Среднемесячная зарплата в Казахстане в 2021 году составляет 600 долларов. Грубо это 45000 руб. Средняя зарплата в России, как средняя температура по больнице, около 54000 руб. Таким образом, средняя зарплата в Казахстане составляет около 83% средней зарплаты по России.
Цены на газ для авто в Казахстане в 2021 году составляли 10 руб за литр, в то время как в России за тот же объем не менее 20 р. При разнице 17% в средней зарплате жители Казахстана имели в два раза меньшую оплату за основное в стране автотопливо.
Не знаю точно причин повышения там цен на газ до российских пределов, но, думается, что не обошлось без влияния коммерческих интересов российских компаний.
Насколько известно в Казахстане с 1 января с.г. ценообразование на топливо происходит на торгах электронной биржи, где наши компании покупают, скорее всего, по более высоким ценам, чем местные. Чем, возможно, и был спровоцирован рост цен.
Объяснить в этом мире можно всё или почти всё. Тем более в таком примитивном, но держащем за горло всю экономику мира, деле, каким испокон веку является торговля.
Но для всколыхнувшейся массы казахов, интересы простого выживания которых были грубо задеты ценовой игрой биржевых маклеров, такого объяснения у властей, очевидно, не нашлось.
Для самой себя власть нашла объяснение в виде констатации участия в беспорядках боевиков, подготовленных на зарубежных тренировочных базах. Возможно, так оно и есть. Более того, так и должно быть! Потому что на любые беспорядки внутри любой страны всегда и непрерывно работают иностранные специалисты по ним.
И дело не в том, что там чего-то прозевали спецслужбы. А в том, что власть не увидела провокационных рисков при резкой смене экономических механизмов, использование которых напрямую влияет на выживание простых людей. Именно простых людей, потому как протестов казахского олигархата зафиксировать не удалось…
Политологи, комментируя стихийность и отсутствие лидеров протеста, сводят всё к зачистке властями политического поля от оппозиции.
Но всё же основная причина не в этом. Масса всколыхнулась явно спонтанно, синхронно и повсеместно. И в равной мере ожесточенно.
И здесь дело в информационной доступности сведений о происходящем. В живом примере, подвигающем жителей одних городов поддерживать аналогичные действия людей из других местностей Казахстана.
Какие правовые или идеологические характеристики к таким выступлениям не применяй, но с точки зрения всегда абстрактной социологии это пример живой, эффективной обратной связи от населения к власти. Связи, зачастую забюрократизированной и формализованной. Связи, которую большинство людей инстинктивно избегает, в виду отсутствия непосредственной и быстрой реакции на их проблемы.
Государство – машина громоздкая и старается всё делать медленно, что отнюдь не всегда спасает его ошибок, но почти всегда вызывает недовольство.
А в вопросах касающихся повседневного практического выживания множества людей медлительность госаппарата, не скомпенсированная предвидением, может обернуться трагедией.
Приведённая вначале текста сравнительная статистика не для формирования мнения по поводу возможных предпосылок чего-то схожего у нас.
У нас ценовая политика на топливо всё же аккуратнее, хотя для простого человека не намного легче, если не сказать обратное.
Государство, не владеющее ресурсами, не может регулировать цены вне рынка, который действует отнюдь не как советский Госплан, по принципу удовлетворения минимальных расчётных потребностей среднего человека. Потребности, почему-то всегда оказываются больше любого расчёта. В частности, потребности в росте прибылей у владельцев состояний и ресурсов…
Если в советском прошлом государство всё время что-то забывало просчитать или спланировать, чего потом в магазинах катастрофически не хватало, то капитализм легко компенсирует эти просчёты рыночной мобильностью и готовностью всегда представить необходимый товар любому потребителю.
Наше государство в современном капитализме работает на опережение конфликтов потребителей и продавцов, аналогичных тем, что произошли у наших соседей.
Можно ли скрестить эти две – советскую и постсоветскую формы жизни одного народа так, чтобы соединить их достоинства и уменьшить их недостатки?
Могут ли наши госструктуры, выйти на новый, в основе своей советский, уровень планирования, опираясь на современный уровень технологий и рыночное разнообразие? Это могло бы исключить или существенно смягчить присущие советизму тотальные недостатки предвидения потребностей, позволило бы эффективно регулировать их удовлетворение и … убрать крупных торговых посредников.
Если осторожно предположить, что это технологически возможно в ближней перспективе, то создаются серьезные предпосылки для укрощения аппетитов всевозможных дельцов от торговли и банковских структур её обеспечивающих.
Здесь, правда, есть и другой вопрос. Должности в таких учреждениях будут потенциально уж очень коррупционными.
В любом случае подбираться к общественной системе, соединяющей в себе большинство достоинств советского и текущего периодов можно только по этому пути. И мы живём во времени, когда это становится возможным.
Как говорится: дожили! Но, восклицать это нужно не по обыкновению с трагизмом, а с новой нотой осторожного оптимизма.
Дожили ведь только до возможностей. Которые, помимо проблемы их осознания, еще надо, как-то реализовать…
Переиграть дельцов на поле несилового, происходящего в конституционном поле, снижения их прибылей, – задача не из лёгких… Такую задачу еще никто не только не решал, но и не ставил…
Этот текст только о мечтах, пока лишь о том, что такую задачу кто-то и когда-то у нас поставит…
Возможно, это и случится. Но скорее всего не в лице тех, кого мы уже привыкли видеть решателями наших судеб…
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист