Мифы о Пушкине

К 185-летию бессмертия поэта

Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР 
0
1905
Время на чтение 9 минут
Фото: Из интернет-источников

В этом году исполняется 185 лет со дня ухода в вечность великого русского поэта и гения А.С. Пушкина (1799-1837). К сожалению, имя Пушкина сегодня окружено совокупностью мифологем и представлений. Так, советский атеизм пытался вписать Пушкина в свою идеологию научного атеизма; светские люди часто пытаются сделать из него закоренелого грешника и ловеласа; в современных же церковных кругах из Пушкина пытаются вылепить чуть ли не христианского богослова, отражающего христианские догматы. Попробуем в этих представлениях разобраться.

Миф первый. Великий атеист. Пытаясь вылепить из Пушкина великого атеиста, советская идеология заостряла свое внимание на революционных настроениях поэта в молодые годы и его конфликте с Александром I, а также на общественно-политической поддержке поэтом уже при Николае I декабрьского восстания 1825 года. К слову сказать в 1817 г. была написана знаменитая пушкинская либеральная ода «Вольность», за которую поэт действительно был сослан на юг России в Бессарабию. В ней есть такие строки:

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды.

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Пушкинисты считают это стихотворение квинтэссенцией революционных настроений поэта. И это действительно так. Но, на наш взгляд, поэт критикует здесь больше не действующую государственную власть в Российской Империи, а власть имущих вообще, которые, пользуясь своим служебным положением, творят беззаконие.

Кроме того, Пушкин пишет это стихотворение в восемнадцатилетнем возрасте. Он молод, полон сил, энергии и юношеского максимализма. Ему хочется изменить весь окружающий мир к лучшему. А какой самый действенный способ сделать это? Конечно же, пойти путем революционных преобразований. И это естественно для молодого человека. Ему ведь никто до этого не объяснял, что для изменения мира вокруг необходимо начинать с самого себя, а не с других.

И нужно сказать, что благодаря ходатайству историка Н.М. Карамзина перед Его Императорским Величеством поэт получил очень мягкое наказание. В другую эпоху за такие строки Пушкина могли бы просто расстрелять без суда и следствия.

Так почему же научный атеизм выбрал именно это стихотворение? Советской идеологии нужно было всеми силами оправдать свое существование за счет критики сверженной царской власти. Партийные работники выбрали и вырвали из контекста выгодные и необходимые для себя строки из собрания сочинений поэта, пойдя, таким образом, по сектантскому пути.

А ведь революционные настроения были характерны только для раннего Пушкина. После 1830 года его творчество шло уже совсем в другом направлении. Более того, общеизвестный факт, что после смерти поэта сам Государь Император Николай Александрович лично взял на себя обязательства по выплате долгов и обеспечению семьи Пушкиных. Это указывает на окончательное примирение поэта с действующей властью.

Миф второй. Великий грешник и ловелас. Миф о Пушкине как о великом грешнике и ловеласе активно продвигается в современных средствах массовой информации и русофобских кругах. В первую очередь упор делается на кощунственной эротической поэме «Гавриилиада», в центре сюжета которой стоят любовные отношения архангела Гавриила и Девы Марии. Ее текст полностью противоречит евангельскому повествованию и основан на кощунственном вольнодумстве.

Между тем, к факту появления данной поэмы есть вопросы. Во-первых, ее авторская принадлежность перу Пушкина до сих пор вызывает вопросы. Сам Пушкин писал своему другу и поэту П.А. Вяземскому от 1 сентября 1828 года следующие строки: «Мне навязалась [новая п<... >] на шею преглупая шутка. До прав.<ительства> дошла наконец Гавриилиада; приписывают ее мне; донесли на меня, и я вероятно отвечу за чужие проказы, если кн. Дм.<итрий> Горчаков не явится с того света отстаивать права на свою собственность. Это да будет между нами». Из этого текста следует, что сам поэт не признавал приписываемое ему в либеральных кругах авторство «Гавриилиады». Те же сомнения одолевают и знаменитого пушкиниста В.С. Непомнящего, который до конца своих дней не верил в то, что Пушкин написал «Гаврилииаду».

Во-вторых, несмотря на то, что поэма была написана в 1820-е годы, в открытой печати она вышла только в 1918 году, что уже о многом говорит: текст поэмы активно пропагандировался в том числе и для оправдания советской атеистической идеологии в укор сверженному царскому режиму в результате Октябрьской революции 1917 года.

Если же все-таки предположить, что автором данной поэмы является именно Пушкин, то это опять же не будет удивительным для нас, поскольку для творчества раннего поэта характерны богоборческие настроения. Ну, а у кого их не было в молодости? Апостол Павел, прежде чем стать ярым проповедником, сперва был ярым гонителем христиан. Пушкин тоже имел горячее сердце, которое до 1830 года иногда поворачивалось в чуждую от народа сторону.

Миф о Пушкине как о ловеласе подкрепляется современными фейками о том, что поэт во время учебы в Царскосельском лицее вел разгульный образ жизни и активно блудил. Стремление поэта к этому разгульному образу жизни уже в браке с Н.Н. Гончаровой показано также в фильме «Пушкин. Последняя дуэль». Понятно, что актер Сергей Безруков по замыслу режиссера Натальи Бондарчук хотел показать образ Пушкина не только как великого поэта, но и как простого человека. Но, на наш взгляд, успехом это не увенчалось, ибо образ оказался кощунственным, о чем можно сказать, взглянув только на обложку этого фильма.

Миф третий. Пушкин как христианский богослов. С распадом СССР исследователи Пушкина создали еще одно мифическое представление о великом русском поэте как о христианском богослове.

Конечно, в пушкинской поэзии очень много духовных образов, подпитанных всевозможными аллюзиями и реминисценциями на Священное Писание, текст которого поэт как потомственный дворянин хорошо знал благодаря своему фундаментальному образованию в дореволюционной России. Чего только стоит его знаменитое стихотворение «Пророк», ставшее аллюзией на известное библейское повествование о пророке Исайи, язык которого был обожжен шестикрылым Серафимом. Отсюда пошло знаменитое пушкинское выражение «глаголом жечь сердца людей», широко разнесшееся в народе.

А каким глубоким и проникновенным является пушкинское стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», ставшее поэтическим переложением знаменитой молитвы прп.Ефрема Сирина:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Но при этом вписывать творчество Пушкина в некое догматическое богословие, чем часто любят заниматься современные православные исследователи, является, на наш взгляд, ошибочным. Эту тревогу также в свое время бил в том числе и В.С. Непомнящий: «Такое стремление “поднажать” на Пушкина, чтобы сделать его более “православным”, не редкость. Мы не всегда даем себе труд задуматься о том, что связи Пушкина с нашим исповеданием куда более глубоки, чем думают иные доброхоты, и именно в силу своей глубины менее очевидны, не выпирают, не лезут в глаза. Более того, среди части нашего духовенства и мирян распространено убеждение, что светская культура вообще-то может, да и должна бы уподобиться культуре церковной – тогда-то, мол, она и станет совсем “правильной”».

К слову сказать, сторонники богословской концепции пушкиноведения также приписывают поэту встречу с преподобным Серафимом Саровским в 1830 году. Дескать, Александр Сергеевич, возвращаясь из карантинного Болдино, заехал в Серафимовскую пустынь, поскольку в Москву поэта не пустили из-за эпидемии холеры. Конечно, Пушкина 29 ноября 1830 года действительно в Москву не пустили из-за холеры, и он вынужден был скитаться до 5 декабря. Но если встреча с преподобным Серафимом была, тогда по какой причине ни в письмах поэта, ни в его летописи жизни и творчества нет ни одной записи об этом событии? Ведь такая встреча с великим старцем не может оставаться просто никем не замеченной – ни родными, ни близкими поэта. Например, после встречи Ф.М. Достоевского с преподобным Амвросием Оптинским в Оптиной Пустыни А.Г. Достоевская, супруга писателя, пишет в своих воспоминаниях следующие строки: «Вернулся Федор Михайлович из Оптиной пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи Пустыни, где ему привелось пробыть двое суток. С тогдашним знаменитым "старцем", о. Амвросием, Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине, и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление».

У Пушкина же и в его окружении ничего подобного нет. А на нет, как говорится, и суда нет.

Так кто же он, наш Пушкин? Скажем банальную мысль, но именно ее приходится отстаивать в наш клиповый и торгашеский век. Пушкин – это великий русский гений, это «наше все». Гениальность Пушкина заключается в том, что он, имея творческий поэтический дар от Бога, сначала дошел до самого дна, окунувшись в мир богоборческих иллюзий и иллюзий внешних общественно-политических перемен, затем от этого дна оттолкнулся и встал на путь «народной веры и правды», как говорил Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи 1880 года. Суть этой «народной правды и веры» заключается в духовном воссоединении людей интеллектуального толка с народом и власть имущими. Достоевский считает, что все это Пушкин представил в образе русской женщины Татьяны Лариной, которая имеет главное женское качество – верность своему законному мужу.

Конечно, в текстах (в первую очередь поэтических) Пушкина очень много духовных образов, но они часто, как пишет В.С. Непомнящий, скрыты от постороннего глаза. Эти образы необходимо выявлять.

Вклад Пушкина в русскую культуру огромен. В советские атеистические годы издание Полного академического пушкинского собрания сочинений по личному распоряжению И.В. Сталина в 1937 году к 100-летней годовщине со дня кончины поэта фактически спасло русскую культуру от уничтожения. Активно стали воздвигаться памятники, именоваться улицы в честь поэта в крупных советских городах. В школах изучение пушкинского наследия стало обязательным элементом всеобщего образования. Все это указывает, что в советское время изучение творчества А.С. Пушкина стало чуть ли не государственной идеологией.

Таким образом, будучи воспитанным и сформированным на западноевропейской литературной традиции, творчество А.С. Пушкина способствовало созданию великой и неповторимой русской литературы, которая, к слову сказать, и в нынешнее время продолжает нравственно воспитывать, приобщать к прекрасному и воцерковлять огромное количество людей. И это особенно важно в наш потребительский век, когда язык беднеет, ум тупеет, и только пузо от ненасытной жизни растет.

Александр Церковный, публицист


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

58.

lДающий ссылки в никуда молчать не даст себе труда.
С. Югов / 14.02.2022, 20:59

57. Ответ на 56, Ладога:

https://clck.ru/YNjQ9 отсюда накопипастили? а про большевиков уже от себя добавили?
Сергей Швецов / 14.02.2022, 09:49

56. Ответ на 53, Сергей Швецов:


Модными во времена Шмелева они были среди дворян-дегенератов, а под конец совка гороскопами, хиромантией и прочей оккультятиной было увлечено чуть менее чем все выученное советской школой население.

Спиритизм начинался с великосветских салонов, но далее приобрел по-настоящему массовое распространение - духов вызывали все, от помещиков до крестьян.
Кстати, моде на спиритизм предшествовал мессмеровский магнетизм, который также имел популярность в великосветской среде, и одним из его защитников выступал Александр Пушкин.
А спиритизм, начавшись как забава для дворян, стал всеобщей истерией.
Спиритуалисты собирались на съездах, выпускали журналы с огромными тиражами.
И только после Октябрьской революции большевики прекратили эти заигрывания с оккультизмом.
Ладога / 14.02.2022, 08:30

55. Кому что доводилось.

Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по-уши до-сыта накупалась:
И из гостей домой
Пришла свинья-свиньей.
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»
Свинью спросил пастух:
«Ведь и́дет слух,
Что всё у богачей лишь бисер да жемчу́г;
А в доме, так одно богатее другого?»
Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.
Я не приметила богатства никакого:
Всё только лишь навоз, да сор;
А кажется, уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор».

Не дай Бог никого сравненьем мне обидеть !
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который, что́ ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?
С. Югов / 13.02.2022, 20:54

54. Ответ на 49, Советский недобиток:

В чьих-то головах, быть может, и превратились, а в чьих-то и при Шмелеве могли быть священнодействием.

Может/не может это ваши гадания. Мне доводилось и бывать, живать в монастырях, и в 90-е в т.ч. В Дивеево предание о том, что канавку прп.Серафима антихрист не перейдет, и что если по ней на коленях проползти и тысячу раз Богородицу прочесть, то все грехи простятся - слышал непосредственно от экскурсовода в мантии, а не от какого-то Васи Горкина. И землю с той канавки у меня на глазах в ладанки набивали. И источник, после купания в котором якобы последняя императрица наследника зачала, там вполне физически присутствует, а не может да, может нет. Что Вы мне расскажете, что вся эта чепуха при Победоносцеве расцвела?
Сергей Швецов / 13.02.2022, 19:40

53. Ответ на 50, Ладога:

Крещенские купания, как и прочие народные традиции, не мешают человеку прийти в храм

Пока остаются народной традицией, не превращаясь в религиозную практику.
спиритические сеансы, бывшие модными во времена Шмелева

Модными во времена Шмелева они были среди дворян-дегенератов, а под конец совка гороскопами, хиромантией и прочей оккультятиной было увлечено чуть менее чем все выученное советской школой население.
по поводу ускоренной дехристианизации Запада

Дехристианизация Запада началась в 18 в. и к середине 20 в. закончилась. И она даже рядом не лежала с той дехристианизацией, которую устроили большевики в России.
Сергей Швецов / 13.02.2022, 19:29

52. Ответ на 50, Ладога:

Иные для того и пишут. чтобы их опровергали. Но по болоту без крайней нужды лучше не ходить.
С. Югов / 13.02.2022, 18:56

51. Ответ на 41, Константин В.:

Ну понятно. Ваш соскок с темы Библии и Пушкина засчитан, не сомневайтесь.

Из-за дружного "одобрямса" подобных Вам партийных аллилуйщиков и распался СССР.


По-моему принижением личности Пушкна занимаются системно и сознательно.
Очень советую посмотреть, какую клевету, издевательство над образом поэта и его супруги пропагандирует среди молодёжи Министерство "просвещения". Считаю, что данное министерство совершило очередной выстрел Дантеса.
https://vk.com/minprosvet?z=video-165395895_456243445%2F7151534f388552652d%2Fpl_wall_-30558759
И что с этим делать?
Человек / 13.02.2022, 12:14

50. Ответ на 46, Сергей Швецов:


Дело в том, что крещенские купания, бывшие во времена Шмелева просто частью культуры, в наше время превратились в религиозную, сакральную практику. Вы действительно не понимаете, в чем разница, или притворяетесь?.

Ваш пафос высосан из пальца. Крещенские купания, как и прочие народные традиции, не мешают человеку прийти в храм, сохраняют в обществе дух христианской культуры.
И Слава Богу, что сохранились эти добрые традиции. А не, например, спиритические сеансы, бывшие модными во времена Шмелева. Что-то не слышно вашей патетики по этому поводу.
Так же как и по поводу ускоренной дехристианизации Запада, не имеющего советского задела.
Ладога / 13.02.2022, 08:31

49. Ответ на 46, Сергей Швецов:

Нет, конечно. Я даже в курсе, что и экзорцизм старше Советского Союза.
Дело в том, что крещенские купания, бывшие во времена Шмелева просто частью культуры, в наше время превратились в религиозную, сакральную практику. Вы действительно не понимаете, в чем разница, или притворяетесь?

В чьих-то головах, быть может, и превратились, а в чьих-то и при Шмелеве могли быть священнодействием. "Дурь" - услышанное как-то от священника в храме. Сегодня, как и тогда, такие же горкины, васи, солдаты, немцы... И всяк на свой лад.

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Церковный
Был ли Николай II слабым Царём?
К 105-летней годовщине убийства Царственных Страстотерпцев
19.07.2023
История геноцида русского народа
Часть 2. Геноцид русского народа в годы Гражданской войны 1918-1922 гг.
04.01.2023
История геноцида русского народа
Часть 1. Геноцид русских в годы Первой мировой войны: Талергоф и Терезин
26.12.2022
Об Отечественной войне 1812 года
Впервые за всю историю Отечества русский народ столкнулся с нашествием иноплеменников в лице всей объединённой Европы
10.12.2022
Зачем большевикам нужна была Гражданская война?
К 100-летию образования СССР
11.07.2022
Все статьи Александр Церковный
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Астафьев – русский писатель
Письмо Михаилу Тарковскому
26.12.2024
Война разбудила русский ум, русскую волю
Русская армия, воюющая в Донбассе, восстанавливает честь Сороковой армии, поруганной после афганского похода
26.12.2024
«Потом на руинах Киева и Львова будут спрашивать: "А нас за що?"»
Вместе с газовым транзитом закончилась для России легитимность украинского государства
26.12.2024
Великий архитектор «подземелья Алексей Душкин
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
26.12.2024
День памяти русского музыканта В.В.Андреева
Сегодня мы также вспоминаем языковеда Л.В.Щербу, летчика-штурмовика Л.И.Беду, поэта Д.И.Кленовского
26.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12