Рубикон перейдён. Россия рвёт провода, включавшие её в цепь глобальной цивилизации, и выходит в автономный режим. Возможно, в дальнейшем сложится обновлённая геополитическая реальность, в которой Россия снова увидит себя, но уже в совершенно новом качестве, но пока нам нужно научиться выживать самим. Речь идёт именно о выживании: мы должны сохранить свою цивилизацию, культуру и государственность.
Что нам угрожает прямо сейчас – это экономическая отдача, вызванная нашим внезапным и стремительным отстранением от Запада. Поэтому именно решение экономических задач сейчас получает первоочередное значение.
Задача первая – недопущение безработицы. Природа проблемы: западные инвесторы уходят из России. В каких-то случаях это выражается в остановке бизнеса. Это означает, что предприятия прекращают работу, персонал высвобождается. В каких-то случаях прекращаются поставки зарубежной продукции. Это вызовет сбои в работе даже у чисто отечественных предприятий. Многие могут оказаться на грани закрытия.
Решение проблемы: политика сохранения, а главное – создания рабочих мест. В какой-то степени можно (и нужно) бороться за сохранение рабочих мест, для чего государство может оказывать помощь предприятиям. Однако такая помощь должна быть связанной, то есть деньги (в виде целевых кредитов или субсидий) могут выделяться только при условии сохранения прежнего количества численности работников и своевременной выплаты им зарплаты.
Но надо отдавать себе отчёт, что такие действия – лишь амортизационная подушка, но не принципиальное решение проблемы. Если какой-то бизнес был плотно завязан на импорт, вероятность, что он перестроится в условиях, когда такого импорта просто нет, крайне низка. Тогда как сама по себе ситуация открывает большие возможности для создания новых рабочих мест. Нам ведь придётся реально заняться импортозамещением. То, что нужно для жизни нашей экономики, нужно будет производить собственными силами. А значит, потребуется запуск многих производств. Людей же надо будет переучивать (многим придётся менять профессию) – это подзадача, но крайне важная, требующая особого внимания государства.
Задача вторая – сдерживание роста цен. Природа проблемы: импортная продукция единомоментно не исчезнет. В стране находится значительное количество уже завезённых единиц как готовой продукции, так и различных запчастей и комплектующих. Но, в отсутствии постоянного подвоза, она неизбежно перейдёт в разряд дефицита, а значит, цены на неё будут расти. А поскольку до сих пор реального импортозамещения у нас не было, то импорт встроен и в отечественное производство, поэтому будет расти стоимость и отечественной продукции.
Решение проблемы – полностью избежать роста цен не получится. Но обязательно надо не допустить возникновения гиперинфляции. В первую очередь будет использован инструмент точечного контроля цен. То есть цены на определённые товары будут ограничиваться государством. Ещё один вариант – государство может компенсировать производителю часть издержек (при условии сохранения цены на продукцию).
Подобные меры хороши, когда ценовой всплеск обусловлен действиями спекулянтов или локальной причиной (стихийным бедствием, погодными условиями и т.п.). В настоящих обстоятельствах, когда разгон цен будет происходить повсеместно и во всех товарных группах, эти меры дадут лишь незначительный и очень кратковременный эффект. Необходимо, чтобы минимальная цена стала одной из важнейших (и чуть ли не главной) целью производственного процесса. В мире частного бизнеса такое целеполагание невозможно. А это значит, что необходимо расширение государственного сектора экономики.
Например, если создаваемые новые предприятия будут государственными, то сразу же решится две проблемы – и жёсткий контроль за отпускными ценами, и эффективное планирование производственного процесса, поскольку целью будет не получение прибыли, а создание того, чего действительно недостаёт отечественной экономике.
Задача третья – помощь населению. Природа проблемы: поскольку нет такого сценария, где можно было бы обойтись без роста цен и закрытия ряда предприятий, практически весь народ почувствует серьёзное ухудшение качества жизни. В некоторых случаях без особой государственной поддержки людям будет крайне тяжело просто сводить концы с концами. Поэтому они вправе рассчитывать на помощь государства.
Решение проблемы: помощь должна идти непосредственно людям. Считается важным поддерживать крупный бизнес; мол, крупный бизнес – это системообразующие предприятия. Но цели крупного бизнеса – латание финансовых дыр и генерация прибыли. Для бизнеса недопустима ситуация, когда убытки накапливаются, а персонал получает деньги в прежнем или даже большем объёме (людям же надо будет получать больше, поскольку цены растут). Поэтому на социальную ответственность частного бизнеса полагаться не приходится, таковой просто нет.
Следовательно, государство должно тратить больше денег на поддержку людей, чем поддержку предприятий.
Задача четвертая – перестройка системы экономического управления. Природа проблемы: современное управление выстроено как управление финансами. Успешность действий у нас оценивается в стоимостных показателях – сколько денег потрачено, сколько инвестировано, сколько прибыли получено. Но деньги не описывают ни качество производственных цепочек, ни получение конкретной продукции. Деньги дают хорошую возможность для оценки эффективности, когда есть выбор – производить самим или купить на стороне. Но если купить на стороне нельзя, то выделение денег, их расходование и даже возврат с прибылью не гарантируют результат в натуральных показателях – в единицах техники или количестве продуктов.
Решение проблемы – планирование должно быть жёстко переведено на натуральные показатели. Это тем более необходимо, поскольку одновременно стоит задача минимизации отпускных цен. Понятно, что этого проще добиться в государственном секторе. Поэтому следует ожидать старта активной национализации предприятий (в том числе в сфере производства продовольствия). Альтернативой может быть работа через расширение сферы госзаказа. Государство должно взять на себя функцию основного канала распределения, ставя предприятиям план и покупая у них продукцию, имеющую стратегическое значение, и продавая её населению или другим предприятиям (если это – средства производства или комплектующие). Вне системы госзакупок должны оставаться только те предприятия, что занимаются производством товаров, без которых в принципе можно обойтись. Но такие предприятия не должны и получать помощь от государства ни в каком виде.
Конечно, подобная экономическая программа создаёт дополнительные условия для коррупции. С коррупционерами предстоит нещадно бороться. Но угроза коррупции крайне незначительна на фоне того, что если мы не будем двигаться в данном направлении, мы можем потерять саму экономику, превратясь в полунищий сырьевой придаток Китая. А следом за экономическим ослаблением может последовать и крах государственности.
Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
1.