, что под Казанским кремлём. Молебен служил основательно, по полному чину "о в пути шествующих", перечисляя имена паломников. Примечательно, что несколько человек из группы не крещёные, в том числе с татарскими именами, но и о них все молились, это допускается на молебнах, как и на индивидуальной келийной молитве. По окончании батюшка каждого кропил святой водой "во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". https://youtu.be/ERixs4VTesk

И, наконец, отправляемся в путь, прощай, Казань!

Организатор нашей паломнической поездки Наталья до нас многажды собирала паломников в Дивеево из Казани. Но в этот раз впервые решилась ехать туда через Муром, дабы мы приобщились муромских святынь, среди которых запланировано посещение Свято-Троицкого женского монастыря, в главном одноимённом храме которого покоятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, и памятника им же, Благовещенского мужского монастыря, памятника Илие Муромцу на высоком берегу р. Ока, часовни и святого ключа Илии Муромца с купелью. Идея заманчивая сама по себе, поскольку, как говорили, до Мурома расстояние и время пути из Казани почти такое же, как до Дивеева, а между ними потом ещё часа три, так что в один день, если с раннего утра прибыть в Муром, то можно и там всё основное успеть, и в Дивеево к вечерней прибыть.

Но Муром для Казани и, что говорить, всей России, имеет огромное историческое и сакральное значение. Ведь здесь Иоанн IV Грозный останавливался и со слезами молился в главном  соборе Рождества Богородицы, прося помощи Бога, Его матери, Сергия Радонежского, своего прадеда Дмитрия Донского и своих сродников Муромских чудотворцев князей Петра и Февронию, благоверных князей Константина (Ярослава Святославича) и сыновей его, Михаила и Феодора. И хотя храм этот был осквернён а потом разобран при советах, здесь чуть более чем на сто тысяч населения сейчас пять монастырей и тринадцать приходских храмов и часовен. Из них кроме утраченного Богороодице-Рождественский собора ещё два каменных храма и два монастыря – так называемые обетные, Иван Грозный давал обещание Богу об их строительстве, если уцелеет и одержит победу в Казанском походе. Отсюда, из Мурома, этот поход и начинался.

Ночь в автобусе я не спал, когда в два часа начало светать, стал читать положенные к причастию молитвы и каноны, между делом поглядывая в окно. А через окна автобуса открывалась потрясающая природа - леса, луга, реки, озерки, болотца и лесные поляны, сплошь в цветах, среди которых безусловно доминировали величественные фиолетовые люпины.

Муром, семь утра 25 июня 2022 г., камень на въезде с надписью "Въ лето 862 первии насельници въ Муроме" и с барельефом Илии Муромца. Прибываем в Троицкий монастырь, в Троицком же храме уже началась литургия. Храм полон прихожан и паломников, поэтому исповедь проводится на улице перед храмом. Батюшка исповедует обстоятельно. Все желающие, включая многих из нас, прибывших после начала службы, исповедаться не успевают, но ничего, есть ещё завтрашний день в Дивеево.

Причастников много, почти весь храм. Так что успеваем и к святым мощам Петра и Февронии приложиться и монастырь осмотреть и чудные колокольные звоны записать. Кстати, внутри монастырских храмов съёмка не благословляется.

После литургии - панихида у креста, что на улице справа от храма. Сёстры монастыря поют почти все, чисто ангелы.

Едем к Оке, к местам, где жил и подвизался часть своего земного бытия наш былинный богатырь преподобный Илия Муромец, Киево-Печерский чудотворец.

Сначала посещаем величественный памятник святому богатырю работы самого Вячеслава Михайловича Клыкова, нашего знаменитейшего православного скульптора. Могучий Илья с мечом, поднятым вверх в правой руке и крестом , прижатым к груди в левой на высоком берегу Оки - фотографией всего великолепия ландшафта не передать!

Проезжаем Свято Троицкий храм 1828 года постройки. В его основание первые бревна заложил сам святой богатырь. Говорят, эти лиственничные брёвна в основании храма до сих пор целы. Оно понятно, храм на пригорке, но ведь больше чем 850 лет лежат брёвна в земле, и не сгнили!

Святой источник Илии Муромца по преданию забил от удара о землю копыт богатырского коня Бурушки. Почти девять веков, не иссякая, питал православных живительной влагой и мужской силой. И мы приобщаемся её, троекратно окунувшись в купель "во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!" Рядом часовня святого Илии, прикладываемся к частичке мощей святого богатыря. Охраняют часовню и ключ местные казаки, сегодня за порядком здесь следит Сергий. Разговорились. Поведал казаку Сергию историю своего младшего братика Илии, умершего год назад, да так и не успевшего креститься в честь своего муромского покровителя. Поминать в алтаре и на панихиде нельзя, но казак обещал поговорить с батюшкой, окормляющим эту часовню и ключ, чтобы, как допускается, помянул в частной молитве.

Трапеза в мужском Благовещенском монастыре показалась сказочно вкусной, ведь время обеденное, а у нас ни крошки во рту со вчерашнего дня. Но не только в голоде секрет - салат, щи, второе с рыбной котлеткой и компот с монастырской постной коврижкой, по всему судя, готовили профессиональные монастырские повара. Все мы были в восторге, и сытые, радостные двинулись по территории монастыря, посетив и главный Благовещенский храм, где только заканчивалась поздняя литургия.

Выходя из мужского монастыря, послушали и его звоны к окончанию литургии - монастырские, отнюдь не громогласные, но очень сочные, аутентичные

Посетив напоследок памятник святым Петру и Февронии, вернулись в наш автобус и трогаемся в путь.

На циферблате ещё и часа нет, и уже через три часа мы должны въехать в Дивеево, значит успеваем к вечерней.

Дивеево

Наконец, хоть и слегка усталые, мы - в Дивеево.

До начала вечерней есть ещё полчаса, едем устраиваться. Тут надо сказать, что поскольку Дивеево особенно на выходных (а была суббота) посещают многие тысячи паломников, то позаботиться о проживании и пропитании следует заранее, тогда есть шанс вернуться домой не измызганным в клочья неустройством или не вылететь в трубу. Например, стоимость гостиницы может здесь обойтись в пять тысяч за ночь! Но наши организаторы всё продумали и распределили всех в частный сектор. Да, многие коренные жители Дивеево держат комнаты для паломников - достраивают специальные отапливаемые пристрои, даже в два этажа, оборудуют мансарды, мезонины. В итоге нашему брату паломнику такая ночёвка обходится в разы дешевле. Плюс никакой толчеи, умиротворение, а за окном – сирень цветёт и птички поют. Радушные хозяева Андрей и Наталья встретили, всё показали, выдали чистое бельё и ключи от комнаты. Дочь Анастасия помогла настроиться на домашний Вай-фай. Просторная прихожая с креслами и столиком, общий холл, общие душ и туалет на три комнаты. Возможность готовить, плита и вся посуда, в комнате чайник, телевизор, кровати и другая необходимая мебель. Все полы, начиная от входа в отдельную дверь гостевого домика - в коврах. Свежий качественный ремонт, идеальная чистота. Так бы и растянулся в полный рост на мягких перинах, но надо поторапливаться на вечернюю.

Плюс ещё одно важное событие для нашей группы: одна из участниц Алина решила во время этой поездки принять святое крещение, поэтому перед посещением монастыря (а в монастырях не крестят) мы пошли в близ лежащий приходской храм в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, поддержать новокрещённую Алину-Алевтину.

А прибыв в монастырь, встали в длинную очередь к мощам батюшки Серафима. Приложившись к мощам и иконам, молились на вечерней всем русским святым, ведь им завтра праздник.  "Величаем, величаем вас, вси святии земли Русския, и чтим память вашу! Вы бо молите за нас Христа Бога нашего!" - поёт монастырский хор монашек главного Свято-Троицкого храма Дивеевского монастыря, вторим и мы, грешные.

После богослужения до вечерней трапезы оставалось ещё время - пошли на "канавку". Я предыдущий первый раз был здесь почти тридцать лет назад, и сейчас реальное углубление-канавка переоборудована наоборот в насыпь с мостовой и перилами. Многие идут босиком. Как и положено, обходя "канавку" прочли и мы 150 раз "Богородице, дево...", остаток пути эту молитву просто пели, и вдруг... Открывается вид с одной стороны канавки – на деревянную чудо-церковь с золотыми крестами, буквально пылающими семью "солнцами", а с другой - каменный Благовещенский собор с огромным над алтарной частью мозаичным панно-иконой всех русских святых, которым на вечерней только что служили праздник! Уже потом, вернувшись домой, я обыскался – что же это за чудо-церковь была с пылающими закатным солнцем семью крестами? С трудом отыскал – это часовня Царственных страстотерпцев, а семь куполов с крестами – по числу Царственных страдальцев. Сюда к лиственнице, которую сестры монастыря посадили ещё в 1904 году в честь рождения наследника российского престола — царевича Алексея, много лет приходили т богомольцы, стихийно приносились иконы.

"Вси святии Земли Русския молите Бога о нас!" – доносятся, когда возвращались с канавки, ещё долго молитвы из Свято-Троицкого храма, хотя вечерняя уже давно закончилась.

На трапезе в дивеевском монастыре кормят всех паломников, кто приходит. После литургии и после вечерней. Пища самая простая, постная: супец рисовый с едва угадывающимися морковкой и луком, каша безо всего, чай из трав и хлеб.

После трапезы едем в сторону Сарова на источник батюшки Серафима Живописное место близ речки Сатис, обустроенное: мостки, сходы, кладезь и купели - всё из дерева. И деревянная же часовня. Струи из земли бьют мощные, образовалось целое озеро, вода из него с шумом переливается через край, вливаясь в речку. Вода - как положено, 4 градуса. Но здесь есть секрет. Перед тем, как окунуться троекратно с головой, произносишь: "Батюшка Серафим, подогрей водичку!" И вроде действительно, не так студёно окунаться. А перед въездом на территорию - лавочка с продукцией медоводства, трав, сборов и многого подобного. Все стали разбирать товары для лечения и здоровья, но наибольшей популярностью, разумеется, пользовался горячий иван-чай - прямо из настоящего самовара на шишках, с дымком. Иван-чая диакон Дмитрий  заготавливает по 500 килограммов на год, при том, что на семью и пяти килограммов хватит, если каждый день по чайничку заваривать. Местные жители сдают, самому столько не собрать, а для обработки перед ферментацией он специальный станок использует. Когда хозяин всего этого богатства узнал, что мы из команды Натальи, как оказалось, его давней знакомой, то он тут же нырнул в свою легковушку, на которой всё привозит, достал сосуд, и капнул нам каждому в чай по нескольку капель настоящего церковного кагора! И хоть дело шло уже к одиннадцати ночи и вылетели тучи комаров, мы, одухотворённые и согревшиеся, двинулись на ночлег.

Едва вроде-бы заснули, а уже половина пятого - подъём, на раннюю литургию!

Сбор на улице у автобуса - здесь благочестивые наши паломницы уже с молитвословами, читают утреннее правило. Подходят и другие, читаем последование ко Святому причащению и двигаемся в монастырь. Свято-Троицкий храм ещё закрыт, проходим далее, исповедь и литургия предстоят в нижнем храме собора Благовещения Пресвятой Богородицы - того самого, на стене которого накануне мы приметили красивейшую мозаичную икону Всех Святых, в земле Российской просиявших. В самый день праздника всех русских святых, мы будем молиться, исповедаться и, Бог даст, причастимся под этой иконой! Чудесный нижний храм с невысокими потолками, всё в красивейшей мозаике.

Храм полон, начинается общая исповедь. По её окончании - возглас «Благословен Бог наш..." - начинается литургия. Волнуемся - успеем ли все на индивидуальную исповедь до начала молитв перед причастием, ведь тут больше тысячи исповедников, а батюшек, исповедующих всего трое.

Но чудесным образом успеваю, священник исповедует и допускает к причастию.

Один совет тем, кто готовится к исповеди и причастию в Дивееве. Лучше писать грехи и подать записку с ними священнику на индивидуальной исповеди, не устно - так будет сэкономлено драгоценное время, ведь можешь получить и такой духовный совет: обстоятельно исповедаться в другом месте и в другое время, не в воскресный день в Дивееве. А исполнение правил подготовки к причастию - безусловны, это пост и молитвы с канонами, посещение вечернего богослужения накануне.

"Со страхом Божиим и верою, приступите!" - возглашает священник, вынося чашу. "Господи, не отринь, допусти!" - слышится шепот рядом, положенный земной поклон почти не возможен, так плотно стоят люди. "Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите!" - поёт хор и все прихожане...

Подтягиваются в монастырь и те несколько наших паломников, кто к причастию не готовились, подольше поспать решили. Открылся главный Троицкий храм, здесь литургия начнётся только с 9.00 но в 8.00 служат особую уникальную службу параклис, единственную, только здесь завещанную самим преподобным Серафимом Саровским.

В 8-40, главная Дивеевская звонница взывает к прихожанам о начинающейся уже вскоре поздней литургии.

Запасаемся в монастырской лавке квасом и коврижками, добротно перекусываем в местной столовой, и выдвгаемся на нашем автобусе к дивеевским святым источникам. Их здесь целых три: Казанский, Пантелеимоновский и в честь иконы Божией Матери «Умиление». Окунаемся в купелях, набираем домой водички в кладезях, гуляем и вновь в монастырь - подкрепиться паломнической постной трапезой перед дорогой домой.

А по дороге останавливаемся у "пряничного домика", где набираем домой фирменных дивеевских пряников - прекрасные вкуснейшие гостинцы на любой размер, вкус, начинку и цену. Следующий пункт - Арзамас!

Арзамас

Порядком уже уставшие и невыспавшиеся, подремав кое-как часок другой в пути, прибываем в Арзамас.

С чем у большинства из нас ассоциируется это название? С секретным ядерным центром "Арзамас - 16", наверное. Но Арзамас на самом деле - древний русский город, один из культурных и духовных центров Нижегородской области. Стотысячник, но здесь пять православных монастырей, два десятка церквей и многие десятки объектов культурного и архитектурного наследия. Это заметно сразу, как въезжаешь в город, преимущественно малоэтажный, патриархальной купеческой архитектуры. Но масштабы церковной архитектуры для такого небольшого города поражают, взять хотя бы Воскресенский собор, главную святыню города с его Соборной площадью. Отсюда открываются прекрасные виды города с его храмами, монастырями, купеческими домами, расположенного на склонах, ведущих в пойму замечательной речки Тёша, что впадает в Оку.

День бы целый провести в этом замечательном городе, в котором всё дышит русской стариной, но у нас лишь час или два. Сам Воскресенский собор сейчас на реставрации, направляемся в Никольский женский монастырь и его храм Богоявления, в нижней части которого устроен храм в честь иконы «Всех скорбящих радость». Среди прочих святынь обители обращает на себя внимание образ Богородицы "Избавление от бед страждущих" в этом храме. Икону эту сберегли обычные люди и когда восстанавливался монастырь принесли сюда. Была она тогда в 80-х совсем чёрная, но постепенно без механического вмешательства сначала стала фрагментами проявляться, и потом по молитвам сестёр монастыря полностью высветлилась. Почитается эта икона как чудотворная и особую помощь приносит тем обращающимся к ней, кто подвергся незаконным и несправедливым преследованиям. Очень актуально в наше время, когда репрессии и произвол силовиков, а иногда и судов - зашкаливает, старики говорят, что хуже было только между революцией и Великой Отечественной.

Обратило на себя внимание то, что не только кафедральный Воскресенский собор, а многие храмы города стоят в лесах, реставрируются, и все остальные имеют свежий благолепный вид. Не то, что у нас в Казанском крае, особенно в районах, сотни некогда великолепных церквей без ухода местных властей руинируются и пребывают в мерзости запустения. Да и в самой Казани в самом Кремле две церкви до сих пор стоят без крестов, на кремлёвские башни зачем-то нахлобучили антиисторические знаки Юнеско (с безосновательным намёком), а на русскую сторожевую "Башню Сююмбике" - полумесяц.

С некоторой грустинкой покидаем благодатный Арзамас, в котором всё дышит историей и духовностью, и, наконец, выходим на финишную прямую, на Казань, делая по дороги общий коллективный снимок нашей группы.

По дороге меня осенила идея подписать коллективное обращение о строительстве церкви в Актаныше Республики Татарстан, это единственный муниципальный район России, в котором нет вообще ни одной православной церкви, и даже следа от когда-либо существовавших православных объектов – нет. Весь автобус решил, что надо исправлять эту ситуацию, и все, включая татар и не крещёных, присоединились к этой инициативе актанышцев, поставив под воззванием свои подписи.

Прибываем на конечный пункт уже в одиннадцать ночи - усталые, не выспавшиеся, но одухотворённые и радостные новым знакомствам. Да и просто чудо какое-то: всего за двое суток столько Святой Руси напитались, как будто две недели к святыням приобщались! И, может быть, для кого-то из нас эта поездка и посещение святых благодатных мест поменяют всю его дальнейшую жизнь?

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры

 

  1. Д.А. Котляров «О ритуальном поведении Ивана IV в казанском походе 1552 года» Вестник удмуртского университета. История и филология. Вып.3 Ижевск 2012 г. https://cyberleninka.ru/article/n/o-ritualnom-povedenii-ivana-iv-v-kazanskom-pohode-1552-goda

Фото автора

 
   

Муром. Благовещенский_собор Благовещенского мужского монастыря.

 

Муром. Памятник святым Петру и Февронии между мужским Благовещенским и женским Свято-Троицким монастырями

 

 

Дивеево. Свято-Троицкий собор перед вечерней

 

Дивеевский монастырь, пять утра. На раннюю литургию.

 

Дивеево. У трёх святых источников

 

Арзамас, Воскресенская площадь. Храмы, храмы, храмы…

 

 

Паломники Казань-Муром-Дивеево-Арзамас, 24-26 июня 2022 г.

 

У этих людей можно остановиться в Дивеево:

8 (904) 926 67 23 – Наталья,

8 (905) 663 97 82 – Андрей;

8 (961) 636 33 41 – Нина Васильевна,

8 (910) 870 11 95 – Владимир Федорович.

 Пароль: «Вам поклон от казанских паломников!»

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Россия вся покрыта святыми местами. Наверное, нет места, где бы не совершилось чудо, где бы не прошёл святой. Но есть ещё одна страна, где также сплошные святые места. Это Турция. Константинополь, Каппадокия, Никея и многое-многое ещё. Удивительно, но в Константинополе до сих пор существует дом хозяина, у которого служил праведный Иоанн Русский, из которого к хозяину, находвшемуся в отлучке, прилетело блюдо с пловом по молитве святого Иоанна. Сохранилась конюшня, где обитал он сам, сохранился храм, в которой воин Иоанн ходил молиться. Всё не опишешь, что там есть ещё. Ведь это в древности - Византия.
Присоединить бы Турцию к России.
Человек / 10.07.2022, 11:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Щеглов
Поехали, Казань!
Мысли в День космонавтики
12.04.2024
В Казанской опере
«Борис Годунов» на Шаляпинском фестивале
19.02.2024
Кукольная обнажёнка
Выставка авторских кукол и картин Казань
30.12.2023
Зимнее солнцестояние
Из воспоминаний
22.12.2023
Да, надо верить в великий русский народ!
В Казани во время прямой трансляции из Москвы помолились у Храма-памятника русским воинам о упокоении душ всех, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших
16.12.2023
Все статьи Михаил Щеглов
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07