Буквально сегодня в издательстве «Вече» вышла в свет книга нашего постоянного автора известного историка и правоведа А.М. Величко «Россия, «Третий Рим» и Вселенская Церковь». Предлагаем вниманию читателя вступительную статью автора к книге.
Быстротекущие события наших дней обязывают разобраться в существе образующихся хитросплетений и обратить взор на минувшие столетия, когда многие ростки современного кризиса межцерковных и межгосударственных отношений еще только зарождались в чреве истории. Ведь едва ли можно всерьез полагать, будто лишь вчера возникли предпосылки тех негативных явлений, которыми сегодня богата, увы, вся Кафолическая церковь в целом и Русская церковь в частности. И следствия которых зримо проявились в социальной и политической жизни современных народов, разрушая с таким трудом созданное нашими предками здание христианской цивилизации. Слишком уж резкой была смена нравственных предпочтений и понятий в минувшие одно-два десятилетия, чтобы полагать, будто она произошла случайно, естественно и сама собой.
Поскольку Церковь находится в обществе, то всякий кризис внутри ее стен незамедлительно материализуется во внешней среде. Разумеется, бывает и наоборот – известные примеры стремительного воцерковления и духовного перерождения многомиллионных государств наглядно показывают, какое благотворное влияние христианство оказывало на человеческие нравы и на состояние политической жизни самых разных народов. Но сегодня приходится констатировать одно поражение на духовном фронте за другим…
При довольно обширной современной патриотической и церковной публицистике нельзя, однако, сказать, что по-настоящему проблемные вопросы занимают в ней главенствующее место. Как правило, рассуждают о частностях, вследствие чего ценность подобных дебатов невелика. Мы уже не говорим о науке церковной истории и канонического права, в первую очередь, которая у нас давно уже накопила изрядный долг перед обществом и Церковью, не только не достигнув уровня дореволюционных исследователей (Н.С. Суворов, К.Н. Леонтьев, Н.А. Заозерский, Н.К. Соколов, А.С. Павлов, Е.Е. Голубинский, митрополит Макарий (Булгаков), Н.А. Доброклонский, В.В. Болотов, А.И. Алмазов, А. И. Бриллиантов, А.П. Лебедев и многих других), но вообще утратив интерес к актуальным проблемам.
На протяжении последних десятилетий наши современные «ученые» довольствуются в основном компиляцией прежних сочинений, сознательно опуская при этом все, что может вызвать хоть какие-то острые вопросы, и рисуя фантастические картины минувшего бытия Церкви, раскрашивая в пастельные тона ее историю. Которая, конечно же, была не столь уж гладкой и благостной, как нам пытаются показать, но, напротив, изобиловала многочисленными кризисами и ошибками, от которых не был свободен ни рядовой мирянин, ни «даже» патриарх, и внезапным, неожиданным пробуждением человеческого духа. Да иного и невозможно ожидать, поскольку наша земная жизнь – это борьба греха с человеком, которая тем яростнее, чем ближе чадо Христово к Богу.
И, зная по повествованию Отцов и Учителей Церкви, святителей и преподобных, мучеников за веру и блаженных, какие тяжелые испытания им приходилось переживать в течение всей жизни, сколь часто они находились на волоске от духовной смерти вследствие нескончаемых нападений обременявших их души соблазнов, можно ли в целом от Церкви Христовой ожидать чего-то иного?! Здесь победные реляции едва могут иметь место, напротив, «из глубины взываю к тебе, Господи» («De profundis clamavi ad te Domine» – Пс. 129).
Есть немало важнейших проблем, которые требуют пристального к себе внимания, однако их молчаливо-солидарно обходят стороной. Раскол между Римо-католической и Восточно-православной церквами, длящийся уже около тысячелетия, так и не преодолён, но всякая попытка заговорить положительно на эту тему неизменно вызывает бурную негативную реакцию «ревнителей благочестия», словно этот вопрос давно предрешен по своему существу: «мы» – праведники, «они» – еретики. Их совершенно не смущает тот факт, что, пребывая в изоляции, Православная Церковь всё более и более принимает «местные» черты, покрываясь трещинами нового раскола – национального. В довершении всех несчастий, этот укореняющийся в нашем сознании и быту церковный национализм исподволь порождает такое тяжелое явление, как папизм, который ортодоксы обычно приписывают исключительно Западной церкви, не желая замечать, что он давно уже «прописался» к Востоку от Рима. Не обошла эта тенденция и Русскую Церковь, с чем связаны многие опасные явления, о которых также «не принято» говорить публично.
Но неужели наши «патриоты» не отдают себе отчёт в том, что, не желая врачевать духовые раны, превознося собственные ошибки как высшее явление церковности, отыскивая причины неудач и недостатков исключительно в злонамеренности третьих лиц, но только не в нас самих, они губят Русскую церковь и русский народ?! Который, очевидно, не нуждается в столь сомнительных услугах: сильный человек всегда готов без обиняков узнать правду о себе и сделать соответствующие выводы, а не киснуть в лужах паточной лжи.
Как тут не вспомнить слова видного современного богослова, справедливо утверждающего: «Истина церковного единства есть бытийная истина, она относится к подлинной, изначальной природе человеческого бытия. Любое различение, разделяющее Церкви и конфессии, является одним из видов отхода от бытийной истины церковного единства. Это истина – вселенская и обращена к человеку и его «вселенскости», которая есть подлинность человеческого бытия и жизни, а не внутренняя проблема церковных организаций»?! (Яннарас Христос. Истина и единство Церкви. М., 2006. С. 14, 15).
Увы, сегодня цельность, органичность и вселенскость церковного бытия, само единство Церкви легко принесены в жертву тщеславному чувству национального превосходства, поощряемого и «патриотической» прессой, и современной церковной «наукой», слепо замкнутой в границах схоластических упражнений и легко утратившей традиции, не способной родить ничего нового, зато без труда забывшей старое. Не удивительно, что сегодня человек в Церкви отнесен к дальним рубежам научных исследований, и на смену ему приходят иные, «актуальные» темы. Наука вообще склонна к конъюнктуре, но возникает ощущение, что в наши дни она откровенно стала «служанкой церковной бюрократии».
Было бы нелепо ожидать, что эта крайне негативная и одиозная позиция может быть изменена силами одного-двух исследователей, не желающих впадать в устоявшуюся конъюнктуру, но претендующих на актуальность, самостоятельность и объективность своих трудов. Но, с другой стороны, в итоге каждый отвечает за себя. И если обстоятельства позволяют обратить внимание читателей на те или иные нерешенные проблемы, то честный ученый обязан исполнить свой долг перед Богом, людьми и наукой до конца. По мере сил на протяжении более чем 20 лет этому правилу старался следовать и автор этих строк. Как и следовало ожидать, пройдя и радость открытий, и горечь ошибок, которые позже приходилось исправлять – главным образом, речь идет об оценках Синодального периода и императора Петра Великого, а также Римо-католической церкви. Насколько плодотворны были эти труды – ответят сами читатели, истинные и «крайние судии» каждого из тех, кто некогда взялся за перо.
Представляемая на их суд новая книга представляет собой совокупность различных статей, написанных в минувшие год-два по церковной истории, вопросам взаимоотношений Поместных церквей, догматического и канонического их развития. Не обойден стороной и тот глобальный кризис христианской цивилизации, зримое начало которого приходится на 2018 и последующие годы, а последствия наверняка будут катастрофичными для Кафолической Церкви.
Безусловно, каноническое право – право по своей сути. С той, однако, существенной поправкой, что оно выросло на стволе христианского вероучения и органично зависит от него. Как можно, к примеру, рассуждать о правовых основаниях церковного наказания, если канонисту неведомо богословское понятие греха?! В этой связи в сборнике присутствуют работы, носящие сугубо богословский характер.
Оглавление
Часть I. Русская идея или «Третий Рим»?
- Вечность и человек в свете Божественного предопределения
- Свобода человека и Церковь
- Несвободная святая
- Религиозные основания конституционного мышления: история и современность
- Догматическое единство и раскол Церкви
- Империя и национальное государство: pro et contra
- Вселенская Церковь и национальная идея
- Национальный дух и единство Кафолической Церкви
- Русский логос и «Третий Рим»
- «Симфония властей» и личность в русской истории
- Церковь и государство будущего
- Россия между Китаем и Византией (по поводу статьи С.Н. Бабурина «Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств»)
- Грех и благодеяние человека, их влияния на судьбы мира
Часть II. Очерки канонического права
- Божественное и человеческое в каноническом праве
- Каноническое законотворчество и каноническая рецепция
- Церковный канон и «божественное право» (jus divinum)
- Каноны и каноническое развитие (к истории развития церковного права на Востоке и Западе)
- Наказание в каноническом праве
- Евхаристическое единство и церковное отлучение
- Африканский экзархат и канонические основания его создания
- «Права человека» и гражданская правоспособность
Алексей Михайлович Величко, доктор юридических наук
3.
2. Кириаку
1.