Прошу не удивляться заголовку, а также прошу прощения за такое энергичное, хотя и не очень литературное, выражение. Взяться за перо заставило меня распространённое явление нашего времени, которое может быть обозначено: «не быть, а казаться». Вообще это явление известно ещё из древности, но в те времена движущей пружиной для того, чтобы «казаться», было обычно тщеславие (судя по литературным памятникам), и часто оно было довольно безобидным, хотя и неприятным. К некоторым маска «кажимости» прирастала так органично, что и сами они, и окружающие так и воспринимали человека – по маске, и даже привыкали к этому. Однако в стрессовых ситуациях эта маска могла и слетать, обнажая истинную сущность человека.
Теперь же, насколько можно видеть, стремление казаться чем-то или кем-то сильно распространилось и вульгаризировалось. Причём образовался довольно ядовитый «коктейль»: к тщеславию обязательно примешивается и хвастовство, и «крутость», и зависть, и нечуткость, и стремление противоречить и спорить по любому поводу, принижать или унижать другого, а порой и прямое хамство. Вот эту гремучую смесь я и назвал «выпендриванием».
Примеры? Пожалуйста. Для начала – из автомобильного мира. Не так давно Минэкономики подготовило проект закона о «красивых» автомобильных номерах. В их массе, оказывается, нашли новую «красоту» – она заключается в одинаковости, повторяемости букв и цифр.
Как-то даже странно: в живописи, например, или архитектуре, наоборот, стараются уйти от повторов. Японцы, те вообще против симметрии. А тут высшая красота, оказывается, в таком вот «шедевре»: А 111 АА. И стоить подобный номер будет аж от 6 миллионов рублей и выше. Не слабо? Да ещё и аукцион могут устроить.
Понятно, что, с одной стороны, Минэкономики просто хочет нажиться на тщеславных автовладельцах, гоняющихся за такими номерами. Но с другой стороны, что гораздо важнее, вся эта затея никак не способствует становлению в стране гражданского общества. Наоборот, она служит новому витку разделения, расслоения людей на богатых и бедных, на «крутых» и «лохов», на «элиту» и «стадо».
Довелось мне однажды ехать в пригороде за большим чёрным джипом. На 6-километровом отрезке пути было 4 поворота, и этот джип ни разу не включил поворотники. Да, вы угадали: на его номере гордо красовались три одинаковые цифры – три восьмёрки! Видимо, этот автохам чётко разобрался в номерной «красоте» и в зеркале видел, что у меня-то, бедолаги, цифры совсем разные, а значит, он – крутой, а я – так себе… Он-то знает, куда ему поворачивать, а остальные обойдутся.
Ведь по сути, о чём говорит эта так называемая «красота» номера? Вот хотя бы: А 111 АА. Ну что здесь красивого? Ровным счётом ничего, монотонность и примитив. Тогда из-за чего весь шум? Да потому что эта красота – чисто условная. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»:
Влечёт условною красой
Желаний своевольный рой.
То есть одинаковость букв и цифр в номере – это не атрибут регистрации машины, а символ, сигнал всем окружающим: «Вот я какой крутой и богатый!». Однако эти же дутые господа никогда не попросят, например, у паспортистки красивого номера паспорта. А почему? Да потому что паспорт всегда закрыт и положен в карман, сумку или в стол, и номера не видно. А тут: машина, как правило, дорогая, элитный номер, всё напоказ – смотрите, завидуйте!
Такая погоня за «красивыми» номерами – не что иное, как глупое тщеславие, самолюбие, гордыня, стремление выделиться и выхвалиться – то самое типичнейшее выпендривание.
Ещё один автомобильный пример. Сквозь лобовое стекло встречных машин хорошо видно, как иные водители кладут одну левую руку сверху руля и оттопыривают вправо большой палец. Хотя каждый знает, что по правилам руль положено держать обеими руками и не сверху, а, как говорится, «на 2 часа и на 10 часов». Некоторые знакомые на это мне возражали, что «им так удобно», что «правая рука отдыхает» и т.п. Возможно, спорить не хочу, может быть, это часто делается на подсознании. Но всё же, согласитесь, и здесь попахивает «малым выпендриванием»: вот я такой, опытный, веду авто «одной левой»…
Другой пример, из школьной жизни. Это я ещё называю «синдромом пятиклассника». Встречаются два парнишки и вместо дружного обсуждения каких-либо ребячьих проблем, занятий или увлечений начинают друг перед другом выхваляться: у кого ножик лучше, или компьютер круче, или телевизор больше, или чей папа больше получает… И что характерно, такое поведение очень часто копируется среди вполне взрослых, даже престарелых. Причём зрелые ещё и стремятся «учить жить»: вот они-то всё правильно делают, а ты не так. Даже в моей ветеранской среде с бывшими одноклассниками часто повторяются эти сцены: например, у кого какая машина, какая дача, и что в ней лучше других. Так и хочется сказать: «Дорогой мой! Да езди ты хоть на золотом Мерседесе с кучей опций – ты дорог мне как товарищ, ценен по общей службе, по воспоминаниям, и вообще я рад, что ты живой и пришёл на встречу! Или больше не о чем поговорить?».
Теккерей, ещё когда написал свою «Ярмарку тщеславия», но она бурлит до сих пор и, похоже, только разрастается в масштабах. Явно – не те ценности в цене.
Мода – это вообще море безграничное для тщеславия. Яркий пример – рваные штаны, джинсы, даже шорты. Не берусь судить, что там у человека в сознании (или «под ним»), когда он покупает и носит эту рвань, но доля выпендривания и здесь налицо: «а я вот такой!», «а мне наплевать, что кто подумает!», «хочу и ношу» и т.п. И что печально: часто в таком «наряде» идёт мама или папа со своим дитём – он-то на каком примере воспитывает свой вкус?
Опять же – пресловутые «лабутены». Импортная и дорогущая женская обувь – только и всего. Но – внимание! – это сигнал всем: мы особые, мы крутые, мы «могём». И ведь не знают истории, бедолаги: в древности только проститутки красили себе ступни и подошвы красной краской, – вот какого рода этот «сигнал»!
А взять эту самую «Фабрику звёзд»? Вот уж где расцвет «ярмарки тщеславия»! Именно ярмарки – потому что всё замешано не на талантах, а на «раскрутке» и деньгах. Да и само название – фабрика, оно говорит о потоке, штамповке. Тусклые это «звёзды», и чаще всего они не культуру несут на эстраду, а примитив и пошлость.
Очень широко распространено выпендривание и в речевой нашей практике. Конечно, и в печатной также. Любим мы пощеголять «умными» словами, как правило, иноземными: у нас не восстановление, а «редевелопмент», не разнорабочий, а «мерчендайзер», не плакат, а «баннер», не призыв, а «слоган» и т.д. и т.п… А родной наш русский государственный язык куда девался?! Уже ведь теперь и убийца, бандит уважительно именуется «киллером» – прямо-таки профессия, скоро на неё сертификаты выдавать будут, наверно!
И что характерно: чем ближе жизнь и работа человека к земле, природе, физическому труду, военному делу – тем меньше тщеславия, показухи, выпендривания. И наоборот: чем более считает себя человек «интеллектуалом», тем больше у него поводов для тщеславия. Кстати, одна из типичных болезней интеллигенции. Помнится, ещё в советские времена долго длилась дискуссия между «физиками» и «лириками». Она плавно сошла на нет и закончилась по сути ничем. Но уже тогда было явно заметно, что «физики», хоть и считались более приземлёнными, больше занимались конкретным делом, поднимая нашу науку и промышленность, а вот в среде «лириков» тщеславие цвело махровым цветом. Хотя, конечно, и среди них были деятели высокой культуры.
И протестные, и диссидентские движения в СССР, имевшие реальные причины возникновения, тоже в немалой степени были замешаны на тщеславии лидеров. Быть во главе, вести за собой, быть дутой «совестью нации», глашатаем «прав и свобод» (совершенно забывая об ответственности и обязанностях), не встать при исполнении Гимна, бегать у Белого дома с автоматом – это ли не явное выпендривание? Приведшее, кстати, к тяжелейшим последствиям для государства.
Сейчас, в непростые времена для России, слава Богу, начинает понемногу слетать шелуха тщеславия. Хотелось бы, чтобы было больше прозрения.
«Быть – а не казаться!»
Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»