29 мая, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Патриарх предложил подумать о воскресном чтении Евангелия: «Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: "За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители? " То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает: "Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии". И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость».
Первосвятитель обратил внимание на то, что каждый из нас проходит «через скорби, которые мы на современном языке, заимствованном не из церковного Предания, а из науки, называем стрессами. Но, как ни назови, это скорби человеческие, когда и разум, и сердце словно погружаются в эту стихию страданий. Конечно, такое погружение подрывает и физическое здоровье, но нередко люди, проходя через скорби, делают из своего тяжелого опыта самые опасные выводы. Одни отрицают Бога: где же Ты, Боже, если я так скорблю? Другие, не отвергая Господа, ослабевают в молитве: просил у Господа, просил, а исцеление, избавление так и не наступило…. Но очень многие, проходя через испытания, укрепляются в вере, анализируя и правильно оценивая их последствия. Ведь если человек с определенного расстояния внимательно посмотрит на то, что когда-то привело его в состояние стресса, тяжести душевной, то может прийти к выводу: а ведь это было не напрасно. Вот почему святитель Иоанн и называет страдание школой любомудрия, то есть обретения особой мудрости. Наверное, это самый главный вывод, который мы должны делать, когда погружаемся в тяжелое состояние — либо по состоянию здоровья, либо через утрату ближних, либо через тяжелые житейские обстоятельства, связанные с неудачей по работе, раздорами в семье, да просто невозможно перечислить все причины, по которым мы погружаемся в глубочайшую скорбь. Но именно тогда мы и должны осознать, что не для нашей погибели, а для нашего спасения скорби допускаются Господом, и вспомнить слова Златоуста, что скорбь — это школа любомудрия, открывающая нам подлинный смысл Божественного замысла, в котором только любовь и забота о каждом из нас».
Патриарх вспомнил страшные события в истории нашего Отечества: «Во-первых, решение о разделении Руси, которое принял тогдашний вождь Ленин. До того единую Русь стремились разделить враги, а киевские князья, затем князья московские, цари, императоры стояли на защите единства страны. Но вот пришел такой господин или товарищ и ликвидировал единую страну, создав на территории исторической Руси независимые государства. Поскольку все, что делали революционеры, было связано с обманом народа, то и сделанное этим человеком несло в себе обман. С одной стороны, он подписал все эти декреты о том, что на территории Руси создаются независимые государства, но очень скоро от его решения мало что осталось. Но решение-то было!».
«Верховный правитель, — продолжил Первоиерарх, — принял решение разрушить свою страну, и мы знаем, что последствия того страшного решения и сегодня откликаются на судьбе всех нас — людей, живущих и в Российской Федерации, и на Украине, и в Белоруссии, и в других местах. Конечно, многие свыклись, многие даже считают, что все это хорошо; сколько голов — столько умов. Но великая страна, оплот Православия, сила, уравновешивавшая все другие силы, через эти страшные исторические решения ослабла. Впрочем, не настолько, чтобы с ней вообще перестали считаться, и потому сегодня мы лицом к лицу сталкиваемся с новыми проблемами, которые связаны опять-таки с тем, что предпринимаются опасные попытки ослабить наше Отечество. И верим, что Господь не допустит этого по молитвам святых угодников, по молитвам всех святых, начиная от отцов Киево-Печерских, отцов, во всех русских монастырях подвизавшихся, и особенно новомучеников и исповедников Церкви Русской. Верим, что по молитвам всех наших святых Господь приклонит милость Свою к народу нашему, к Церкви нашей и не допустит погибели».
«Сегодняшний день, — напомнил Патриарх, — связан с появлением страшного декрета о так называемом изъятии церковных ценностей. Церковь была готова, Патриарх Тихон был готов помочь голодающим: как только начался голод, Патриархом было принято решение отдать определенные церковные ценности, например, драгоценные ризы с икон. Но для каждого верующего человека было ясно и понятно, что такие священные предметы, как евхаристические сосуды, раки со святыми мощами не могут быть отданы, потому что иначе совершится святотатство. Святейший Патриарх со своими собратьями принимает решение помочь голодающим, в том числе передав им значительную часть церковных ценностей, но ведь не это было нужно властям! Им не нужно было, чтобы Церковь помогала голодающим, — им нужно было, прежде всего, скомпрометировать Церковь в глазах людей: вот посмотрите, у них такие богатства, а они не помогают голодным! И потому вслед за этим декретом, невзирая на позицию Патриарха Тихона и епископата нашего, готового отдать многое из церковных ценностей в помощь голодающим, начинается принудительное изъятие ценностей, сопровождавшееся осквернением святынь. Мощи вытряхивались из гробниц, святые сосуды, на которых совершается Святая Евхаристия, сваливались в кучу, и все это потом отправлялось либо на продажу за границу, либо на переплавку. Вот чего не могли вынести русские православные люди, и наступила великая скорбь, потому что гонители, провозгласившие себя народными избранниками, стали разрушать наши национальные святыни, несмотря на волю большинства народа. Да не просто разрушать — сколько же крови тогда пролилось! Сколько грязи было вылито на Церковь! Сколько мер было предпринято, для того чтобы, как говорил тогдашний правитель Ленин, расстрелять как можно больше реакционного духовенства! Вот что нужно было тогдашним властям».
«Сегодня я говорю об этом в связи со столетием того страшного события, — пояснил Первосвятитель. — Наверное, те, кто задумал и кто совершал это особенно варварское и жестокое гонение, думали, что это конец: поставим точку, и кто же после такого в себя придет? Но Церковь доказала, что сильна не материальными ценностями, хотя они всегда бережно хранились в Церкви как как жертва верующих людей, как их дар Самому Богу. Но даже не этим сильна Церковь, но духом веры и способностью укреплять верующих, с тем чтобы они могли противостоять духам злобы поднебесной (Еф. 6:12)».
В своей проповеди Патриарх, конечно, коснулся и современных событий, происходящих на Украине: «Сегодня мы, конечно, не можем не скорбеть и о том, что происходит на братской Украине. Несомненно, те же духи злобы поднебесной ополчились на Церковь нашу, стремясь не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между нами пролегла пропасть. И не просто пропасть, но чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел».
Первосвятитель выразил глубокое убеждение в том, «что поелику все эти усилия не от Бога и не по Божиему благословению, эта цель никогда не будет достигнута. Потому что, несмотря на любые перемены границ между государствами, Церковь единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, как и сам народ, будет, несомненно, хранить в сердце своем, в памяти своей, в благочестивых обычаях своих великое наследие предков, идущее от князя Владимира до сего дня. Сегодня некие силы, якобы выступая за благо кого-то из наших народов, выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат счастье и благополучие. Никогда ничего подобного не происходит — где ложь, где война, где ненависть, где попытки столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия».
«Еще и еще раз хочу сказать, — подчеркнул Патриарх, — мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает Украинская Православная Церковь. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший митрополит Онуфрий и епископат должны действовать сегодня максимально мудро, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа. Мы ко всему этому с пониманием относимся, но мы молимся и о том, чтобы никакие временные внешние средостения не разрушили духовное единство нашего народа. И просим Господа, чтобы духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, и которые укоренены в душах и сердцах людей, принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божию правду».
«Размышляя об исторических событиях, которые мы сегодня вспоминаем, осознавая, что враг рода человеческого и сегодня сеет семена раздора на просторах Святой Руси, будем молиться за то, чтобы Господь сохранил всех нас, все народы Руси в единстве, благочестии, чистоте и силе, способной преодолевать прилоги вражеские. Молитвами святых угодников Божиих, и в Киево-Печерской лавре просиявших, и во всех других монастырях Руси, да поможет Господь Церкви нашей мужественно, мудро, со смирением, но и с силой продолжать укреплять народ свой в вере, благочестии и чистоте», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
11. Ответ на 8, Человек:
«Мы говорим в молитвах об усопших так: "Подаждь, Господи, оставление грехов всем, прежде отшедшим в Вере и надежде воскресения, отцем, братиям и сетрам нашим..." Только за них молимся.»
///////////////////////////////
«Я падаю грудью хватая свинец…» (Владимир Высоцкий)
Ну-ну… А за тех, кто пусть и в «пыльных шлемах» с Красной Звездой не щадя себя страну-народонаселение спасал (да тех же верующих!), «лямку на своем горбу тянул» восстанавливая из руин и, Слово, получается, замолвить НЕКОМУ? «Отдрапировались» тоже как и нынешние буржуины?
10. Ответ на 9, Человек:
«Про уровень Веры может говорить только человек, который, по крайней мере, сам постоянно посещает храм… ….Со стороны об этом судить невозможно.»
/////////////////////////////////
Ну что вы… Сам характер-строй текущей жизни «общества» свидетельствует (а в «нашем» случае – ВОПИЕТ!) о, скажем так – положении дел с Верой… Есть же соответствующие признаки, «пронизывающие» практически все «сферы» земной жизни – ее организации, по которым несложно понять действительное состояние «вещей»…
Увы, но факт… Парткомы при Советах работали НЕСОПОСТАВИМО эффективнее (разумеется, в "своей" области нравственно-идеологической!) нынешних церковников… Причем - ЗА ИДЕЮ! И не ведали, например, того количества-разнообразия наград щедро «рассыпаемых» РПЦ налево-направо… Разве это не признак того, что «нечто» делается не так?
9. Ответ на 7, Александр Волков:
Про уровень Веры может говорить только человек, который, по крайней мере, сам постоянно посещает храм, причащается, исповедуется. Со стороны об этом судить невозможно.
8. Ответ на 7, Александр Волков:
Мы говорим в молитвах об усопших так: "Подаждь, Господи, оставление грехов всем, прежде отшедшим в Вере и надежде воскресения, отцем, братиям и сетрам нашим..." Только за них молимся.
Или так на Панихиде:
...вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим.
7. Ответ на 2, Человек:
«Статья не против Советов, а о личности, о деяниях Ленина, которые никак не могут быть оправданы православным человеком...»
/////////////////////////////////
Ленин, Сталин… …Хрущев… - это «обойма» Божия и… Творцу «заниматься» ОПРАВДАНИЕМ, но никак не человекам… К тому же действительно верующий человек акцентирует внимание не на личности, а борьбе с грехами… Заняться, что ли церковникам нечем - в стране же едва ли не «нулевой» (на уровне статистической погрешности?) «уровень» ВЕРЫ и Ленин тоже в этом «виноват»?
В конце-концов, Ильич Патриарха «дал», в социалистической общности ВЕРА неповрежденной выжила-сохранилась - впору за Руководителя Первого социалистического Государства не только «свечу поставить», но и слово пред Небом давно замолвить, ан нет…?
6. На 3 комментарий:Кого слушать?
5. На 4 комментарий: Картина маслом
4.
Какая идиллическая картина. А кто в XII и последующих веках делил Русь на отдельные земли, каждая из которых мыслила себя как отдельное государство? Разве не свои князья?
3. Коба хуже?
Чьими усилиями "мало что осталось"? И как о нем отзывается руководство МП РПЦ?
2. Ответ на 1, Александр Волков:
Статья не против Советов, а о личности, о деяниях Ленина, которые никак не могут быть оправданы православным человеком. Поскольку они бесчеловечные и антицерковные. И во многом он действовал по принципу "разделяй и властвуй".