Обострение военно-политической напряженности на востоке Украины и на Западных Балканах свидетельствует о складывании тревожной ситуации, близкой к новому взрыву конфликтности в грандиозных масштабах. Как и прежде в истории, причины этой эскалации кроются в cложном переплетении внутренних и внешних условий, а точки конфликтного соприкосновения расположены вдоль линий цивилизационных разломов. Именно в силу последнего обстоятельства религиозная компонента в этих конфликтных зонах проявляется особенно. Не будет преувеличением сказать, что религиозные направления и институты их представляющие сами стали одним из конфликтогенных факторов, усугубляющих раздоры.
Именно в такой роли на Украине и на Балканах мы наблюдаем Римско-католическую церковь. В жестком геополитическом противостоянии атлантического Запада и евразийского Востока Ватикан увидел «окно возможностей» для реализации своих интересов. Впрочем, в этой обыденности нет ничего нового, так как в прошлом Рим нередко инициировал, поощрял и возглавлял всевозможные «Drang nach Osten». В нынешней ситуации поражает другое. А именно то, что в своей деятельности Святой Престол все чаще стал обращаться к идеологии и практикам нацизма и фашизма.
На первый взгляд констатация такого довода выглядит парадоксальной. Хотя бы потому, что праворадикальные идеологии, к которым относится национал-социализм (нацизм) и фашизм – это философия человеконенавистничества и насилия, а миссия церкви заключается в проповедовании мира, добра и любви. Стоит также учесть тот факт, что названные идеологии и организации были осуждены всем человечеством, и это осуждение юридически закреплено протоколами Нюрнбергского трибунала. Именно в силу исключительной токсичности нацистских воззрений и методов политической борьбы, от них, казалось бы, должны дистанцироваться и служители культа, и все порядочные люди. Однако факты опровергают парадоксальность и подтверждают действительность.
Что же мы наблюдаем на Украине. С момента обретения независимости этой страной и до настоящего времени Ватикан не прекращает попыток внедрения в массовое сознание украинцев праворадикальных и ультранационалистических взглядов. Инструментом идеологического воздействия выступает деятельность Украинской греко-католической (униатской) церкви (УГКЦ), а способом продвижения соответствующих идеологических установок – апология украинских нацистов и украинского нацизма в форме радикального воинствующего национализма (бандеровщины). С подачи нынешнего главы УГКЦ Святослава (Шевчука) канонизированы пособники немецких нацистов (Никита Бутка, Иосиф Коциловский, Теодор Ромжа), те, кто был осуждён в СССР за преступления.
Эти «святые» католической церкви были резидентами иностранных разведок, коллаборационистами, расистами, убийцами, русофобами. Они совершали геноцид поляков, русинов, русских, тех украинцев, которые не разделяли бандеро-нацистскую идеологию. Недавно обретёнными «святыми» в Греко-католической церкви стали главари украинского националистического движения в 30-х-50-х годах ХХ столетия Андрей и Степан Бандера. По этой аналогии греко-католики канонизируют и изображают в своих храмах в лике святых убийц Майдана и погибших участников карательной так называемой антитеррористической операции на востоке Украины. Духовно и организационно (через институт капелланов) иерархи УГПЦ поддерживают крайне националистические партии Украины и вооруженные формирования радикалов, бесчинствующие на Донбассе.
Аналогичную картину мы видим в некоторых западнобалканских странах. Например, в Хорватии сегодня не прекращается героизация ýсташского движения, в том числе через канонизацию церковью некоторых видных деятелей так называемого Независимого государства Хорватия (НГХ) периода Второй мировой войны. Духовный наставник хорватских нацистов архиепископ Алоизий Степинац был беатифицирован папой, а его личность и деятельность преподносится Ватиканом как пример исполнения пастырского долга. Папа Бенедикт XVI в 2006 г. заявлял: «Блаженный кардинал Алоизий Степинац, будучи верен Христу, свидетельствуя истину и исповедуя мученичество (которое заключалось в том, что он в 1946 г. был якобы «невинно» осуждён как военный преступник на 16 лет тюрьмы) показывает нам образец христианской жизни и любви...». В том же направлении движутся историки Хорватского католического университета (Universitas Studiorum Catholica Croatica), патронируемого Ватиканом. Их задача – обелить ýсташский режим в глазах сегодняшних поколений, придать преступлениям хорватских нацистов пафос борьбы за национальное возрождение. Благословением примаса Римско-католической церкви в Загребе пользуется неонацистская Хорватская партия права (Hrvatska stranka prava), программными положениями которой являются сербофобия и апологетика ýсташизма.
Зададимся вопросом, а случайны ли все эти попытки реинкарнации нацизма? И зачем это нужно Ватикану?
Очевидно, не случайны. Оказывая поддержку нацистской идеологии и потворствуя деятельности неонацистских организаций и групп сегодня, Ватикан продолжает логический ряд актов поощрения правого радикализма и соглашательства с националистическими тоталитарными силами в ХХ столетии. Это: конкордаты католической церкви с фашистской Италией (1929 г.), нацистской Германией (1933 г.), полуфашистской Португалией (1940 г.), франкистской Испанией (1953 г.); духовная протекция профашистским диктатурам Миклоша Хорти и Ференца Салаши в Венгрии, монсеньора Йозефа Тисо в Словакии; полный лоялизм в отношении нациствующих движений бандеровцев и ýсташей на Западной Украине и в Югославии.
Используя причинно-следственные связи, осмелимся предположить, что Святому Престолу всегда было выгодно использовать ультраправые политические силы и их идеологии в интересах поддержания духовного контроля над населением, а заодно для религиозной экспансии и прозелитизма за пределами канонической территории. Реакционно-консервативные основы правых идеологий и репрессивно-террористические способы осуществления власти нациствующими силами – это удобные инструменты для продвижения к указанным целям. И отказываться от использования этих инструментов, похоже, Ватикан не собирается.
Сегодняшние бодрые реляции главы УГКЦ Святослава (Шевчука) о том, что «...такого расцвета и ренессанса как теперь, после Майдана, УГКЦ никогда не переживала, ведь теперь греко-католики могут открывать свои приходы в зоне АТО и по Юго-Востоку Украины» так же приятны папе Франциску I, как и в 1943 г. были милы папе Пию XII доклады кардинала А. Степинаца о насильственном перекрещивании 240 000 сербов, «...из которых чуть менее 100 000 – за один только 1941 год».
Поэтому в горячих точках Европы активность папистов будет только нарастать, и правые радикалы всех оттенков всегда будут находиться в авангарде этой активности, выполняя роль «миссионерского» тарана или идеологического бульдозера для подготовки нового пространства к духовной экспансии католицизма.
Владимир Дмитриевич Евсиков, православный публицист