В начале 1925-го года митрополит Вениамин (Федченков, 1880–1961), находясь на Балканах, писал своему знакомому священнику Александру в Париж: «Насколько приходилось слышать (кажется, через... С.Н. Дурылина), — говорили и Оптинские старцы: после этих ужасов будет семьдесят лет удивительного расцвета веры, и благоденствия России... А уже потом — ужаснее... И после какого-то короткого мнимого говорения: мир и безопасность — конец...». Эти слова владыка Вениамин приводил в том контексте, что большевистские гонения несомненно кончатся: «Преподобный Серафим... сказал одной из духовных дочерей — Дивеевских сестёр: до антихристовых времен не доживёте, а времена антихристовы переживёте. Замечательные слова! Сейчас Россия переживает эти времена... Подлинно они антихристовы по существу и даже почти по масштабу... Но Вы видите, что эти времена “переживутся”, то есть между ними и антихристом будет какой-то промежуток времени иной, то есть мирный, благополучный». Так владыка Вениамин утешал священника Александра тогда, когда не исполнилось ещё и десяти лет Октябрьской революции.
Сегодня нас особенно интересует тот период семидесяти лет расцвета веры и благоденствия России, который, по словам владыки Вениамина, должен был наступить сразу после окончания гонений на Церковь,и завершится он следующим историческим периодом, более ужасным, как говорит владыка, чем большевистский. Сомневаться в подлинности его слов не приходится хотя бы потому, что блаженной памяти архимандрит Иоанн (Крестьянкин) включил их в свою книгу «Размышления о бессмертной душе». Оба пастыря пребывали в духовном родстве друг с другом в составе братии Псково-Печерского монастыря, хотя и не в одно и то же время, но на отстоянии небольших шести лет, прошедших между кончиной владыки Вениамина и приходом в монастырь отца Иоанна, будущего авторитетного всероссийского духовника.
Сколько продлятся эти семьдесят лет на самом деле: ровно семьдесят в противовес советскому периоду, или семьдесят четыре, или шестьдесят шесть (оба варианта при округлении дают число семьдесят) или же семьсот лет, аллегорически сведённых к семидесяти, — знать нам невозможно, ведь всё в руках Божиих. Чисто с исторической точки зрения временность благоденствия понятна — периоды гонений и периоды ослабы чередуются всю историю Церкви, как день с ночью, и нет сомнений, что однажды завершится и нынешний относительно благополучный период. Да и, в конце концов, завершение истории всё равно будет сопровождаться кратковременным упадком при антихристе, чтобы уже потом навечно открылось Царство Божье. И подобно тому, как смертному человеку не миновать ворот смерти, так же невозможно, почти что топологически невозможно, человечеству избежать ещё одного периода гонений на Церковь.
Когда начался отчёт нового расцвета веры в России? Одни связывают его с началом новой государственности в 1991 году; для других это покаянные мероприятия по захоронению екатеринбургских останков в 1998 году, на которых лично присутствовал Президент Борис Ельцин (что было немыслимо всего лишь за несколько лет до того); третьи связывают расцвет с приходом к власти Владимира Путина в 2000 году, когда кончились политические шатания, а экономика страны быстро окрепла и набрала хорошую форму; ещё некоторые продолжают ожидать расцвет в будущем, полагая, что сейчас — ещё не расцвет. Тем не менее, вряд ли имеет смысл привязываться к каким-либо политическим событиям, а точкой отсчёта может и должно служить событие духовное. И таким событием в полной мере является празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, прошедшее с широким размахом по республикам Советского Союза. В июне того года концерт православных песнопенийпод управлением архимандрита Матфея (Мормыля) свободно прошёл в Большом театре, что напротив огромного памятника Карлу Марксу. Сладкоголосый хор Московской Духовной Академии и Троице-Сергиевой Лавры пел: «Днесь земля русская предстоит Богу...». И эту волну возрождения духовности было уже не остановить!В 1989 году матушка Фрося (Лахтионова; о ней далее ещё будет сказано) говорила режиссёру Тихону (Шевкунову) на камеру: «Семьдесят лет в плену пробыли! Понимаете вы, нет? Мы же в плену жили, у советской власти. Это же плен. А дальше не знаю, что будет. На кого пойдёт? Я слыхала от одного, но я не скажу кто: “Кончилось царство хамово!”». Кончилось! К 1989 году уже кончилось!
В начале девяностых новые и возвращённые Церкви храмы, монастыри, часовни стали открываться чаще, чем каждый день. Количество крещаемых и воцерковляемых стало беспрецедентным за всю историю Русской Церкви. Приходили креститься как семьями, так и толпами в десятки человек. Потому и благодать особенно сильно действовала в народе. Ведь говорят, что после прихода к вере призывающая благодать несколько первых лет почивает на человеке, пока тот не призовётся к сознательному деланию. Благодать призывающая почивала на миллионах и миллионах новых христиан в 1990-х годах. «Ликующая пора церковного возрождения» — так охарактеризовал ту пору коллектив старейшего православного магазина Москвы, «Православное слово на Пятницкой», к тридцатилетиюмагазина. Состояние народа отпечатлелось в прекрасных православных документальных фильмах, назидательных и созерцательных. Умножались православные газеты, журналы, книги, интернет-сайты, теле- и радиопрограммы. В 2000-е годы родились и первые православные телеканалы. Вдуховной жизни, даже вопреки катастрофической убыли населения, чеченской войне и экономической разрухе 1990-х, развитие шло поступательно и безоблачно практически до начала 2010-х годов, когда случился ряд известных ударов по Церкви и провокаций: кощунственный «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя, протесты против строительства храмов по разным городам страны, государственный переворот и захваты храмов на Украине, присоединение Константинопольской кафедры к расколу киевлянствующих, волна семейных проблем священнослужителей, вынужденные лишения сана, череда добровольных снятий сана напоказ...Нынешнее время, начало 2020-х,отмечается грозным коронавирусным знамением, вскрывшим пороки не только в личном, но даже в общенародном и государственном масштабе: экономика (=деньги) превыше жизней; ставка на молодых, старые всё равно помрут;поддержка семьям, только доказавшим свою несостоятельность юридически; всё управит невидимая рука рынка (=попустительство и безразличие); прививка — якобы зло (в последнем заблуждении звучат неизжитые мотивы суеверий, давно и обильно посеянных, в частности, в старообрядческом движении: чай и кофе от нехристей, самовар — «сатанинский жертвенник», картофель — «чертово яблоко», бумажные деньги от антихриста).
Значит ли всё это, что ещё не расцвет Церкви или уже не расцвет? Расцвет! Сейчас день благоприятный, чтобы удобнее спасаться. Потому скорбно, когда его не используютво спасение. Русская миссия зарубежом теперь как никогда активна, приходы растут и множатся. У нас в России новые церкви продолжают строиться и освящаться каждый день. Продолжается восстановление храмов, возвращённых Церкви. Из-за поветрия службы стали часто транслироваться по интернету. Пять лет назад специально собирал материал о веб-трансляциях православных богослужний, и уже тогда трансляции велись из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, много трансляций было из США. Однако теперь из-за пандемии количество трансляций увеличилось многократно, и все они стали доступны с одной платформы YouTube, хотя раньше надо было заходить на каждый приходской сайт в отдельности. К тому же теперьстало проще выбирать трансляцию по своему часовому поясу, потому, болея, даже дома можно услышать утешительное соборное пение.
Профессор А.И. Осипов в детстве слышал от монахинь Шамординова монастыря слова Оптинских старцев о том, что опять откроют монастыри, храмы, всё откроют, что опять православие будет свободно. «Но они говорили при этом так: всё опять откроют, но нена́долго. Первое, что они сказали, исполнилось. Мы сейчас все свидетели. И поэтому я не сомневаюсь, — говорит профессор, — что исполнится и второе». В прошлом 2020-м году мы узнали, что храмы могут закрываться из-за морового поветрия. Считая от 1000-летия Крещения Руси «нена́долго» оказалось тридцатью двумя годами. Возможно, что закрытие храмов в 2020 году — это лишь только предызображение некоего будущего закрытия, данное нам теперь в предостережение. Ведь владыка Венимамин (Федченков) писал в начале двадцатого века о будущем расцвете длиною в семьдесят лет, а значит, нынешними закрытиями храмов ознаменовалось едва преполовение этого срока.
11 апреля 2020 года, в день 110-летия своего духовного отца Иоанна (Крестьянкина) митрополит Тихон (Шевкунов) помянул слова, которые тот слышал в пророческом видении. Причём видение было дважды. Архимандрит Иоанн увидел нечто страшное. И услышал голос: «Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите. Виновных не ищите. Молитесь. Будьте в жизни всегда и во всём осторожны». Митрополит Тихон пришёл к мысли, что это видение было связано с пандемией короновируса. Но почему видение было отцу Иоанну дважды, то есть два вечера подряд? По-видимому, это не означало две волны коронавируса, ведь волн этих было уже больше.
Всё, о чём говорили митрополит Вениамин (Федченков), священник Сергей Дурылин (сослуживший, между прочим, вместе с праведным Алексием Мечёвым), Оптинские старцы, архимандрит Иоанн Крестьянкин, шамординские монахини, профессор Алексей Ильич Осипов, — всё это побуждает нас к бдительности и духовной собранности. Не должно быть места отчаянию, но и расслабленности потакать тоже нельзя. А расслабленность стала сильна! Очень сильна во многих из нас. Поэтому надо помочь и поддержать друг друга. Такую поддержку могут оказать старые православные фильмы, запечатлевшие эпоху церковного возрождения, дарованного за кровь Новомучеников и Исповедников Российских.
Старое православное кино назидает молодых благочестием, а свидетелей тех лет церковного возрожденияукрепляет, напоминая им путь, однажды избранный во дни первой любви к Богу, когда Тот коснулся их сердца. Воцерковившимся давно такое кино напоминает о том, как было, а воцерковившимся недавно подаёт пример. Тех, кто постарше, зовёт благодарить Бога за каждый прошедший день, тех же, кто помоложе, побуждает любить и чтить дни отцов.
Почти все старые фильмы имели элемент умиротворяющей созерцательности или даже целиком состояли из неё. Это то качество, которого лишены современные фильмы, в которых акцент смещён на передачу информации, визуальные эффекты, качество картинки. Старые фильмы показывали своих героев и места как есть, были искренними, естественно вызывая молчание, а фильмы современные пробуют вызвать реакцию, в лучшем случае эксплуатировать чувства (выдавить фальшивую слезу), заодно нагрузив тонной информации. Тогда фильмы служили назидательным искусством, а теперь стали просто информировать, давать сведения или служитьпоиску инвесторов.К сожалению, искать и обнаруживать старые православные фильмы становится всё труднее из-за растущего потока информации. Здесь хотелось бы поделиться небольшим списком из десяти понравившихся документальных фильмов. Список не является исчерпывающим, и каждый читатель, безусловно, имеет свои любимые фильмы.Почему бы не посмотреть их ещё раз на выходных или в новогодние каникулы?
1. «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» (1989). Открывается фильм пением кратких богоявленских песнопений и тропаря преподобному Серафиму последними дивеевскими монахинями. Схимонахиня Маргарита, она же матушка Фрося, рассказывает тяжёлую историю о приходе красной власти в Дивеево и разрушении Дивеевского монастыря.Фильм снят молодым архимандритом Тихоном (Шевкуновым), будущим митрополитом. Много позже беседа с матушкой Фросей вошла в его книгу «Несвятые святые» (2011).
2. «В июле Ангел плакал меньше». Фильм киностудии «Радонеж» постепенно подводит зрителя к личности старца Николая Гурьянова. Начинается он с панорамного взгляда на остров Залит и его жителей, рассказывающих каждый что-то своё запомнившеесяо старце.Увидеть отца Николая Гурьянована короткое времяможно также в фильме «Храм» (1989). Фильм «В июле Ангел плакал меньше» обыкновеннораспространялся вместе с другим фильмом «Молитва игумена Радонежского» (1996) об архимандрите Нектарии (Марченко), восстанавливавшем духовную жизнь в селе Радонеж.
3. «Сердце России» (1992). Фильм повествует о трудных днях Троице-Сергиевой Лавры и об её возрождении в новейшее время. На архивных кадрах запечатлён старец архимандрит Кирилл (Павлов) с братией монастыря. Песня «Русь называют святою» трагически погибшего архидиакона Романа (Тамберга) звучит а капелла мотивом всего фильма. Представлены кадры процессии на похоронах старца Селафиила (Мигачева). Странница Анна Мальцева поёт на паперти эсхатологический кант протоиерея Николая Гурьянова «Христос с учениками из храма выходит / пред Крестною смертью Своей...». В фильме содержится отсылка к словам святого Варнавы Гефсиманского (1831–1906), предсказавшего, что после закрытия храмов будет возрождение, но перед концом мира.
4. «Где нет ни неба, ни земли» (2001). Созерцательный фильм, построенный из кадров жизни афонских монахов в сопровождении слов духоносных старцев, которые были записаны на Святой Горе Афон с 1990 по 2001 гг. Кому дорог святой Афон, кто хочет открыть его для себя заново и всем, кто ещё не слышал о нём.
5. «Православный видеокалендарь» (2001) режиссёра Елены Козенковой. Уникальный плод пятилетнего труда телевизионной съёмочной группы во многих уголках православного мира, таких как Египет, Израиль, Кипр, Греция, Афон.Но не только славные места запечатлелись на редких кадрах, а и люди тех дней: простые верующие, негламурные, небогатые, недокормленные, терпеливые и аскетичные, чьи глаза не виделини супермаркетов, ни цифровых чудес техники.
6. «Ангелы и бесы. Кто они?» (2006), студия «Русская неделя». Труд тюменского журналиста Мирослава Бакулина с первых же секунд захватывает и не отпускает зрителя. Даже забываешь, что смотришь передачус экрана, потому как погружаешься в некую сверхъестественную реальность, о которой драматично толкует ведущий, раскрывающий тайну древней борьбы добра со злом.
7. «Таинства Церкви» (2006) с протоиерем Николаем Цирке, студия «Русская неделя». Благодатный рассказ сибирского священника о Таинствах Православной Церкви.
8. «Избери жизнь» (2003), динамичный фильм от режиссёра Владимира Демакова, фонд «Артос». В честном разговоре протоиерей Димитрий Смирнов и игумен Анатолий (Берестов) разоблачают оккультизм и целительство — опасные недуги, особо обуявшие Русь в 1990-е и 2000-е годы.
9. «Верхотурье. Вера и неверие» (1997). Фильм о разорённых обителях старинного центра духовной жизни Урала.
10. «Уйти в монастырь» (2008). Кажется странным, что фильм производства телеканала ТНТ смог оказаться в этом списке. Однако фильм удался во многих отношениях, хотя по своим ритмам он ближе к современному. Мы узнаём несколько трогательных историй прихода к вере. Среди обратившихся, например, игумен Климент (Кривоносов), ставший настоятелем монастыря во Владивостоке, а в прошлом музыкант, автор хита «За китами».
Есть ещё много фильмов, которые хотелось бы удостоить вниманием. Например, «Путешествие в рай» (2000),«Благодатный огонь» (1995), фильм про возрождение Тюменского Свято-Троицкого монастыря, беседа со старцем Фаддеем Витовницким (2002), «Скамейка Силуана» (1991) и другие. Эти и многие другие фильмы собраны в пока что доступном на YouTube листе «Старые православные фильмы».
Каждый откликнется на что-то своё, и каждого любовь уязвит по-своему.Станем вдохновляться минувшими днями, чтобы крепче жить сегодня!
Дмитрий Николаевич Габышев, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, г. Тюмень