Библиофилы в наше время превращаются в маргиналов, а количество книжных магазинов падает со скоростью сходящих лавин, и по-прежнему в них множатся стеллажи с опусами по «психологии», так же в несколько раз меньше полок, к примеру, с книгами по истории российской, поэтических сборников.
Внутренне опустошение переживают наши библиотеки. Внешнее в них всё гламурно и напоказ: дорогие шторы на окнах, кресла, компьютерные залы, выставочные стенды, цветочные композиции – нет, это очень даже приятно: комфортно сидеть не в душных залах за комодными столами с подслеповатыми лампами. Только бы при этом остановился внутренний процесс, скользящий тихой сапой – сокращаются фонды, те, которые читатель не видит, но знает о них, благодаря каталогам. Кто-то решил, что собрания сочинений уже не нужны, и всё чаще на запросы таких книг приходят отказы. Возразят: да что, мол, всё оцифровывается, читайте на сайтах. Так-то оно так, но кто нас спросил? Думается, не местные городские отделы культуры распорядились закрыть малые и средние книжные магазины, обескровить библиотеки. Они, скорее всего, исполняют поручения соответствующих министерских ведомств. Так же, как в ещё действующих книжных, процветают психологические «поляны» не по воле директоров этих магазинов. Налицо тенденция удушения традиционной книжной культуры в общественной жизни. Похоже, не из соображений выгоды это делается: слишком мал навар для барыг, тут задача поосновательнее.
Однако парадоксальным образом не уменьшается количество красных фонарей - кирпичей - книг А.Курпатова, и в 2021-2022 годах они так же «сияют» на самых видных местах стеллажных кварталов. В прошлых материалах, касавшихся курпатовщины («Дьявол-психолог, Господь – сердцевед», «Запах серы от СБЕРа»), отмечали назойливые призывы названного автора посещать тренинги, изучать психологические трактаты – якобы для того, чтобы сделать адептов счастливыми и душевно здоровыми.
Несмотря на то, что сам Курпатов явно устал от повторения одного и того же (это легко считывается с его лица во время видеолекций), не умаляется его настырность. Теперь генеральная тема опусов посвящена выгодному и невыгодному: что считать таковым и как инвестировать в отношения с людьми (?!), чтобы не продешевить, ведь жизнь наша, по его мнению, «стартовый капитал».
«Пользуйтесь предоставленными жизнью возможностями как безразменным кредитом, как тотальной инвестицией!» (кн. «Главный вопрос жизни»)
Жизнь для К. – стартовый капитал: «Инвестируя в себя и других и в дела, вы начинаете содействовать своей судьбе, что выгодно» (там же, с.63)
С.98: «то, чем мы пользуемся сейчас, …всегда уже устаревшее, уже неконкурентноспособное»….т.е. люди должны себе всё время что-то выторговывать.
С. 101 «вы должны мечтать о том, что возможно» (Спрашивается: а зачем о таком мечтать-то? Это называется по-другому: «прикидывать, вычислять»)
С. 104 «советующий оказывает человеку дурную услугу…потому что он разделяет с ним ответственность за то, что тот будет делать» (молчалины и чичиковы с удовольствием кивнут и ножкой шаркнут)
С. 112 «Знания и навыки – это самый ликвидный капитал»;
С. 114 «Цена информации выше любых капиталов»
Целых 4 страницы о том, как препираться с официантом (ну для выгоды, конечно). Судя по всему, следует ожидать в дальнейшем советов, как не давать чаевые банщику или курьеру.
С. 130 все у него потребители (не творцы и художники, а потребители – с одной стороны, лавочники – с другой).
С. 148 «не продавайте свои ценности, сбывайте нужды» - то есть сбрасывайте на других свои проблемы
С.152 «чем лучше вы знаете себе цену, тем вам легче принимать решения»- цитируется некий Майк Вэн.
Вообще на каждой странице Курпатов приводит цитаты Л.Н.Толстого, А.Франса, К.Гамсуна, Ф. Стендаля, Б.Шоу, Ш.Монтеня, Ф.М.Достоевского, В. Шекспира и других классиков . Приём нельзя назвать тонким: в сознании читателя таким манером создаётся впечатление о включённости «трудов» автора в пространство мировой культуры.
«Мы не знаем, кто для нас авторитет, на кого надо равняться и кем гордиться (?!), мы не понимаем, что хорошо и что плохо, и как одно с другим сочетается.» («Главный вопрос жизни» с.269)
То есть, Курпатов, похоже, предлагает себя в качестве авторитета? Ну, об этом читатель должен догадаться. Чаще же идут ссылки на экономистов и иже с ними. Не обходится и без плевка в наш народ:
«Настоящая жизнь» (бестселлер; тираж 15 тыс): «Мы отличаемся от представителей западной цивилизации отсутствием «privacy». Автор считает, что у нас даже слова такого нет. (приватность, неприкосновенность частной жизни) Мы прям якобы лезем друг другу в душу, советы даём, а у них – суверенность каждого человека – такого, какой он есть. Об этом подробнее у него в «Психологии эгоиста». Да, это наша национальная черта – отзывчивость, нерасчётливость. Психологам из курятников курпатовых, таких ведь по всему миру развелось, как в мегаинкубаторах, необходимо нивелировать именно национальное и самобытное.
С.45: «Умейте владеть собой в трудных ситуациях» (Ха! – оригинальный тонкий совет от «профи») С.45: «относитесь к работе, как к флирту, а к флирту, как к работе» К чему приложить этот психологический перл?!
Итак, глава лаборатории нейронаук в «государстве»-Экосистеме Грефа, великий психолог Курпатов, по существу, примитивно и вульгарно выдает стандартные торговые лозунги барыг за нечто новое, не очень-то и стараясь «упаковать» их в привлекательные фантики.
Или вот такие «великие» мысли можно найти в груде красных кирпичей: «Сотрудничество эффективней конкуренции». Почему-то вспоминается созвучное и столь же «великое»: «Экономика должна быть экономной». Я не экономист, но думаю, что не в последнюю очередь, благодаря здоровой конкуренции в человеческом обществе: и в культуре, и в науке, и на производстве - совершались прорывы, обретались открытия и создавались произведения искусства. Повторимся, тиражи огромные, реклама хорошо проплачена.
Ну, а что же мы? Принимается ли большинством читающих такое чтиво, между прочим, нацеленное на смену ценностей нации? Ведь говорено-переговорено, уж лет 50 твердим - «…всё на продажу понеслось и что продать, увы, нашлось». Увы, молодёжь с упоением участвует в торгашеско-рекламных манёврах и манипуляциях. К примеру, телесейзлы и супер-вайзеры, маркетологи , мерчендайзеры, сэйлз-менеджеры, экаунт-менеджеры, брэнд-менеджеры чем занимаются? Извините, впаривают нам ненужные вещи по завышенным ценам или подталкивают к этому. И это вовсе не то, что О.Шпенглер называл «принуждением с стороны вещей», это проще и грубее. Однако и более зрелые люди массово ведутся на заманухи со скидками, акциями, кэшбеками, тратя на это драгоценнейшее время своей жизни.
Мне говорил один мужчина,
что:
– Всё имеет свою цену,
и что всему одна причина –
наличие товарообмену.
Всё в этом мире стоит денег -
а жизнь, сплошные лотереи…
А я стоял,
смотря на череп,
в анатомическом музее…
И пустота в его глазницах
мне говорила по секрету:
что вот и он обогатился -
продав себя за свою цену.
Сегодняшние родители в большинстве своём не дают себе труда додумать, а к чему ведёт нынешняя система образования, не говоря о той, что нас вскоре ожидает. Им удобнее слиться с этой системой, став грамотными потребителями, а детей пристроить на тёплые места. Аттестат и диплом для них эквивалент образования, но не знания, не навыки. Эти бумажки им просто надо иметь. Большинство из них, увы, готовы обманываться.
Нынче вот ещё создается постепенно наш цифровой аватар; обывателя, и не только его, пугает накатывающая «угроза» цифровизации и дюдюка – искусственный интеллект. А чего нам его бояться-то? Он давно нас подготовил к своему пришествию. Если двести лет назад гламурные дворянские девушки писали друг другу в альбомы стихи, а в Царскосельском Лицее их сочиняли, и это было задание для всех, а не только для Александра Сергеевича; если 70-60 лет назад люди ещё спорили о смысле жизни в беседах, стихах и бардовских песнях; передавали друг другу зачитанные толстые журналы и «самиздаты»; то сейчас даже ученики начальных классов почему-то должны разбираться в том, сколько стоят доллар и евро по отношению к рублю и почему. Потоки таких «знаний» иссушают душу народа и постепенно лишают его пассионарности. Таким калькуляторным людям не хочется ни петь, ни дурачиться, ни рисовать, ни выслушивать ребёнка и старика, ни «ездить за туманами» – просто так. А
Вот и монашество как вершина нестяжания презираема в массовой культуре, хотя именно монастыри и их насельники спасают мир и тех, кто их презирает…
Молодёжь покупает недешёвые кирпичные книги Курпатова и читает их, а ведь именно он нагло заявляет, что «Иисус Христос - это тот, кто просто расхаживал по Галилее».(!!!) А как же - ведь все эти маркетологи, мер…пер…ологи сделали его опусы «хитами» и «бестселлерами», и именно такие оценки нам понятны, они приняты обществом, повторяющим эти слова и верящим этим мер…пер…ологам. А тем временем из курпатовых лепят идеологов нового мира.
Однако всё просто: по большому счёту, цифровизация идет через, извините, «баблизацию» в НАШИХ головах и душах. Этот ньюматериализм хорошо лёг на почву атеистического «мировоззрения» «старого» материализма. И если на психологических тренингах коучи скрывают истинные цели за видимостью интеллектуальности для тех, кто рты пораскрывал, то ныне грифы Грефа и сподвижники Курпатова откровенно продвигают «ценности» лавочников, озабоченных только эгоистической корыстью. Из них и будут формировать армии управляемых посредственностей. Впрочем, циничные слова Грефа об этом известны уже всему миру. В его экосистеме, конечно, очень «заботятся» о детях и школах, продолжая пропихивать программу «Школа 20-35», но мы должны осознавать, что «Цифровая школа будет фабрикой выращивания слабоумных детей, не способных думать творчески, а только прагматически и с узко поставленными целями». Справедливо подчеркнул проф. В.Ю. Катасонов: «Под маркой «экономического образования» наши власти организовали в университетах и других вузах конвейер, на котором каждый год калечится по миллиону молодых душ, происходит «перезагрузка сознания». На выходе такого «производства» мы получаем биороботов, работающих по западным программам, а не думающих и творческих личностей. Без необходимого «программного обеспечения» такой биоробот превращается в хлам, место которому на помойке – подобно тому, как компьютер без необходимых программ являет собой совершенно ненужную вещь».
Происходит ли уже смена кода нации? Мечтательность, созерцательность, смиренность, жертвенность уступили уже место расчётливости, сухости и эгоизму? И если после «Записок охотника» («Певцы»), душа жаждет русской песни, а после игры гения нашего времени, балалаечника Алексея Архиповского, залы просто утопают в слезах, то типографские изделия курпатовых реально иссушают сердца. (Кстати, Алексей Архиповский – даже не заслуженный артист, в то время как, например, охальник артемий Лебедев в 2020 году получил орден «за заслуги перед Отечеством» за что-то(?) и потом неоднократно хулил Христову Церковь и мощи святых (см. материал М.Мономеновой на РНЛ «Съели?»).
Есть такой штрих: наш народ, и не только пассионарии, всегда любил петь, особенно в компаниях. Да только вот явно большинству сегодня петь почему-то не хочется, традиция умирает, иссушаются русла песенных русских рек. Нынче всё больше по одному щеголяют на типовых конкурсах, скопированных с западных – это сколько угодно. В общем, петь не тянет... Уроки пения в школах чем стали? Грустно описывать. Но про доллар всем надо знать почему-то. Где же можно в наше время услышать «Степь да степь кругом», «По диким степям Забайкалья», «Раскинулось море широко», «Эх, полным-полна моя коробочка!» да так, чтобы народ пел, а не артисты?..
Однако негоже православным отчаиваться. Курпатовых - легионы. Лишь бы мы сами не гонялись за акциями и кэшбеками, «вложениями» и скидками, бонусами и процентами, не грезили о них, - тогда и Песня вспомнится и споётся. Она ждёт нас.
Наталья Владимировна Варламова, педагог, филолог, публицист
3. ответ на 2.2
2. 2
Павел Третьяков тоже был купцом , лавочником. А строители " Светлого будущего" миллионы людей отправили в концлагеря ГУЛАГа. С лавочниками всетаки жить безопаснее.
1.