Презентация «Библиотеки», представленная руководителем отдела Института по связям с Русской Православной Церковью Кириллом Фроловым, прошла 20 января в связи с очередной годовщиной Переяславской Рады.
«Библиотека» представляет собой внушительный список трудов известных писателей Западной Руси XVII-XIX вв. В презентации приняли участие известные исследователи, пишущие на тему Украины: Александр Чаленко, Павел Тулаев, Олег Неменский, Сергей Моисеев и др. В он-лайн режиме в мероприятии приняли участие о.Игорь Кучерук, Александр Дудчак, Яна Амелина, Дмитрий Куницкий, Дмитрий Скворцов и др. Отмечу то, что особенно запомнилось.
А.Чаленко: на Украине в городской среде сформировалась русская, или южнорусская, а отнюдь не малороссийская или украинская идентичность. Это характерно для многих регионов Украины, кроме, естественно, запада. Донбасс, само собой разумеется, – регион практически со сформировавшимся русским самосознанием. Огорчила информация о позиции Россотрудничества в отношении русинов. Они не были признаны нашими соотечественниками («Пусть ими занимается Словакия и другие европейские страны, которые признали их юридически»).
Интересен был рассказ о.Игоря Кучерука. Выпускник раскольнической семинарии, он испытал духовный переворот, посетив Почаевскую Лавру. О.Игорь – автор двухтомника, посвящённого жизни и деятельности новомученника – архиепископа Аркадия (Остальского).
Много интересного было в репликах как сидящих в президиуме, так и находящихся в зале – о том, что митрополиту Киевскому Онуфрию было предписано проповедовать на украинском языке. О том, что на Украине главный праздник будет отмечаться в день Крещения, в то время как у нас День России отмечается в непонятную для многих дату 12 июня. Приводились слова известного писателя Западной Руси Зубрицкого о том, что на территории Германии распространено более 100 наречий, тем не менее народ считается единым. В настоящее время Украина нашпигована НАТОвским оружием, поэтому вопрос о членстве или нечленстве её в НАТО не столь важен.
Раньше у нас говорили о жителях Украины: «Украинцы и наши соотечественники». Потом стали говорить: «Русские Украины», и даже совсем вредительски: «русскоязычные». Сейчас на Украине говорят о жителях России: «Россияне», а отнюдь не «Русские».
Д.Куницкий рассказал о важном совещании, прошедшем в Минске в день Богоявления Господня. По его словам, на этом совещании был обозначен поворот в сторону славянофильского, западнорусского самосознания.
О.Неменский разоблачал наглую ложь украинских националистов об истории. В то же время он отметил, что неправильно говорить, что украинцы – это русские. Миллионы вышли из этой общности, а многие ещё стали и антирусскими. Причины украинской враждебности наше общество так пока и не поняло. «Русские» - понятие более широкое, чем понятие «великороссы». Русская идентичность, по словам Неменского, крайне больна, некомфортна и малопрестижна. У русских нет желания быть государствообразующим народом. Они пассивны. У них, в отличие от украинцев и поляков, трудности с объединением по национальному признаку. Необходимо реставрировать традиционную модель русской идентичности.
Я.Амелина (во время «Русской весны» она была пресс-секретарём Русского Движения Украины) была настроена несколько скептически. Огромный пласт трудов писателей Западной Руси вряд ли будет востребован в настоящее время. Гораздо оптимальнее, по её мнению, подготовка печатных изданий по актуальным вопросам более краткого формата. Украинцы, считает она, это уже политическая реальность, а не часть Русского Мира. Насчёт обратимости украинства: «Нет, невозможно. Надеюсь, но не верю». И далее: «Русская Весна» не повторится. Львова и Киева, каких мы знали, больше нет. Нет реального объединительного проекта на базе России».
К.Фролов сформулировал, наверное, главный тезис встречи: украинство обратимо. В качестве примеров он сослался на гетмана Сагайдачного, обратившегося к царю Михаилу Фёдоровичу с просьбой о принятии в подданство. На Кулиша, изобретшего новую орфографию для южнорусской письменности («кулешовку»). Когда она стала знаменем сепаратизма, он покаялся в своём начинании. В 20-тые годы в Донбассе не было ни одной русской школы, теперь же, по словам главы ДНР Д.Пушилина, здесь строится Русское государство. Во времена Сагайдачного (начало 17 века) всё было намного сложнее и хуже, чем сейчас. Умерли последние два православных архиерея. Уровень полонизации был гораздо выше, чем уровень украинизации в настоящее время. Сейчас в УПЦ более 100 архиереев. Последний крестный ход в Киеве собрал более 320 тысяч человек – это гораздо больше, чем было на Майдане и на всех маршах националистов. Замалчивание этих фактов подпитывает миф о необратимости украинства. «Российские учёные и публицисты должны отказаться в своих трудах от использования слова «Украина» без крайней необходимости, заменив его на Новороссию или Малороссию. Я призываю каждого здесь присутствующего начать продвигать Малороссию и Новороссию, от себя. Пишите в своих научных трудах, публицистике – меньше Украины. Пишите слово «Украина» только тогда, когда дело касается юридических документов, в кавычках. Используйте историческую лексику – Малороссия, Новороссия, Прикарпатская Русь. Никогда не пишите слово «Беларусь» – пишите по-советски, Белоруссия, или по-русски, Западная Россия. И тогда украинский туман рассеется, и русское солнце взойдёт», – резюмировал Фролов.
С. Моисеев говорил о судьбах Слобожаншины, в частности, родного Харькова. Эти земли вошли в состав Московского государства за 150 лет до Переяславской Рады – в 1503-м году по Благовещенскому перемирию между Литвой и Россией.
А. Дудчак, в отличие от Я.Амелиной, считает, что «украинцев можно перековать». В качестве примера он сослался на Донбасс.
Д.Скворцов запомнился такой фразой: «Украинство будет жить, пока в России будут ставить памятники Шевченко (недавно такой памятник был установлен в Новосибирске).
Я в своём выступлении не согласился с мнением Я.Амелиной о невостребованности наследия писателей Западной Руси, но вполне с ней солидаризировался, когда она говорила о необходимости печатных изданий небольшого формата по актуальным вопросам. На мой взгляд, давно назрело появление таких изданий в массовом порядке. Нужно вооружить людей и особенно священнослужителей, живущих как на Украине, так и в России, аргументами и фактами, опровергающими утверждения националистов и сторонников автокефалии. При этом, как мне представляется, не нужно стесняться признавать ошибки (например, введение Екатериной II крепостного права в Малороссии).
Презентация прошла на высоком уровне и в напряжённом тонусе. Несомненно, что выход «Малороссийской библиотеки» – важное, знаковое событие для Русского Мира.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
2.
1.