Озвученная Россией цель спецоперации на Украине как освобождение от нацистов сама по себе не реализуется вне контекста укронацизма. Так же, как освобождение в 1945 г. Германии от нацизма не означало его исчезновения с ликвидацией Гитлера, СС, спецслужб рейха и структур НСДАП. Справедливо заметить, что народ, подчинившийся нацизму, в той или иной мере становится его явным или неявным носителем. Что подтверждается присутствием войск США в Германии. Многие десятилетия её будут опасаться освободить от внешнего военного контроля.
Очевидно, что и на Украине нейтрализация всех нацистов будет затруднительна. Хотя бы потому, что нет конкретной государственной нацисткой системы. На Украине фактическое двоевластие гражданских и нацистских структур, которые во многом переплетены между собой отношениями и организационно.
Современные технологии позволяют вести личное досье на каждого укронациста. Но как правовая основа такое досье не вписывается в современный уголовный процесс и вряд ли может стать исчерпывающей основой для судебных приговоров.
Все преступления нацистов против русского населения, как мы видим, совершаются преимущественно дистанционно, с применением оружия широкого спектра и большой дальности. Кто и как, в какой момент это оружие использовал, доказать не просто. Даже командование частей сложно привлечь во всех случаях, так как нацисты есть в личном составе всех подразделений, и они практически неподконтрольны командирам. Эта ситуация в чем-то схожа с эпохой солдатских комитетов в российской армии периода ее распада в 1917 г.
С учетом украинской ментальности целесообразно было бы расслоить ряды ВСУ предложением вознаграждения за выдачу нацистов ходе капитуляции или представление доказательств их преступлений.
Проблематика гражданских войн в том, что степень ожесточение людей равна длительности вооруженного противостояния. Кроме того, на участников гражданских войн всегда влияют третьи силы. Так было в России в войне 1918-1922 гг. Тогда на русских активно влияли узурпировавшие власть партийные вожаки из национальных меньшинств. Нечто подобное мы наблюдаем сейчас на Украине.
Если сравнить то, что происходит сегодня с гражданской войной в России периода чеченских компаний 90-х годов, то также нельзя не заметить некоторое сходство. И тогда ожесточение сторон подогревалось представителями иных народов, влиявших как на чеченцев, так и на русских. С президентством В.В. Путина влияние сторонних сил и наций на русских прекратилось, что придало урегулированию конфликта прогрессирующую осмысленность.
Есть основания считать, что гражданская война столетней давности в силу беспредельности ее изначального ожесточения не завершилась и по сей день. Когда говорят и пишут, что сегодняшний военный конфликт есть продолжение трагедии распада СССР 1991 г. или результат госпереворота на Украине 2014 г., то скорее лукавят или просто не помнят первопричин. Происходящее начато в 1917 г. и продолжается по сей день.
Когда Президент РФ в своем обстоятельном обращении к народу 22.02.2022 говорил о непонятных мотивах щедрости правительства СССР, наделявшего русскими землями и населением, искусственно созданную Украинскую республику, я уверен, что Президент прекрасно понимал мотивы такой щедрости. Просто их освещение усугубило бы и без того в напряжённую ситуацию.
А мотивы, на мой взгляд, очевидны. Практически вся большевистская рать произошла с территории современной Украины. Эта территория происхождения определивших историю 20-го века бузотеров, разрушителей, анархистов и сформировала современную Украину. Щедрые территориальные подарки властей СССР Украинской Советской Социалистической Республике были мотивированы оплатой вклада, который внесли выходцы из неё в распад Российской Империи, свержении русской власти Императора, а впоследствии и Учредительного собрания. Той же оплатой, следует полагать, было мотивировано и фактическое внешнее управление Россией сначала инородцами с Малороссии, потом с Кавказа, а начиная с Хрущёва, вновь украинцами, вплоть до 1991 г.
Уже сказано, что ожесточение чеченской компании 90-х и нулевых никогда не зашкаливало до состояния, исключающего примирение.
И мир вернулся, взаимопонимание народов восстановлено.
То же следует ожидать и на Украине. Как и в случае с Кавказом, здесь те же проектанты противостояния и те же методы стравливания людей. Но в отличие от Украины со стороны России отсутствует стороннее ожесточающее влияние. Потому методы овладения ситуацией со стороны России, как и на Кавказе, вполне имперские, основанные на политическом опыте русского управления страной. И результаты ожидаются схожие.
Опыт недавних чеченских войн проявил отличие армий разных периодов истории страны в ведении гражданской войны. Сегодня войска нацелены не на уничтожение противника, а на его принуждение к миру. В то время как идеология Красной армии периода гражданской войны была, по организационному отцовству, чисто троцкистской, несла отпечаток непримиримости и жажды тотального уничтожения противника. То же влияние, что сегодня видно в украинском нацизме.
Нацизм по своей природе есть придуманная ненависть. Это инфернальное, болезненное состояние, как бесконечное зло, присутствует сегодня в украинской военщине и политике. Этим психическим расстройством, носители которого оседлали политическую власть, заражена и часть украинского общества.
Столкновение людей с нацизмом трагично не только в силу бесчеловечности этого явления. Но и по причине нередкого при утрате духовной бдительности первоначального обаяния этого зла.
Опыт борьбы с нацизмом стран антигитлеровской коалиции свидетельствует, что раздел заболевшей страны и народа на отдельные части является условием искоренения нацисткой власти.
На какие части может и должна быть разделена Украина, решать, конечно, не самой Украине, которая уже такого нарешала, что у всего мира голова болит.
Решать придется России, а лучше, если это будут страны СНГ, частью которого Украина формально является.
И решение это видится в интеллектуальном встраивании демилитаризации и денацификация Украины в общий процесс декоммунизации.
Ликвидация коммунистического проекта в экономике и политике СССР обусловила политический распад страны и передел госсобственности.
Но эти действия не нашли до сей поры исчерпывающей юридической оценки по той причине, что пока что не дана исчерпывающая оценка процессу создания СССР.
Полагаю, что не будь проблемы СССР, коммунистический проект у нас, как и в Китае, вполне мог бы приобрести цивилизованный характер реальной трансформации политического устройства и экономики. Но таким трансформациям нужна внятная государственная основа, которой в СССР не было, и быть не могло. И в этом ещё одна тайна создания Советского Союза. Тайна сознательного минирования государства, через форму его устройства, которая со временем неизбежно стала препятствием для развития страны и причиной её распада.
В этом году исполняется сто лет созданию СССР. Символично, что именно в год столетия этого события происходит переформатирование частей распавшейся советской империи. Должно идти и переосмысление решений диктатуры от 1922 г. в части формы госустройства. Россия вполне может вернуться к оценке этих событий с современных позиций. Тем более, что до сей поры не решены вопросы прав русских в большинстве стран СНГ. И очевидно, что России придётся защищать их на всем пространстве бывшей Российской Империи. А это череда войн, это общая нестабильность мирового сообщества. Потому вопрос переоценки истории важен как никогда и может быть инициирован на волне происходящей уже военной отмены раздела России от 1922 г.
Это крайне важно и потому, что нам необходимо предложить миру внятную формулу причин и следствий своих вынужденных действий по защите русских. Объяснить передел пространств бывшего СССР. Мир должен понимать, что невозможно переселить, уничтожить или изгнать десятки миллионов русских. Что русские будут объединяться. И что этому следует придать цивилизованную форму. Иначе русские, в целях своей самозащиты, будут объединяться военным путём. Как это происходит сегодня.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист
1.