В этом году исполняется 185 лет со дня ухода в вечность великого русского поэта и гения А.С. Пушкина (1799-1837). К сожалению, имя Пушкина сегодня окружено совокупностью мифологем и представлений. Так, советский атеизм пытался вписать Пушкина в свою идеологию научного атеизма; светские люди часто пытаются сделать из него закоренелого грешника и ловеласа; в современных же церковных кругах из Пушкина пытаются вылепить чуть ли не христианского богослова, отражающего христианские догматы. Попробуем в этих представлениях разобраться.
Миф первый. Великий атеист. Пытаясь вылепить из Пушкина великого атеиста, советская идеология заостряла свое внимание на революционных настроениях поэта в молодые годы и его конфликте с Александром I, а также на общественно-политической поддержке поэтом уже при Николае I декабрьского восстания 1825 года. К слову сказать в 1817 г. была написана знаменитая пушкинская либеральная ода «Вольность», за которую поэт действительно был сослан на юг России в Бессарабию. В ней есть такие строки:
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды.
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Пушкинисты считают это стихотворение квинтэссенцией революционных настроений поэта. И это действительно так. Но, на наш взгляд, поэт критикует здесь больше не действующую государственную власть в Российской Империи, а власть имущих вообще, которые, пользуясь своим служебным положением, творят беззаконие.
Кроме того, Пушкин пишет это стихотворение в восемнадцатилетнем возрасте. Он молод, полон сил, энергии и юношеского максимализма. Ему хочется изменить весь окружающий мир к лучшему. А какой самый действенный способ сделать это? Конечно же, пойти путем революционных преобразований. И это естественно для молодого человека. Ему ведь никто до этого не объяснял, что для изменения мира вокруг необходимо начинать с самого себя, а не с других.
И нужно сказать, что благодаря ходатайству историка Н.М. Карамзина перед Его Императорским Величеством поэт получил очень мягкое наказание. В другую эпоху за такие строки Пушкина могли бы просто расстрелять без суда и следствия.
Так почему же научный атеизм выбрал именно это стихотворение? Советской идеологии нужно было всеми силами оправдать свое существование за счет критики сверженной царской власти. Партийные работники выбрали и вырвали из контекста выгодные и необходимые для себя строки из собрания сочинений поэта, пойдя, таким образом, по сектантскому пути.
А ведь революционные настроения были характерны только для раннего Пушкина. После 1830 года его творчество шло уже совсем в другом направлении. Более того, общеизвестный факт, что после смерти поэта сам Государь Император Николай Александрович лично взял на себя обязательства по выплате долгов и обеспечению семьи Пушкиных. Это указывает на окончательное примирение поэта с действующей властью.
Миф второй. Великий грешник и ловелас. Миф о Пушкине как о великом грешнике и ловеласе активно продвигается в современных средствах массовой информации и русофобских кругах. В первую очередь упор делается на кощунственной эротической поэме «Гавриилиада», в центре сюжета которой стоят любовные отношения архангела Гавриила и Девы Марии. Ее текст полностью противоречит евангельскому повествованию и основан на кощунственном вольнодумстве.
Между тем, к факту появления данной поэмы есть вопросы. Во-первых, ее авторская принадлежность перу Пушкина до сих пор вызывает вопросы. Сам Пушкин писал своему другу и поэту П.А. Вяземскому от 1 сентября 1828 года следующие строки: «Мне навязалась [новая п<... >] на шею преглупая шутка. До прав.<ительства> дошла наконец Гавриилиада; приписывают ее мне; донесли на меня, и я вероятно отвечу за чужие проказы, если кн. Дм.<итрий> Горчаков не явится с того света отстаивать права на свою собственность. Это да будет между нами». Из этого текста следует, что сам поэт не признавал приписываемое ему в либеральных кругах авторство «Гавриилиады». Те же сомнения одолевают и знаменитого пушкиниста В.С. Непомнящего, который до конца своих дней не верил в то, что Пушкин написал «Гаврилииаду».
Во-вторых, несмотря на то, что поэма была написана в 1820-е годы, в открытой печати она вышла только в 1918 году, что уже о многом говорит: текст поэмы активно пропагандировался в том числе и для оправдания советской атеистической идеологии в укор сверженному царскому режиму в результате Октябрьской революции 1917 года.
Если же все-таки предположить, что автором данной поэмы является именно Пушкин, то это опять же не будет удивительным для нас, поскольку для творчества раннего поэта характерны богоборческие настроения. Ну, а у кого их не было в молодости? Апостол Павел, прежде чем стать ярым проповедником, сперва был ярым гонителем христиан. Пушкин тоже имел горячее сердце, которое до 1830 года иногда поворачивалось в чуждую от народа сторону.
Миф о Пушкине как о ловеласе подкрепляется современными фейками о том, что поэт во время учебы в Царскосельском лицее вел разгульный образ жизни и активно блудил. Стремление поэта к этому разгульному образу жизни уже в браке с Н.Н. Гончаровой показано также в фильме «Пушкин. Последняя дуэль». Понятно, что актер Сергей Безруков по замыслу режиссера Натальи Бондарчук хотел показать образ Пушкина не только как великого поэта, но и как простого человека. Но, на наш взгляд, успехом это не увенчалось, ибо образ оказался кощунственным, о чем можно сказать, взглянув только на обложку этого фильма.
Миф третий. Пушкин как христианский богослов. С распадом СССР исследователи Пушкина создали еще одно мифическое представление о великом русском поэте как о христианском богослове.
Конечно, в пушкинской поэзии очень много духовных образов, подпитанных всевозможными аллюзиями и реминисценциями на Священное Писание, текст которого поэт как потомственный дворянин хорошо знал благодаря своему фундаментальному образованию в дореволюционной России. Чего только стоит его знаменитое стихотворение «Пророк», ставшее аллюзией на известное библейское повествование о пророке Исайи, язык которого был обожжен шестикрылым Серафимом. Отсюда пошло знаменитое пушкинское выражение «глаголом жечь сердца людей», широко разнесшееся в народе.
А каким глубоким и проникновенным является пушкинское стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», ставшее поэтическим переложением знаменитой молитвы прп.Ефрема Сирина:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Но при этом вписывать творчество Пушкина в некое догматическое богословие, чем часто любят заниматься современные православные исследователи, является, на наш взгляд, ошибочным. Эту тревогу также в свое время бил в том числе и В.С. Непомнящий: «Такое стремление “поднажать” на Пушкина, чтобы сделать его более “православным”, не редкость. Мы не всегда даем себе труд задуматься о том, что связи Пушкина с нашим исповеданием куда более глубоки, чем думают иные доброхоты, и именно в силу своей глубины менее очевидны, не выпирают, не лезут в глаза. Более того, среди части нашего духовенства и мирян распространено убеждение, что светская культура вообще-то может, да и должна бы уподобиться культуре церковной – тогда-то, мол, она и станет совсем “правильной”».
К слову сказать, сторонники богословской концепции пушкиноведения также приписывают поэту встречу с преподобным Серафимом Саровским в 1830 году. Дескать, Александр Сергеевич, возвращаясь из карантинного Болдино, заехал в Серафимовскую пустынь, поскольку в Москву поэта не пустили из-за эпидемии холеры. Конечно, Пушкина 29 ноября 1830 года действительно в Москву не пустили из-за холеры, и он вынужден был скитаться до 5 декабря. Но если встреча с преподобным Серафимом была, тогда по какой причине ни в письмах поэта, ни в его летописи жизни и творчества нет ни одной записи об этом событии? Ведь такая встреча с великим старцем не может оставаться просто никем не замеченной – ни родными, ни близкими поэта. Например, после встречи Ф.М. Достоевского с преподобным Амвросием Оптинским в Оптиной Пустыни А.Г. Достоевская, супруга писателя, пишет в своих воспоминаниях следующие строки: «Вернулся Федор Михайлович из Оптиной пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи Пустыни, где ему привелось пробыть двое суток. С тогдашним знаменитым "старцем", о. Амвросием, Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине, и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление».
У Пушкина же и в его окружении ничего подобного нет. А на нет, как говорится, и суда нет.
Так кто же он, наш Пушкин? Скажем банальную мысль, но именно ее приходится отстаивать в наш клиповый и торгашеский век. Пушкин – это великий русский гений, это «наше все». Гениальность Пушкина заключается в том, что он, имея творческий поэтический дар от Бога, сначала дошел до самого дна, окунувшись в мир богоборческих иллюзий и иллюзий внешних общественно-политических перемен, затем от этого дна оттолкнулся и встал на путь «народной веры и правды», как говорил Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи 1880 года. Суть этой «народной правды и веры» заключается в духовном воссоединении людей интеллектуального толка с народом и власть имущими. Достоевский считает, что все это Пушкин представил в образе русской женщины Татьяны Лариной, которая имеет главное женское качество – верность своему законному мужу.
Конечно, в текстах (в первую очередь поэтических) Пушкина очень много духовных образов, но они часто, как пишет В.С. Непомнящий, скрыты от постороннего глаза. Эти образы необходимо выявлять.
Вклад Пушкина в русскую культуру огромен. В советские атеистические годы издание Полного академического пушкинского собрания сочинений по личному распоряжению И.В. Сталина в 1937 году к 100-летней годовщине со дня кончины поэта фактически спасло русскую культуру от уничтожения. Активно стали воздвигаться памятники, именоваться улицы в честь поэта в крупных советских городах. В школах изучение пушкинского наследия стало обязательным элементом всеобщего образования. Все это указывает, что в советское время изучение творчества А.С. Пушкина стало чуть ли не государственной идеологией.
Таким образом, будучи воспитанным и сформированным на западноевропейской литературной традиции, творчество А.С. Пушкина способствовало созданию великой и неповторимой русской литературы, которая, к слову сказать, и в нынешнее время продолжает нравственно воспитывать, приобщать к прекрасному и воцерковлять огромное количество людей. И это особенно важно в наш потребительский век, когда язык беднеет, ум тупеет, и только пузо от ненасытной жизни растет.
Александр Церковный, публицист
58.
57. Ответ на 56, Ладога:
56. Ответ на 53, Сергей Швецов:
Модными во времена Шмелева они были среди дворян-дегенератов, а под конец совка гороскопами, хиромантией и прочей оккультятиной было увлечено чуть менее чем все выученное советской школой население.Спиритизм начинался с великосветских салонов, но далее приобрел по-настоящему массовое распространение - духов вызывали все, от помещиков до крестьян.
Кстати, моде на спиритизм предшествовал мессмеровский магнетизм, который также имел популярность в великосветской среде, и одним из его защитников выступал Александр Пушкин.
А спиритизм, начавшись как забава для дворян, стал всеобщей истерией.
Спиритуалисты собирались на съездах, выпускали журналы с огромными тиражами.
И только после Октябрьской революции большевики прекратили эти заигрывания с оккультизмом.
55. Кому что доводилось.
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по-уши до-сыта накупалась:
И из гостей домой
Пришла свинья-свиньей.
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»
Свинью спросил пастух:
«Ведь и́дет слух,
Что всё у богачей лишь бисер да жемчу́г;
А в доме, так одно богатее другого?»
Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.
Я не приметила богатства никакого:
Всё только лишь навоз, да сор;
А кажется, уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор».
Не дай Бог никого сравненьем мне обидеть !
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который, что́ ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?
54. Ответ на 49, Советский недобиток:
53. Ответ на 50, Ладога:
спиритические сеансы, бывшие модными во времена ШмелеваМодными во времена Шмелева они были среди дворян-дегенератов, а под конец совка гороскопами, хиромантией и прочей оккультятиной было увлечено чуть менее чем все выученное советской школой население.
по поводу ускоренной дехристианизации ЗападаДехристианизация Запада началась в 18 в. и к середине 20 в. закончилась. И она даже рядом не лежала с той дехристианизацией, которую устроили большевики в России.
52. Ответ на 50, Ладога:
51. Ответ на 41, Константин В.:
Из-за дружного "одобрямса" подобных Вам партийных аллилуйщиков и распался СССР.
По-моему принижением личности Пушкна занимаются системно и сознательно.
Очень советую посмотреть, какую клевету, издевательство над образом поэта и его супруги пропагандирует среди молодёжи Министерство "просвещения". Считаю, что данное министерство совершило очередной выстрел Дантеса.
https://vk.com/minprosvet?z=video-165395895_456243445%2F7151534f388552652d%2Fpl_wall_-30558759
И что с этим делать?
50. Ответ на 46, Сергей Швецов:
Дело в том, что крещенские купания, бывшие во времена Шмелева просто частью культуры, в наше время превратились в религиозную, сакральную практику. Вы действительно не понимаете, в чем разница, или притворяетесь?.Ваш пафос высосан из пальца. Крещенские купания, как и прочие народные традиции, не мешают человеку прийти в храм, сохраняют в обществе дух христианской культуры.
И Слава Богу, что сохранились эти добрые традиции. А не, например, спиритические сеансы, бывшие модными во времена Шмелева. Что-то не слышно вашей патетики по этому поводу.
Так же как и по поводу ускоренной дехристианизации Запада, не имеющего советского задела.
49. Ответ на 46, Сергей Швецов:
Дело в том, что крещенские купания, бывшие во времена Шмелева просто частью культуры, в наше время превратились в религиозную, сакральную практику. Вы действительно не понимаете, в чем разница, или притворяетесь?
В чьих-то головах, быть может, и превратились, а в чьих-то и при Шмелеве могли быть священнодействием. "Дурь" - услышанное как-то от священника в храме. Сегодня, как и тогда, такие же горкины, васи, солдаты, немцы... И всяк на свой лад.