Военная операция по демилитаризации и денацификации Украины, начатая 24 февраля, породила серьёзный кризис в Украинской Православной Церкви Московского патриархата. На фоне гибели людей, страданий, информационной истерии, подогреваемой киевским режимом, вновь начали звучать призывы к отделению от Русской Православной Церкви, требования автокефалии УПЦ.
Закопёрщиком автокефалистских настроений стала Сумская епархия, глава которой митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий (Гутченко) давно известен как сторонник украинской автокефалии. Когда шла подготовка к провозглашению ПЦУ, он намеревался уйти в раскольническую структуру. Тогда его уговорили не совершать такого опрометчивого шага.
И вот теперь в Сумской епархии правящий архиерей первым благословил духовенство прекратить поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за богослужением. Он даже сообщил, что Патриарха Кирилла, мол, уже давно многие священники его епархии не поминают. Святейший Патриарх уже направил митрополиту Евлогию письмо, в котором справедливо расценил его действия как раскол.
Однако к 3 марта стало известно, как сообщает сайт Союза православных журналистов, что правящие архиереи уже 15 епархий УПЦ МП благословили своих клириков прекратить поминовение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за богослужением. Известно о решении: Тернопольской, Черновицко-Буковинской, Каменец-Подольской, Винницкой, Хмельницкой, Белоцерковецкой, Волынской, Владимир-Волынской, Мукачевской, Ровенской, Вознесенской, Житомирской, Ивано-Франковской, Львовской и Сумской епархий. Иерархи объясняют, что это необходимо для сохранения спокойствия и единства верующих в условиях военного конфликта.
Возможно, в условиях военной истерии в украинском обществе эта мера и нужна, чтобы не вызвать раскола в самой УПЦ МП, умирить страсти. Однако звучат уже требования более радикальные – объявить об автокефалии Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Об этом РНЛ уже писала.
Но, слава Богу, украинская автокефалия сегодня невозможна! Мы должны за это благодарить Бога. И в очередной раз возрадоваться и изумиться, как всё премудро устрояет Промысл Божий в России и с Россией.
Совсем недавно мы активно боролись против проекта «Православная церковь Украины», который организовали Константинопольский патриарх Варфоломей, бывший украинский президент Порошенко и называющий себя «митрополитом Киевским и всея Украины» Епифаний Думенко, не имеющий даже законного иерейского рукоположения. Мы справедливо критиковали «лукавых греков» из Константинопольского и Александрийского Патриархатов, Элладской и Кипрской Церквей, которые признали каноничность украинских раскольников.
А теперь выясняется, что «лукавый грек» Варфоломей нам-то и помог! Он создал и легитимировал раскольническую структуру ПЦУ, которая заняла место украинской автокефалии. Получается, что тем самым Варфоломей, Епифаний и Порошенко отвели угрозу реальной украинской автокефалии и раскола Русской Церкви! Провозглашение автокефалии канонической структурой – автономной Церковью внутри Русской Православной Церкви – Украинской Православной Церковью Московского Патриархата – теперь невозможно. А против требования автокефалии такой церковной структурой Москве было бы нечего возразить.
Многие писали, что проект ПЦУ – это спецоперация ЦРУ. Теперь впору думать, что, на самом деле, это была спецоперация ФСБ…
А если серьёзно, то теперь не получится никакой автокефалии УПЦ МП, поскольку тогда либо на Украине будет две автокефальные церкви, что неприемлемо ни с какой точки зрения. Да и вторую автокефальную церковь на Украине в лице УПЦ никто в мире не признает.
Либо священноначалию и клирикам УПЦ придётся забыть все свои справедливые аргументы и доводы против раскольнической ПЦУ, согласиться признать их законность и пойти на поклон к анафеме Филарету Денисенко и мирянину Сергею Думенко. Но в Украинской Православной Церкви – люди верующие, и на признание каноничности раскольников уж точно не пойдут. Ну, может быть, за редким исключением. Сколь бы не была велика их нынешняя неприязнь к России, нелюбовь к Путину и обида на Патриарха Кирилла.
Политизация церковных вопросов, которая стала следствием военных событий, всё-таки не приведёт к расколу Русской Церкви.
И в этом нельзя не видеть действие Промысла Божия, обращающего к благу, казалось бы, опасные и вредные явления в истории, каковым является создание ПЦУ.
Впрочем, если присмотреться к нашей истории, таких случаев, когда зло обращается к добру, мы найдём очень много.
Остаётся только воскликнуть: слава России! Слава Господу нашему Иисусу Христу!
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор портала «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания»