В четверг, 27 января, когда в Санкт-Петербурге (и во всей России) вспоминали 78-ю годовщину разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом и полного снятия блокады в широкий прокат (в 700 кинотеатрах страны) вышел фильм режиссёра Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву». Автор сценария фильма – Елена Райская, оператор – Михаил Искандаров, в главных ролях – Мария Луговая, Артур Смольянинов, Сергей Пускепалис, Илья Малаков.
Сценарий картины основан на предании о встрече Сталина с блаженной Матроной Московской накануне битвы за Москву и облёта столицы с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. Впрочем, режиссёр Вера Сторожева отметила в интервью TV Mag накануне выхода фильма в прокат: «В фильме мы не показываем Матрону Московскую. Поскольку подлинность ее встречи со Сталиным не установлена, то мы не упоминаем ее в картине. В фильме есть старица, это собирательный образ. Наше намеренное, художественное допущение».
В фильме фашисты у стен Москвы, а в столице распространяется молва о ясновидящей Старице, к которой идут толпы людей в надежде узнать судьбу своих родных и близких. Посещает её и младший лейтенант НКВД Мария Петрова, убеждённая атеистка, дочь расстрелянного священника, от которого она отреклась, посещает, чтобы донести руководству о «мракобесии». А затем посещает Старицу Сталин, и она предсказывает Вождю победу в сражении под Москвой и во всей войне, укрепляет его в решении остаться в столице и советует для спасения Москвы обнести столицу чудотворной иконой.
Икона находится на оккупированной территории, в родном городе Марии Петровой, которая и получает приказ доставить её в Москву. Во главе диверсионной группы она пробирается в тыл врага, похищает из храма икону, берёт в заложники местного священника отца Владимира. Однако в ходе операции гибнут товарищи Марии, и единственным её спутником остаётся священник, который узнаёт в девушке дочь своего расстрелянного предшественника. Однако погибает незадолго до завершения операции и отец Владимир, защищая Марию, которая всё-таки выполняет задание и доставляет Тихвинскую икону в столицу.
Фильм получился довольно динамичным и сочетает в себе жанры драмы и боевика. Однако, пожалуй, главное в фильме – преображение самой Марии, которая по замыслу создателей фильма проходит путь от полного отрицания веры и отречения от своего отца до покаяния и внутреннего преображения. В конце фильма она усыновляет мальчика-сироту, как ей и предсказывала Старица.
В фильме затрагивается церковная тема, причём довольно сложная, вызывающая споры. Однако режиссёру удалось сделать эту «церковную линию» предельно корректно, никакой фальши зритель не чувствует. Впрочем, нет фальши и в изображении Сталина, хотя роль эта в фильме, надо признать, и не самая лучшая.
Большой удачей фильма стала исполнительница главной роли – Мария Луговая, которая весьма органична в своей роли младшего лейтенанта НКВД и дочери священника, она сумела передать непростой процесс покаяния и внутреннего преображения личности.
Съёмки фильма проходили в Москве, но большая часть в Ростове Великом и его окрестностях, в частности, около церкви Исидора Блаженного в Валах.
Фильм был подготовлен к памятному событию – 80-летию битвы за Москву. Съёмки фильма были закончены в феврале 2021 года, и выход его в прокат первоначально предполагался 3 декабря 2021 года.
Однако неожиданно фильм был встречен в штыки православными либералами, для которых предание о встрече Иосифа Сталина с блаженной Матроной и облёте Москвы с чудотворной Тихвинской иконой – страшнее происков врагов Церкви.
В конце октября в либерально-православных соцсетях и телеграмм-каналах началась кампания по дискредитации ещё не вышедшего фильма. «Русская народная линия» написала об этом в редакционном комментарии «Православные антидержавники активизировались».
В защиту фильма на страницах РНЛ выступил также доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик в статье «Целят в Сталина, а попадают в Россию».
Видимо, мы своими публикациями сорвали какие-то тайные планы противников фильма, записных антисталинистов, поскольку РНЛ подверглась откровенной травле. Сначала в довольно хамской манере против нас выступил телеведущий программы телеканала «Спас» «Тест на правду» Игорь Петровский, а затем на «Спасе» вышел еще один довольно продолжительный сюжет на эту тему.
Пришлось отвечать нашим коллегам – журналистам православного телеканала «Спас» – главному редактору РНЛ Анатолию Степанову (статья «Кощунство на телеканале "Спас"»).
Видимо, оказывалось давление на создателей фильма и по каким-то непубличным каналам. По крайней мере, выход фильма в прокат к началу битвы под Москвой, как это первоначально планировалось, был сорван. Премьера фильма прошла только 12 декабря 2021 года на фестивале «Сталкер». А в широкий прокат фильм вышел, как упоминалось выше, 27 января.
О непростой ситуации вокруг фильма косвенно свидетельствует и его автор Вера Сторожева, которая в вышеупомянутом интервью подчеркнула, что творческая группа «не получала одобрение Русской Православной Церкви». «Я знаю, что в неких структурах не очень довольны тем, что такая встреча (Сталина с блаженной Матроной. – Ред.) в принципе показана. Честно говоря, когда мы делали кино, я и не думала, что вокруг этого будет такой шум, да еще и от людей, которые судят по одному только трейлеру фильма. С другой стороны, это лучше, чем равнодушие зрителей. В общем, за визированием (в Патриархию. – Ред.) мы не обращались, и от нас его не требовали», – рассказала режиссёр.
Однако она отметила, что к создателям фильма не было претензий по части фактологии со стороны экспертов Военно-исторического общества.
В заключение интервью Вера Сторожева справедливо говорит, что это – наша история и непринципиально «легенда или правда о двух огромных фигурах, которые были в ту осень в Москве, – Иосифе Сталине и Матроне Московской. Была их встреча или нет – точно никто не скажет. Лично я думаю, исходя из анализа личности Сталина, что встреча состоялась. В любом случае это живое кино, где можно прочувствовать атмосферу этой драмы 1941 года. Соединение апокрифа об облете с иконой вокруг Москвы на американском самолете с почти документальным воспроизведением атмосферы трагической обороны Москвы. И конечно, история нашей героини Марии Петровой, рассказанная ярко, эмоционально! Я желаю нашим зрителям хорошего просмотра!»
Ну а мы советуем своим читателям лично посмотреть этот нетривиальный фильм, который сейчас идёт в кинотеатрах страны. Где в Санкт-Петербурге можно увидеть фильм, сообщает киноафиша.
Редакция Русской народной линии