В начале декабря мы будем праздновать 80-летие одного из важнейших сражений Великой Отечественной войны – Битвы за Москву. К этой дате режиссёр Вера Сторожева сняла художественный фильм «Мария. Спасти Москву», премьера которого состоится 2 декабря.
Сценарий картины основан на предании о встрече советского вождя И.В. Сталина с Матроной Московской накануне битвы за Москву. Блаженная предсказала Вождю народов, что наступление немцев на Москву удастся сдержать, если доставить в город чудотворную икону Божией Матери, разрешить молебен и обнести столицу святыней.
По сюжету фильма главная героиня – девушка по имени Мария должна вывезти с оккупированных врагом территорий Тихвинскую икону Божьей Матери. Фильм снимали в Москве и Ростове Великом. Съёмки закончились в феврале 2021 года, премьера скоро.
Сюжет фильма основан на известных среди православных людей преданиях о встрече И.В. Сталина с блаженной Матроной и о явлении Пресвятой Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму).
Эти предания просто невыносимы нашим православным антисоветчикам и антисталинистам, борцам с «победобесием». Сколько грязи они уже вылили не только на советских лидеров, но даже на митрополита Илию (Карама), пытаясь и его дискредитировать.
Правда, всё это безрезультатно, – народ как относился с доверием, так и продолжает доверять этим преданием, поскольку понимает: победа в Великой Отечественной войне не произошла бы без помощи Божией, без заступничества Пресвятой Богородицы.
Но наши либералы продолжают негодовать. Ну как же! Господь ведь помогал не тем! Не Власову, не немецким солдатам, у которых на бляхах было выгравировано «Gott mit uns» (С нами Бог). Господь помогал солдатам в пилотках с красной звездой, поскольку они защищали не только Святую Русь, но и всю цивилизацию от воплощения зла – немецкого фашизма.
И вот фильм «Мария» ещё не вышел на экраны, с ним можно познакомиться только по трейлерам, а православные антидержавники уже активизировались в своих попытках его дискредитировать.
Петербургский протодиакон Константин Маркович разместил на своей странице в Фейсбуке гневный короткий пост: «Помнится насчет "Матильды" была волна "всецерковного" возмущения. До меня доходила информация, что некоторые преосвященные архиереи настоятельно требовали от подведомственного духовенства публично осудить кощунственную кинокартину. Хотя там кощунства было меньше. Не компрометировала образ царя-исповедника предполагаемая романтическая история его юности. Хотя изображена была эта история пошло, не спорю. Но важно, что было потом, и канонизировала его Церковь за подвиг его последних дней жизни. А вот здесь – речь идет о том, что якобы святая подвижница благословляла палача, руки которого в крови сотен тысяч невинных людей. И который после войны цинично продолжал политику репрессий невинных людей, даже героев войны. Эти сказки – кощунство "в квадрате". Где же протесты? Где гневные комменты?».
Оказывается «Матильда» не была кощунством, а «романтической историей»! Вот как раскрываются люди! А ведь раньше протодиакон Константин умело маскировался под почитателя Царя-Мученика Николая, а тут: «Матильда» – романтическая история!
Более пространный текст написал ивановский игумен Виталий (Уткин). В своём телеграмм-канале он сочинил почти целую статью, посвященную «псевдоправославным мифам».
Тут он вспомнил не только посещение Сталиным блаженной Матроны и спасение Москвы в результате облета столицы «с некоей иконой Божией Матери», но и «молебен перед иконой Божией Матери в Сталинграде, откровение Божией Матери, переданное Сталину через митрополита гор Ливанских Илию (Карама) – вернуть храмы и открыть семинарии, крестный ход перед взятием Кенигсберга и последующий отказ у немцев оружия… более поздний миф: принятие Сталиным монашества перед смертью».
Это хорошо, что отец Виталий вспомнил про публикацию РНЛ. Только его духовный и жизненный опыт – ничто в сравнении с опытом и протоиерея Николая Булгакова, а особенно протоиерея Валериана Кречетова, которые считают рассказ Патриарха Алексия II плотнику вполне правдоподобным. Так что народ скорее им поверит, чем ивановскому игумену.
«Ничто из этого не подтверждается историческими источниками», – пишет наш «ученый» игумен. А какими источниками подтверждаются множество преданий о мученичестве святых, о которых мы читаем в их житиях?! В том-то и дело, что наши православные борцы с преданиями о помощи Свыше нашей армии в годы Великой Отечественной выступают как примитивные модернисты, которые пытаются поставить под сомнение церковное предание.
Зато едва ли не с умилением пишет игумен Виталий о «Сталинградской Мадонне», которую «немецкий протестантский пастор и военный врач Курт Ройбер нарисовал для утешения своих камерадов на оборотной стороне географической карты». Ну, конечно, протестанты ближе к сердцу наших антидержавников.
В завершение статьи игумен Виталий пишет: «На экраны выходит фильм «Мария», обыгрывающий часть этих мифов. Что же – к нему следует относиться как к сказке, фэнтези. Очень важно, чтобы перед началом фильма шли титры, указывающие, что сюжетная линия в нем основана на фантазии».
Думаем, что лучше не титрами снабжать фильм-притчу о войне, а при упоминании имени игумена Виталия писать – церковный модернист и либерал. Как сейчас обозначают знаком «иноагент», всех, кто работает против интересов России. Так и всех, кто работает на подрыв отношений Церкви и Государства, против идей державности, надо изображать каким-то значком, чтобы каждый читающий понимал, что сталкивается с примером опасной и вредной пропаганды.
Выступления протодиакона Константина Марковича и игумена Виталия (Уткина) – так, пока «проба пера». Скоро нужно ожидать, что подтянутся главные борцы с «победобесием», и глядишь на каком-нибудь «Правмире» мы увидим интервью с «учёным-профессором» протоиереем Георгием Митрофановым, где он «разоблачит все совковые мифы».
Ну никак не даёт покоя нашим либерал-православным факт помощи Божией Красной Армии, возглавляемой Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным. Ну не тем помогал Бог! Не тех слушала Пресвятая Богородица! Непорядок, надо исправить…
Только как бы они ни старались исказить историю, факты говорят сами за себя! Например, факт завершения войны на Пасху – никак не отменить. И Парада Победы на день Святой Троицы не исправить! И победу на Прохоровском поле в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла на другой день не перенести. И «парад» пленных немцев по Москве в день мученической кончины Царя Николая не вымарать из нашей истории. И это факты! Это даже не церковные предания или, как любят писать наши оппоненты, «легенды».
Ну а мы с интересом будем ждать выхода фильма-притчи «Мария. Спаси Москву». Надеемся, он нас не разочарует.
Редакция Русской народной линии
294. Ответ на 292, Yurii:
https://rwmiosini.blogspot.com/2020/02/12-1351-2020.html
За качество перевода этого грека ручаться не могу. Его русский не идеален, скажем мягко.
А ты попробуй впихнуть туда что то еще меж этих анафемТ.е. ты решил, что анафемами синодика вопрос был исчерпан? А о чем тогда собор 1368 года был? Пока никто ничего не может добавить уже 7 веков к ряду.Потому что паламизм был наглухо забыт почти на протяжении всех этих веков. Если еп.Василий (Кривошеин) в 1936 г. писал:
Значительная часть творений св. Григория Паламы остается до сих пор неизданной.
А автор примечаний к его статье в издании Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата в 1987 году замечает:
Сегодня ситуация не намного лучше, полного собрания трудов не существует на европейских языках, тем более на русском.
http://www.odinblago.ru/krivoshein_bogosl_trudi/3
Сейчас ситуация изменилась. ПСС вышло на греческом.
293. Ответ на 291, Yurii:
"Божественные действия бывают безначальные и бесконечные, а бывают начальные и конечные. При этом все они нетварны и именуются Божеством." к.271
И у Паламы в "моей любимой цитате" об это прямо:
"Может быть ты скажешь, что ей тождественны безначальные энергии? Но иные из них имели конец, если и не начало, как то сказал, например, о божественном предзнании великий Василий."
Хотел открыть Америку, а изобрел велосипед?))Это действие божественного действияА действия действия действия у тебя не бывает, часом? Действия действий))
оно тварно-конечноАнафема. Все божественные действия нетварны. Среди них есть не только начальные и конечные, но и начальные и бесконечные, и безначальные и конечные, представь себе.Ранее ты сам сказал “Если нечто имеет своей причиной Божественную волюДа. Вот только действие не есть нечто. Его нельзя субстанциировать, так же как и волю, и свойства - они не существуют сами по себе, хотя и не являются акциденциями.Синодика вполне достаточноЧтобы ересей навыдумывать - да, достаточно. Флоровский в 1927 г. в эмиграции конечно мог читать 150 том Миня, но Лосев точно не мог. И никаких ссылок кроме как на синодик ты у него не найдешь.
292. Ответ на 290, Сергей Швецов:
Пока никто ничего не может добавить уже 7 веков к ряду.
Ты орос собора 1351 года видел? Не видел. А он естьЕсли и был еще какой то отдельный орос, то он ничего нового к этим 6 анафемам и 8 славословиям уже не добавит. Тема раскрыта. По идее на 2ВС можно было дать гораздо более объемное определение Св. Духа, но хватило 1 строки в СимВеры. А тут целых 14 пунктов.
291. Ответ на 288, Сергей Швецов:
Тогда эта со-вечность лежит только в плоскости благодати. По другому никак.
Значит, в данном случае со-вечные Богу силы и действия есть благодать.
Не все действия неизменны и совечны. Бог сотворил мир действием, имевшим начало и конецЭто действие божественного действия и оно тварно-конечно (см. Послание Синода 1913).
Ранее ты сам сказал “Если нечто имеет своей причиной Божественную волю, а не природу, это нечто - тварно” (к. 287). Поэтому лучше использовать термин энергия к нетварным божественным действиям, чтобы не путать их с действием данных энергий в тварном мире. Нетварные энергии и их тварные следствия (действия) в, соответственно, тварном мире.
На какие паламитские тексты ссылается Флоровский?PG 150
И там еще на Кавасилу, PG 150
На Порфирия (Успенского), на Синодик,
Архимандрит Модест. Св. Григорий Палама, архиепископ Солунский. Киев, 1860
Епископ Алексий. Византийские церковные мистики XIV века. Казань, 1906
Это все в сносках именно конкретну к паламизму, а не общий экскурс в эпоху.
Этого более чем достаточно.
Он [Лосев] читал только анафемы из синодикаСинодика вполне достаточно, там все предельно четко систематизировано.
Еще это – Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892
290. Ответ на 289, Yurii:
Рим.1:20 "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..."
Если бы сила (δύναμις) и действие (ἐνέργεια) были одно и то же, свт.Григорию достаточно было бы своих оппонентов просто ткнуть носом в это место у ап.Павла. И споры окончились бы не начавшись. Однако соборы продолжались на протяжении 10 лет - 1341-51 гг.
289. Ответ на 287, Сергей Швецов:
Логосы относятся к благодатному уровню божественных энергий, а не к сущности.
Именно об этом Акты КС 1351 – там только одна дихотомия “сущность-энергия”.
Логосы это или сущность или энергия. 3-го не дано иначе ты выходишь за рамки др. догматов.
При этом, как ты сам заметил, логосы не м.б. сущностью. Значит, только энергия ибо логосы нетварны (прежде век).
Логосы это идеи-воления, вполне себе энергия-благодать.
В оросе 6ВС “божественное желание” тождественно и “божественной воле” и “божественному действию” (к. 282).
«В целом же, как указывает Ларше, понятие божественной энергии у М. Исповедника разнообразно: оно может означать и атрибуты Бога, или божественные свойства, насколько они себя проявляют или допускают причастность себе; и божественные логосы; и «невидимое Божие», познаваемое через творения (ср.: Рим 1. 20); и божественную беспредельность, свет, славу и благодать Божию (см.: Larchet. 2003. P. 133; Idem. 2010. P. 350-421)»
https://www.pravenc.ru/text/2561638.html
288. Ответ на 286, Yurii:
"Поскольку в соборном томосе 1351 г. отсутствуют краткие и точные догматические формулировки, дополнительно были составлены «Главы против Варлаама и Акиндина», включенные в Синодик в Неделю Православия (RegPatr, N 2327; ИАБ, 6. № 610-620).
По всей вероятности, эти главы были составлены на Соборе 1351 г., поскольку свт. Филофей Коккин говорит о них как о «соборно написанных» (PG. 151. Col. 695D). Однако в рукописи Ath. Cutl. 33 датой составления указан июль 1352 г., хотя в качестве места проведения указан триклиний Алексея, где проходили июльские заседания Собора 1351 г. Еп. Порфирий (Успенский), опираясь на эту рукопись, считал, что в июле 1352 г. был созван специальный Собор для утверждения этих глав. Напротив, протопр. Иоанн Мейендорф (Meyendorff. 1959. P. 152-153. N 125) полагал, что в рукописи ошибочно указан индикт, поскольку первое чтение глав состоялось лишь весной 1352 г. По мнению Ж. Даррузеса, возможны обе даты (июль 1351 или июль 1352)." https://clck.ru/YhhCG
287. Ответ на 284, Yurii:
Если логосы нетварны, значит к ним тоже д.б. применимо имя Божества. Ты когда-нибудь такое слышал? А в христологии тоже различаются Божественная воля и Божественное действие, так что пример с христологическими ересями вполне применим.
286. Флоровский Г. Тварь и Тварность
«С самого начала христианской истории отцы и учители Церкви стремились ясно и четко разграничить эти области, различить и разграничить определения и имена, сказуемые о Боге в порядке богословия и — в порядке домостроительства. За этим стоит различение “естества” и “воли”».
«...воля Божия есть общая и нераздельная воля Пресвятой Троицы, как и все действия (энергии) Божии».
«Учение о силах или действиях Божиих получает последний чекан в византийском богословии XIV века и всего более у свят. Григория Паламы. Он исходит из различения благодати и сущности».
«Действие Божие не есть самая сущность Божия, но не есть и акциденция. Ибо оно неизменно и совечно Богу, предсуществует твари и открывает о ней творческую волю Божию. В Боге есть не только сущность, но и то, что не есть сущность, хотя не есть и акциденция, — Божия воля и действие, Его существенное и сущетворное промышление и власть».
------------------------------
Предельно четко видно, что Г. Флоровский объединяет божественные логосы тварного мира, божественную волю, силу, власть, промышление и энергию одним родовым термином “благодать”. Все перечисленное — божественные энергии (благодать). Собственно, это прямо следует из Актов КС 1351, где фигурирует только одна дихотомия — сущность-энергии, о чем говорит сам же Г. Флоровский в своей англо-цитате (к. 274). Кончай свою анти-паламисткую демагогию )
Примечательно, что данная работа Г. Флоровского была издана в 1927 — на 3 г. ранее лосевского ОАСМ, так что Алексей Федорович не 1-й систематизатор паламизма, хотя, он много потрудился на этой ниве, за что ему огромное спасибо.
285. Ответ на 278, Сергей Швецов: