Незалежная Украина в лице её президента пала со слезами в польские объятия. Скакание и ликование перетекли из Майдана в Верховную Раду. Принят закон об открытии границы и предоставлении всяческих прав полякам на территории самостийной Украйны. Правда, украинцам в Польше никаких прав не прибавилось. Разве что, как говорил Тарас Бульба, подобострастно целовать чоботы шляхтича. Зачем всё это нужно полякам понятно. Они восстанавливают свою власть над восточными крессами (восточными областями Второй Польской республики). Зачем это нужно украинцам? Вряд ли кто-либо сможет вразумительно ответить. Киевская хунта таким образом рассчитывает получить помощь от страны участника НАТО и дружественного народа. Напрасно. Польша может получить под свой контроль западно-украинские земли, но в этом случае она будет защищать уже свои, а не украинские земли. Как это и было до 1939 года. Между прочим нынешний кумир украинских националистов Степан Бандера тогда истово боролся с польскими властями. За что неоднократно приговаривался к смертной казни, но всякий раз её заменяли пожизненным заключением (Несколько лет Бандера «отсидел» в Брестской крепости).
Говорить о каких-то дружеских, а тем более братских отношениях между соседями - верх наивности и полное незнание собственной истории. Украина никогда не была на равных с Польшей. Более того постоянно воевала. Чаще всего за независимость от неё.
Первые столкновения начались ещё в IX веке при князе Владимире. Русская рать под его командованием захватила несколько червенских городов (Червонной Руси), принадлежавших тогда Польше. В последующие столетия постоянно происходили столкновения то за Киевский престол, то за Краковский. При этом русские и польские династии долгое время были родственными. Дочь князя Владимира Мария-Добронега вышла замуж за польского князя Казимира I Восстановителя, и стала матерью следующего князя Польши Болеслава II Смелого, который в свою очередь женился на Вышеславе, дочери Святослава Черниговского.
После монгольского разгрома северо-восточной и юго-западной Руси их пути надолго разошлись. Князь Даниил Галицкий пытался проложить его в Европу. В ущерб политическим и экономическим связям с другими русскими княжествами. Даниил успешно воевал с татарами и даже угрожал Киеву, которым по ярлыку владел Александр Невский (С 1249 года. Лаврентьевская летопись). Но вскоре под угрозой нового монгольского нашествия Даниил был вынужден подчиниться Золотой орде. Надежда на западную помощь не оправдалась. Как всегда.
В 1392 году война между Польшей и Литвой завершилась разделом Галицко-Волынского княжества. Галиция вошла в состав Королевства Польского, а Волынь отошла к Великому княжеству Литовскому. Галицко-Волынское княжество прекратило своё существование (Крип’якевич І. Галицько-волинське князівство. Київ, 1984).
Монгольское нашествие на многие века разделило некогда единую страну. Однако, если Владимирская (а позднее Московская Русь) сумела освободиться от ига монголо-татар, то юго-западные княжества растворились в Великом княжестве Литовском, впоследствии преобразованном в Речь Посполитую.
С XV века понятие «польская украйна», стало употребляться в Речи Посполитой для обозначения Поднепровья и Киевщины. Король Стефан Баторий свои универсалы рассылал старостам «на краине русской, киевской, волынской, подольской и брацлавской живущим».
Стремление Московского Царя объединить под своей властью исторические русские земли вызвало резкую ответную реакцию литовцев и поляков. Вот тогда-то и родилась идея объявить московитов не настоящими русскими, а ещё лучше и не славянами. Тогда же жители польской украйны превратились в «украинцев», вовсе не родственных «клятым москалям» и схизматикам. Начал создаваться идеологический проект «Украина».
Поляки старались доказать что Московский Царь не имеет никакого права на Правобережье Днепра, а польский король единственный законный правитель «от моря до моря». В XVII веке эта гегемонистская идея привела к установлению польского господства над всей Восточной Европой. Мы называем это время «смутным». А поляки торжеством Великой Польши.
Тогда и закрепилось название «левобережная украйна» (слева от Днепра). В отличие от правобережной (польской) украйны. Население левобережной украйны стремилось под защиту правоверного Царя Московского. Центром казачества, противостоявшего польско-католической экспансии, был город Черкассы.
Мы воспринимаем русско-польское противостояние в основном как военно-политическое противоборство, а вот поляки к нему добавили основательную идеологическую и культурологическую составляющую. Причём, украинское направление в ней со временем приобретало всё большее значение. Главными постулатами проекта «Украина», созданного свидомыми польскими панами являются:
- Украинцы и русские – разные народы. Позже он трансформировался в два утверждения: «Украина – не Россия» и «только украинцы – наследники Киевской Руси».
- Польша – путь к настоящей европейской цивилизации. Из этого выродился современный призыв «Украина – цэ Европа».
Гордые ляхи назвали эти земли Украйной (окраиной) Речи Посполитой, а народ украинцами. При этом отношение поляков к украинскому народу было неизменно презрительным, как к быдлу (в переводе с польского «скот»).
Казацкая старшина подверглась серьёзной обработке и ополячиванию.
Казацкое сопротивление польским порядкам было упорным, но противостоять могущественной тогда Речи Посполитой оно было не в силах. «…Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал: “Прощайте паны-братья, товарищи! Пусть же стоит навечно православная Русская земля и будет ей вечная честь!» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).
Полтавский помещик Николай Васильевич Гоголь провидчески предсказал двойственность пути малороссов. Остап, сын Бульбенко, остался верен Русскому Духу (его потомки с оружием в руках сейчас защищают Новороссию). Андрий, сын Бульбенко, предпочёл «евроинтеграцию». Его потомки жестоко расправляются с «изменниками-сепаратистами».
Запорожское войско, после нескольких побед над поляками, потерпело ряд тяжёлых поражений. Запорожские старшины искали поддержки и у турецкого султана и у крымского хана, упорно надеялись, что за свою покорность будут приняты в польскую шляхту и введены в сейм. Вместо этого последовали карательные экспедиции польских войск и новые поражения казаков. Тогда под давлением народа последовало обращение к единоверным русским людям Московского государства.
В 1654 году на Раде в Переяславле было принято решение проситься под высокую руку Московского Царя. «Зичили бихмо соби самодержца господаря ... а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими ся отдаемо» (Лист Богдана Хмельницкого, посланный из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о …желании украинского народа. объединиться с Россией. // Под стягом России: Сборник архивных документов. — М.: Русская книга, 1992. — С. 33).
Документы принятые Верховной Радой о воссоединении с Россией были написаны на русском языке и принимались всем Запорожским войском (так тогда себя называли малороссы) во главе с гетманом Богданом Хмельницким.
Задним числом украинофилы сетуют, что это решение было вынужденным и наименьшим из всех зол. И невольно подтверждают тем самым, что польское зло было хуже.
России, принявшей под защиту своих гонимых собратьев, пришлось воевать с Польшей. Итогом изнурительной тринадцатилетней войны согласно Андрусовскому перемирию стали: возвращение России Смоленска и право на Левобережную Малороссию. По Вечному миру 1686 года Киев был выкуплен у Польши за 146 тысяч рублей.
Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Польши.
Начался закат польской государственности, раздираемой внутренними противоречиями. В конце XVIII века Великая Польша в результате трёх разделов была поделена между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Большая часть исконных русских земель вернулась в родное государство. Однако это радостное событие внесло в наши внутренние пределы тяжёлую трудноизлечимую болезнь – сепаратизм. Поляки называли его «возвращением утраченных земель». В то время был вытащен из идеологического сундука старый польский проект «незалежности Украины».
Польский пан Потоцкий сформулировал концепцию о том, что украинцы, населявшие малопольскую украйну, являются народом, отдельным от русского и имеющим совершенно самостоятельное происхождение. Другой польский сочинитель пан Чацкий в книге «О названии «Украина» и зарождении казачества» вывел украинцев от выдуманной им орды укров, якобы переселившихся из-за Волги.
Зачем это нужно было полякам? Да очень просто: удобное «пушечное мясо» в борьбе против России. Поэтому некий пан Духинский писал: «Русь — это сильнейшая и доблестнейшая Польша, и польское восстание не будет успешным, если не начнется на Руси». Русью он именовал Украину, у которой москали якобы украли её природное имя.
Весь XIX век поляки наряду с открытыми вооружёнными выступлениями, проводили скрытую работу по выращиванию «украинской» интеллигенции, которая должна была нести идею нерусскости Украины в народные массы. Рассадником подобных идей стали Волынский лицей и университет в Харькове (как это не странно).
Идеи украинства со временем привились в среде южнорусской интеллигенции. С подачи русского по крови украинофила Костомарова словосочетание «Малорусская народность» было заменено на «украинский народ». Теоретик-террорист Михновский развил идеи украинского национализма до самых радикальных форм, провозгласив лозунги: «Украина — для украинцев. Итак, выгони прочь с Украины иностранцев-угнетателей»! И ещё: «Всегда и везде используй украинский язык. Пускай ни жена твоя, ни дети твои не оскверняют твой дом языком чужаков-угнетателей».
Тогда же пан Чубинский написал стихотворение «Ще не вмерла Украина», своеобразный дубликат польского гимна «Еще Польска не сгинела», которое в 2003 году стало Украинским национальным гимном.
Февральская революция 1917 года, которую с особым нетерпением приближали польские и украинские сепаратисты, наконец-то дала возможность осуществить идею создания независимого от России украинского государства. В Киеве была образована Центральная Рада во главе с отцом украинской идеологии Грушевским, который тогда находился в ссылке... в Москве (он был арестован за шпионаж в пользу Австрии). В июне 1917 года Центральной Радой была провозглашена «автономия Украины».
Переговоры с Временным правительством о статусе Украины не успели завершиться из-за большевистского переворота. В ответ на разгон Учредительного собрания Центральная Рада объявила независимость Украины. При этом (внимание!) украинские националисты требовали отдать им под контроль и Новороссийские земли, и коренные русские (Харьковскую, Сумскую, Курскую, Белгородскую). Центральная Рада строила свою политику на основе украинского сепаратизма, придуманного польскими панами и используемого германским и австрийским генштабами.
Возглавлял Центральную Раду идеолог украинизации М.С.Грушевский, военное ведомство масон Симон Петлюра. Была провозглашена независимая Украинская народная республика. Украинский историк В.А.Савченко отмечал, что только 10% населения (интеллигенция и часть крестьян) можно назвать настоящими украинцами, в то время как большинство не поддерживало политику украинизации, и не желало говорить на украинском языке (Савченко В. А. Двенадцать войн за Украину. — Харьков: Фолио, 2006).
Заодно добавим, что даже в Галиции, где «титульная нация» формально составляла 60 % населения Западноукраинская народная республика не продержалась и нескольких дней. 3 ноября 1918 года во Львове Украинский национальный совет провозгласил создание национального государства, но уже 6 ноября восставшие поляки контролировали больше половины города. 21 ноября подошедшие регулярные части польской армии полностью очистили Львов и правительство ЗУНР бежало в Станиславов (ныне Ивано-Франковск).
Вскоре армия галичан полностью утратила контроль над территорией ЗУНР.
После капитуляции Германии в конце 1917 года, скоро пал и гетман Скоропадский. Он был вынужден бежать к своим немецким покровителям. В Киеве вновь воцарилась Центральная Рада, теперь уже во главе с Петлюрой.
Власть Петлюры была непрочной, его войска были многократно биты и белыми, и красными, и махновцами. Чтобы удержать власть в собственных руках «украинский герой» Симон Петлюра «в апреле 1920 года … заключил от имени Директории УНР секретные конвенции, по которым – в обмен на военную поддержку – отдал Польше земли Галиции и Западной Волыни» (Путин В.В. «Об историческом единстве русских и украинцев»).
Вот оно! Нынешняя Верховная Рада всего лишь повторила «хитрый» ход Петлюры. Как тогда, так и сейчас цель одна – получить военную помощь от Польши против России. Что это дало? Помощь была, но для Украины закончилась плачевно. В результате многочисленных военных столкновений западные области Украины вошли в состав Польши.
Сейчас Зеленский, как и сто лет назад Петлюра, пытается разыграть польскую карту. Вероятно он готов пожертвовать западными областями в виде совместного управления с поляками. Ему позарез нужна помощь страны НАТО в противоборстве с Россией. Хитро. Но не умно. Исторический опыт показывает, что торговля своей землёй к добру не приводит. Сомневаюсь, что все украинцы положительно оценят хитроумную комбинацию бывшего комика.
В конечном итоге всё будет решать Российская армия и политическая воля Российского руководства. Очевидно одно – обезопасить себя на будущее можно только полной денацификацией всей Украины. Ничьей в этом глобальном сражении быть не может. Любые промежуточные договорённости только усугубят положение.
Только Победа.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»