itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Нужно стараться видеть человека таким, каким его задумал Бог»

Вопросы участия психологов в церковной помощи наркозависимым обсудили на Антинаркотической секции ХХХ Международных образовательных чтений

Новости Москвы  Новости РПЦ  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
293
Время на чтение 8 минут
Фото: protivnarko.ru

25 мая в рамках XXX Международных образовательных чтений состоялась Антинаркотическая секция, сообщает сайт protivnarko.ru. Организатор форума – Координационный центр по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению при поддержке Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского. 

Встреча по традиции проходила в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана. В центре обсуждения были вопросы участия психологов в церковной помощи наркозависимым. 

Собравшихся приветствовал Борис Падалкин, первый проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана. «Мы делаем общее дело, направленное на сохранение телесного и нравственного здоровья молодежи. Мы очень внимательно следим за психологическим состоянием наших студентов. Мы помогаем студентам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, кто не видит решения накопившихся проблем, тем, кто не успевает с учебой и сильно переживает из-за этого. Мы очень хорошо понимаем, что в наше время такая работа очень важна. И здесь мы очень рассчитываем на вашу помощь, на ваше слово, так как именно вы можете наставить наших студентов на путь истинный». 

В своем выступлении председатель секции епископ Каменский и Камышловский Мефодий, руководитель Координационного центра отметил, что психология – это всегда некоторое мировоззрение, учение о человеке. «В разных направлениях психологии антропология  различна. Антропология – это серьезная часть нашего церковного учения, которого мы должны придерживаться очень строго. Психолог – это человек, который с одной стороны имеет опыт, а с другой – некоторое мировоззрение. Это может быть очень богатый опыт, но с мировоззрением, далеким от церковного вероучения. Мы готовы  открыть двери психологам, но с осторожностью, чтобы не впустить чуждое нам мировоззрение. Психолог – это, как правило, талантливый человек, который умеет слышать и понимать людей и воздействовать на людей. Психологи, как специалисты, имеют немалую ценность. Мы приветствуем участие психологов в нашей работе, но команду подбирает руководитель центра помощи, как правило, священник. Зачастую мы не имеем компетенций проверить знания психолога, но мы можем узнать о его вере, о его мировоззрении. Очень важно, чтобы опыт психолога не противоречил тому, чем занимаемся мы. Цель психолога — адаптировать человека к той ситуации, в которой он живет. Цель церковной аскетики – перевоспитать человека, создать новое творение. Если работа психолога направлена на то, чтобы человек научился понимать, то мы должны научить человека контролировать самого себя, духовно трезвиться. Полный контроль над самим собой – над телом, над намерениями, над чувствами, над помыслами. Это контроль себя в зеркале Евангелия. Контроль, чтобы достичь эталона, а наш эталон – это Бог. Нам нужны люди-личности, которые умеют разговаривать с людьми, слушать, предложить решение проблемы, но в рамках нашего мировоззрения, чтобы решение было к спасению». 

Иерей Родион Петриков, председатель отдела православных психологов и психолог-консультант отдела по профилактике и реабилитации зависимостей Красноярской епархии, выступил с докладом «О необходимости психолога в Центре по реабилитации наркозависимых». Отец Родион поделился своим более чем десятилетним опытом работы психологом и выступил «в защиту» психологов, которым, по мнению докладчика, «часто бывает тяжело доказать свое право на жизнь в мире Церкви». «Церковное учение о составе человека стоит на словах апостола Павла: «Сам же Бог мира  да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 5:23). Ясно, что это разные субстанции, которые требуют разного врачевания. Дух человеческий, в котором святитель Феофан Затворник, выделяет Страх Божий, Совесть и жажду Бога, требует иной пищи и лекарства. Больной дух требует пробуждения уснувшей совести, утоления покаяния и возвращения блудного сына к Отцу Небесному. Все это исцеляется в лоне Церкви по образу притчи о добром самарянине. Тело исцеляется медициной, которую Церковь не отвергает: «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 38:4). Отдельного подхода требует душа человека. Тот же святитель Феофан, который преподавал в семинариях психологию, писал, что душа состоит из трёх частей: разума, воли и чувств. Исцеление души наступает тогда, когда по образу всадника на коне, разум берет власть над чувствами, а воля направляет обоих к источнику воды живой. Вот здесь, где речь идет о душе, психологическая помощь очень кстати, поскольку зависимый – это человек с подчинённой волей и находящийся во власти чувств, которые направляют замороженный разум. Все мы хорошо знаем характерное высказывание: «Умом все понимаю, а поделать ничего не могу…».  

Иерей Олег Тогобецкий, настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожевниках, духовник православного Центра помощи зависимым в Кожевниках и амбулаторной программы «Реабилитация Live» в своем выступлении рассмотрел христианскую психологию как инструмент реабилитационной работы с зависимыми.  «Христианская психология берет свои корни из культурно-исторической психологии, гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, опирается на христианскую антропологию и представление о человеке как образе и подобии Божием. Назначение христианской психологии – изучение психики как необходимого и драгоценного, дарованного Богом инструмента, помощь человеку в поиске смысла его жизни и обретении спасения. Христианская психология не подменяет собой духовной работы, но способствует устранению многочисленных психологических препятствий и тупиков на этом пути. Христианская психология способна помочь любому человеку – и верующему, и неверующему, поскольку опирается на объективный фундамент психологического знания о душе человека, которая, как известно, по природе своей христианка. 

Отец Олег отметил, что сам термин «христианская психология» появился в середине XIX века. Принято считать, что в России отцом-основателем христианской психологии был святитель Феофан Затворник. Однако диалог Церкви и психологии начался много раньше: первые лекции по психологии читались с середины XVIII века в Киево-Могилянской духовной академии. 

В своем выступлении отец Олег рассказал о том, как работают психологи с людьми, страдающими зависимостью, и их близкими в центре помощи зависимым «Реабилитация Live». За два года работы Центра профессиональную помощь получили около 7000 человек: алко- и наркозависимые, игровые зависимые, созависимые. Для сотрудников и добровольцев НКО было проведено 38 семинаров и конференций с общим количеством участников 1370 человек. Специалисты центра помощи зависимым «Реабилитация Live» провели за два года работы более 3000 телефонных консультаций, 1200 психологических консультаций в очном и онлайн форматах, а также 116 человек приняло участие в амбулаторной программе. 

«Живая практика веры в триединого Бога, молитвенный подвиг как стремление ко спасению, к вечной жизни со Христом, обожение индивидуальной жизни во всей полноте – как сказал ап. Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20) – все это в христианской психологии есть символы и деятельные формы становления и развития «собственно человеческого в человеке. Как же возможно подобное становление человека, на что ему опереться в себе самом, чтобы встать на путь жизни во Христе? Христианская психология отвечает на это: самое главное в жизни человека – это его отношение к Богу; именно в отношениях с Богом происходит духовное возрождение и обретение индивидуальности, единства многообразного». 

Иерей Олег Федоров рассказал о личном опыте помощи наркозависимым в центре социальной реабилитации Екатеринбургской епархии. Здесь отец Олег проработал девять лет до рукоположения в сан священства. Центр был основан в 1999 году. Основой для программы послужил двухтысячелетний опыт Церкви борьбы со страстями. Изучая вопрос включения психологов в процесс реабилитации, отец Олег начал исследовать этот вопрос, получил психологическое образование и начал практическую деятельность психолога. Сейчас отец Олег возглавляет центр помощи наркозависимым «Ильинский» Каменской епархии. 

«Норма в психологии – одно из самых гибких и неустойчивых понятий. Зигмунд Фрейд, Карл Роджер, Выготский, Джон Уотсон – все предлагали свое понимание нормальности, но ни одна идея не закрепилась в научном сообществе как единственно верная. А немецкий психолог и философ Уильям Штерн утверждал, что никто не имеет права говорить о анормальности того или иного индивида, даже если он имеет черты не свойственные большинству. При таком многообразии понятий нужно понять, какую норму состояния индивида (человека) видит психолог (специалист) в реабилитации, т.е. к чему ведет воспитанника центра. Хорошо, если ему самому знакома идея Христоцентричности, и он старается ориентировать воспитанника на Бога. Но если он имеет недостаточный личный практический религиозный опыт и ограниченные знания в религиозной области, то чаще всего просто замыкает на себя, применяя то или иное направление психологии, просто занимается самореализацией. Норма в церковной реабилитации – это стараться видеть человека таким, каким его задумал Бог. Для оказания помощи ему мы опираемся на двухтысячелетний опыт Церкви борьбы со страстями и богатейший инструментарий: покаяние, молитва, борьба со страстями, святоотеческое наследие, понятные, устойчивые нормы и направление движения человека». 

Алексей Лазарев, руководитель антинаркотического направления Синодального отдела по благотворительности, руководитель Центра помощи зависимым в Кожевниках, руководитель амбулаторной программы «Реабилитация Live» рассказал об основных тенденциях и направлениях развития психологии в работе с зависимостями. 

«Психологическое консультирование зависимых, как и любая другая помогающая сфера деятельности, проходит в своем развитии все стадии роста – от первых еще очень неуверенных шагов до создания множества школ, направлений, критериев, образовательного ценза, издания огромного количества профессиональной литературы и т.д. Этот путь сфера консультирования зависимых проделала за последние 60 лет. На примере развития западной системы помощи зависимым, мы видим, что поначалу специалисты в этой области не получали достаточного образования, не существовало лицензирующих органов, не было ни этических кодексов, ни доступа к супервизии, ни исследований, которые помогли бы выбрать направления работы в том или ином случае. За прошедшие годы было разработано большое количество психологических моделей работы с химическими и поведенческими зависимостями, которые, в свою очередь, отталкиваются от тех или иных представлений о причинах зависимости. В зависимости от объяснения причин аддикций разнятся и модели работы с ними». 

Алексей дал краткое описание основных моделей, а также рассказал о современных тенденциях в лечении зависимостей. Однако, по словам докладчика, несмотря на то, что все эти модели интересны для изучения, они всё же не могут до конца объяснить, почему же одни люди становятся зависимыми, а другие нет. Именно поэтому наиболее эффективны так называемые междисциплинарные модели работы с зависимостями. 

«Наиболее эффективные подходы в работе со злоупотреблением ПАВ сочетают поведенческие и когнитивные принципы, а приоритетным психологическим подходом можно считать когнитивно-поведенческую терапию». 

Роман Прищенко, эксперт Синодального отдела по церковной благотворительности, руководитель центра социальной реабилитации и адаптации «Воскресенье» (Подмосковье), рассказал об особом месте психолога в православно ориентированной программе реабилитации. 

«В штате нашего центра два клинических психолога, психолог-педагог и два семейных психолога. Методы, которые применяют психологи нашего центра: психодиагностика (включая и патопсихологическую диагностику), психообразование, индивидуальное и групповое консультирование (включая и мотивационное), семейное консультирование, психокоррекция, некоторые виды психотерапии (понимающая, клиент-центрированная, рациональная, когнитивная, арт-терапия). Отдельно как метод можно выделить психосоциальный ролевой тренинг, который лежит в основе используемой в нашем центре модели ТС (терапевтического сообщества). Отдельно нужно сказать и о существующих проблемах взаимодействия. В основном, они возникают, если мировоззрение психолога зиждется на философии отдельных терапевтических направлений, а не на православной антропологии и христианской аскетике. Также проблемы возникают тогда, когда психологи в реабилитационном процессе начинают «тянуть одеяло на себя», что приводит к смещению акцентов и психологизации реабилитационного процесса». 

Роман подчеркнул, что опыт центра «Воскресенье», отзывы подопечных и их близких показывают высокую востребованность психологов в православно-ориентированной реабилитационной программе. Во второй части секции участники за круглым столом обсудили актуальные и спорные вопросы участия и роли психологов в реабилитации наркозависимых.





Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Новости Москвы
Все статьи темы
Новости РПЦ
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
02.07.2022 12:05
За что мы воюем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.07.2022 11:59
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от Александр Волков
02.07.2022 11:33
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.07.2022 11:29
I. Россия и европейское образование
Новый комментарий от C. Гальперин
02.07.2022 10:04
Перенос столицы на Восток
Новый комментарий от Человек
02.07.2022 06:18
Признать Украину террористическим квазигосударством
Новый комментарий от Vladislav
02.07.2022 06:10