itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Россия, «Третий Рим» и Вселенская Церковь

Вышла в свет новая книга

Новости РПЦ 
0
477
Время на чтение 8 минут
Фото: Предоставлено автором

Буквально сегодня в издательстве «Вече» вышла в свет книга нашего постоянного автора известного историка и правоведа А.М. Величко «Россия, «Третий Рим» и Вселенская Церковь». Предлагаем вниманию читателя вступительную статью автора к книге.

Быстротекущие события наших дней обязывают разобраться в существе образующихся хитросплетений и обратить взор на минувшие столетия, когда многие ростки современного кризиса межцерковных и межгосударственных отношений еще только зарождались в чреве истории. Ведь едва ли можно всерьез полагать, будто лишь вчера возникли предпосылки тех негативных явлений, которыми сегодня богата, увы, вся Кафолическая церковь в целом и Русская церковь в частности. И следствия которых зримо проявились в социальной и политической жизни современных народов, разрушая с таким трудом созданное нашими предками здание христианской цивилизации. Слишком уж резкой была смена нравственных предпочтений и понятий в минувшие одно-два десятилетия, чтобы полагать, будто она произошла случайно, естественно и сама собой.

Поскольку Церковь находится в обществе, то всякий кризис внутри ее стен незамедлительно материализуется во внешней среде. Разумеется, бывает и наоборот – известные примеры стремительного воцерковления и духовного перерождения многомиллионных государств наглядно показывают, какое благотворное влияние христианство оказывало на человеческие нравы и на состояние политической жизни самых разных народов. Но сегодня приходится констатировать одно поражение на духовном фронте за другим…

При довольно обширной современной патриотической и церковной публицистике нельзя, однако, сказать, что по-настоящему проблемные вопросы занимают в ней главенствующее место. Как правило, рассуждают о частностях, вследствие чего ценность подобных дебатов невелика. Мы уже не говорим о науке церковной истории и канонического права, в первую очередь, которая у нас давно уже накопила изрядный долг перед обществом и Церковью, не только не достигнув уровня дореволюционных исследователей (Н.С. Суворов, К.Н. Леонтьев, Н.А. Заозерский, Н.К. Соколов, А.С. Павлов, Е.Е. Голубинский, митрополит Макарий (Булгаков), Н.А. Доброклонский, В.В. Болотов, А.И. Алмазов, А. И. Бриллиантов, А.П. Лебедев и многих других), но вообще утратив интерес к актуальным проблемам.

На протяжении последних десятилетий наши современные «ученые» довольствуются в основном компиляцией прежних сочинений, сознательно опуская при этом все, что может вызвать хоть какие-то острые вопросы, и рисуя фантастические картины минувшего бытия Церкви, раскрашивая в пастельные тона ее историю. Которая, конечно же, была не столь уж гладкой и благостной, как нам пытаются показать, но, напротив, изобиловала многочисленными кризисами и ошибками, от которых не был свободен ни рядовой мирянин, ни «даже» патриарх, и внезапным, неожиданным пробуждением человеческого духа. Да иного и невозможно ожидать, поскольку наша земная жизнь – это борьба греха с человеком, которая тем яростнее, чем ближе чадо Христово к Богу.

И, зная по повествованию Отцов и Учителей Церкви, святителей и преподобных, мучеников за веру и блаженных, какие тяжелые испытания им приходилось переживать в течение всей жизни, сколь часто они находились на волоске от духовной смерти вследствие нескончаемых нападений обременявших их души соблазнов, можно ли в целом от Церкви Христовой ожидать чего-то иного?! Здесь победные реляции едва могут иметь место, напротив, «из глубины взываю к тебе, Господи»De profundis clamavi ad te Domine» – Пс. 129).

Есть немало важнейших проблем, которые требуют пристального к себе внимания, однако их молчаливо-солидарно обходят стороной. Раскол между Римо-католической и Восточно-православной церквами, длящийся уже около тысячелетия, так и не преодолён, но всякая попытка заговорить положительно на эту тему неизменно вызывает бурную негативную реакцию «ревнителей благочестия», словно этот вопрос давно предрешен по своему существу: «мы» – праведники, «они» – еретики. Их совершенно не смущает тот факт, что, пребывая в изоляции, Православная Церковь всё более и более принимает «местные» черты, покрываясь трещинами нового раскола – национального. В довершении всех несчастий, этот укореняющийся в нашем сознании и быту церковный национализм исподволь порождает такое тяжелое явление, как папизм, который ортодоксы обычно приписывают исключительно Западной церкви, не желая замечать, что он давно уже «прописался» к Востоку от Рима. Не обошла эта тенденция и Русскую Церковь, с чем связаны многие опасные явления, о которых также «не принято» говорить публично.

Но неужели наши «патриоты» не отдают себе отчёт в том, что, не желая врачевать духовые раны, превознося собственные ошибки как высшее явление церковности, отыскивая причины неудач и недостатков исключительно в злонамеренности третьих лиц, но только не в нас самих, они губят Русскую церковь и русский народ?! Который, очевидно, не нуждается в столь сомнительных услугах: сильный человек всегда готов без обиняков узнать правду о себе и сделать соответствующие выводы, а не киснуть в лужах паточной лжи.

Как тут не вспомнить слова видного современного богослова, справедливо утверждающего: «Истина церковного единства есть бытийная истина, она относится к подлинной, изначальной природе человеческого бытия. Любое различение, разделяющее Церкви и конфессии, является одним из видов отхода от бытийной истины церковного единства. Это истина – вселенская и обращена к человеку и его «вселенскости», которая есть подлинность человеческого бытия и жизни, а не внутренняя проблема церковных организаций»?! (Яннарас Христос. Истина и единство Церкви. М., 2006. С. 14, 15).

Увы, сегодня цельность, органичность и вселенскость церковного бытия, само единство Церкви легко принесены в жертву тщеславному чувству национального превосходства, поощряемого и «патриотической» прессой, и современной церковной «наукой», слепо замкнутой в границах схоластических упражнений и легко утратившей традиции, не способной родить ничего нового, зато без труда забывшей старое. Не удивительно, что сегодня человек в Церкви отнесен к дальним рубежам научных исследований, и на смену ему приходят иные, «актуальные» темы. Наука вообще склонна к конъюнктуре, но возникает ощущение, что в наши дни она откровенно стала «служанкой церковной бюрократии».

Было бы нелепо ожидать, что эта крайне негативная и одиозная позиция может быть изменена силами одного-двух исследователей, не желающих впадать в устоявшуюся конъюнктуру, но претендующих на актуальность, самостоятельность и объективность своих трудов. Но, с другой стороны, в итоге каждый отвечает за себя. И если обстоятельства позволяют обратить внимание читателей на те или иные нерешенные проблемы, то честный ученый обязан исполнить свой долг перед Богом, людьми и наукой до конца. По мере сил на протяжении более чем 20 лет этому правилу старался следовать и автор этих строк. Как и следовало ожидать, пройдя и радость открытий, и горечь ошибок, которые позже приходилось исправлять – главным образом, речь идет об оценках Синодального периода и императора Петра Великого, а также Римо-католической церкви. Насколько плодотворны были эти труды – ответят сами читатели, истинные и «крайние судии» каждого из тех, кто некогда взялся за перо.

Представляемая на их суд новая книга представляет собой совокупность различных статей, написанных в минувшие год-два по церковной истории, вопросам взаимоотношений Поместных церквей, догматического и канонического их развития. Не обойден стороной и тот глобальный кризис христианской цивилизации, зримое начало которого приходится на 2018 и последующие годы, а последствия наверняка будут катастрофичными для Кафолической Церкви.

Безусловно, каноническое право – право по своей сути. С той, однако, существенной поправкой, что оно выросло на стволе христианского вероучения и органично зависит от него. Как можно, к примеру, рассуждать о правовых основаниях церковного наказания, если канонисту неведомо богословское понятие греха?! В этой связи в сборнике присутствуют работы, носящие сугубо богословский характер.

Оглавление

Часть I. Русская идея или «Третий Рим»?

  1. Вечность и человек в свете Божественного предопределения
  2. Свобода человека и Церковь
  3. Несвободная святая
  4. Религиозные основания конституционного мышления: история и современность
  5. Догматическое единство и раскол Церкви
  6. Империя и национальное государство: pro et contra
  7. Вселенская Церковь и национальная идея
  8. Национальный дух и единство Кафолической Церкви
  9. Русский логос и «Третий Рим»
  10. «Симфония властей» и личность в русской истории
  11. Церковь и государство будущего
  12. Россия между Китаем и Византией (по поводу статьи С.Н. Бабурина «Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств»)
  13. Грех и благодеяние человека, их влияния на судьбы мира

Часть II. Очерки канонического права

  1. Божественное и человеческое в каноническом праве
  2. Каноническое законотворчество и каноническая рецепция
  3. Церковный канон и «божественное право» (jus divinum)
  4. Каноны и каноническое развитие (к истории развития церковного права на Востоке и Западе)
  5. Наказание в каноническом праве
  6. Евхаристическое единство и церковное отлучение
  7. Африканский экзархат и канонические основания его создания
  8. «Права человека» и гражданская правоспособность

Алексей Михайлович Величко, доктор юридических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

Увы, мне тоже логика уважемого Кириака не понятна. Что значит: Бог допустил (или попустил, что у Вас синонимично) свершиться церковным расколам. Или убийство Каином Авеля. Что в этом полезного или "не вредного"?! По Вашей логике выходит, что вопрос о том, почему произошло первое убиство на земле или почему мы с катликами - не братья, и задавать не нужно, все следует отдать "духовному прозрению". Тогда все богословие и патрология становятся ненужными, история и т.п. Или Вас неверно поняли?

2. Кириаку

Никак не могу понять логику Вашего суждения. Вы пишете, в частности: "А. М. берёт событие и оценивает: что правильно и что неправильно, с чем он согласен, а с чем - нет. Правильное же рассуждение звучит немного по-другому: "Если Бог позволил этому произойти, значит в этом есть оправдывающий происшествие смысл-причина. И раз Бог допустил, значит это или полезно, или не вредит. И если мы этой оправдывающей причины не видим, значит мы чего-то не знаем или не так понимаем. Мы должны приступать к пониманию событий не как судьи - судящие: что правильно, а что нет - а как изследователи; "Господи, вразуми, почему Ты попустил это". Во-первых, любой человек в своей жизни ежедневно оценивает множество событий, никак не чувствуя себя при этом "судией". Если же он начнет каждый раз Господа вопрошать, в чем промысел того или иного явления, то любая разумная и активная жизнь моментально прекратится. Господь создавал нас разумными, чтобы мы, действуя по закону логики, искали причинно-следственные связи в событиях. А не отдавали все на откуп "духовному прозрению", которым, кстати, и не обладаем. Во-вторых, в чем смысл Божьего попущения церковным расколам, ересям и т.п., включая нынешний?! Скорее нужно предположить, что это мы сами, "не спросясь" Его, сумели превратить Божий дар спасения в грязь. Наконец, главное: на мой взгляд, подавляюще большинство наших ошибок обусловлено весьма слабым знанием фактов, в первую очередь, из истории христианской цивилизации и очень тенденциозными оценками. А надо бы иначе: исследователь, ученый излагает факты, а читатель сам желает выводы. У нас же фактов обычно не излагают, довольствуясь школьными учебниками и лозунгами, зато оценки выставляем направо и налево. Потому ничего цельного в идейном плане создать и не можем: все наши гипотезы ломаются под спудом реальных фактов и событий, которых мы в массе своей не знаем.
Византиец / 06.06.2022 16:57

1.

С рассуждениями Алексея Михайловича, увы, согласиться не могу. Думается, что он использует неправильный принцип рассмотрения событий. У него подход чисто юридический: подход учёного исследователя, подход "хирурга" к телу - сейчас вскроем и посмотрим что там находится - но в вопросах духовных это так не работает. А. М. берёт событие и оценивает: что правильно и что неправильно, с чем он согласен, а с чем - нет. Правильное же рассуждение звучит немного по-другому: "Если Бог позволил этому произойти, значит в этом есть оправдывающий происшествие смысл-причина. И раз Бог допустил, значит это или полезно, или не вредит. И если мы этой оправдывающей причины не видим, значит мы чего-то не знаем или не так понимаем. Мы должны приступать к пониманию событий не как судьи - судящие: что правильно, а что нет - а как изследователи; "Господи, вразуми, почему Ты попустил это". А у А.М. подход судии и хирурга. Уже 1000 лет прошла со времени отпадения латинян, сколько святых у нас за это время было, и никто из них даже полслова не сказал об ошибочности разделения с Римом. Что, все наши святые были слепые и глупые? Причины наших бед не в "неправильности" отношений к Риму, а в неправильности понимания - что хочет от нас Бог в предлежащем к рассмотрению деле.
Кириак / 05.06.2022 14:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Величко
Россия между Китаем и Византией
По поводу статьи С.Н. Бабурина «Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств»
29.07.2022
«Права человека» и правоспособность гражданина
Путаница в простых понятиях грозит западной цивилизации катастрофой
25.07.2022
Все статьи Алексей Величко
Новости РПЦ
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто шестидесятый
02.08.2022
В путь, в путь, в путь...
XVIII Международные Ушаковские сборы. Третий этап
01.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
В бой после молитвы
Новый комментарий от Vladislav
10.08.2022 03:29
Странная война: младенец против Геббельса
Новый комментарий от Адриан Послушник
10.08.2022 00:34
О возможности союза России и Германии
Новый комментарий от Адриан Послушник
10.08.2022 00:12
Солдаты Ким Чен Ына в СВО на Украине?
Новый комментарий от Адриан Послушник
09.08.2022 23:22
Священная война
Новый комментарий от Сант
09.08.2022 21:47
Анти-идеология
Новый комментарий от Марфа Зотова
09.08.2022 21:13