16 декабря сего года состоялась конференция под председателельством главы отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Пелина. На форуме рассматривалась тема уничтожения христианских памятников в Армении, Сербии, Грузии, Сирии и в других местах.
В конференции приняли участие гости из Еревана, Арцаха (Нагорный Карабах) и из других мест. Форум проходил в очном формате и частично в видео-режиме.
Следует отметить, что это событие – добрый почин по защите христианских памятников как на территории России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.
Конкретным поводом для форума явились тревожные факты о ненадлежащим обращении азербайджанских вооруженных сил и гражданских лиц с древними христианскими памятниками Арцаха.
Звучали тревожные голоса, высказывались мнения, что если мы сейчас ничего не будем делать, то через несколько лет христианских памятников не останется. Схожая ситуация, если не хуже, в Косовском крае, где уже уничтожено более 150 храмов, в том числе памятников мирового значения 14-15 вв.
Известна и ситуация в Сирии, где множество христианских памятников первого тысячелетия уничтожены или осквернены террористами из ИГИЛ (запрещенная в России организация. – РНЛ) и других террористических группировок.
Казалось бы, что любой православный, да и просто культурный человек, должен приветствовать подобное мероприятие. Но не тут-то было.
Вот всё неймётся протодиакону Андрею Кураеву. «С высоты своего протодиаконского престола» он вознёс анафемы, осуждения и великие гневы на то, что мероприятие было организовано не должным образом, что оно было похоже на посиделки, где люди сами себя восхваляли. Я был участником данного форума, поэтому могу заверить, что форум был солидным. И люди занимались не самовосхвалением, не самопиаром в отличие от того, чем любят заниматься иные кандидаты философских наук, имеющие пока еще и сан протодиакона Русской Православной Церкви.
В выступлениях участников конференции, особенно священнослужителей, сквозила живая боль за всё, что происходит в Армении и других христианских регионах.
Кураев, видимо, не заметил этой боли просто потому, что по своей нравственной чуткости он стал не лучше гиппопотама. Но нынешняя его метаморфоза весьма удивляет. Ведь еще в прошлом году он рыл землю носом, требуя от России вмешаться, защитить Нагорный Карабах, двинуть все наличествующие войска на его спасение. А теперь, когда люди хотят делать живое дело – создать экспертную группу, которая занималась бы мониторингом ситуации в Арцахе и в других тревожных точках, он вдруг выступает против!
Откуда такой лихой поворот? А искренне ли он в своё время радел о спасении армянского народа? Или его задачей было лишь умножение хаоса и энтропии, что, впрочем, характерно для его деятельности?
И возникает законный вопрос: а что стало с протодиаконом Кураевым? Не хочется подозревать его в элементарной продажности, но…
А если и в самом деле отцу Андрею близки интересы страждущих армян и скорбь о разрушаемых христианских храмах, он мог созвать более представительную международную конференцию. Ведь у него столько читателей и почитателей. Мог бы создать более жизнеспособную структуру, которая реально защищала бы христианство в Армении и христианские святыни. Осуждать легко, а вот трудиться и делать что-то конструктивное и положительное – в высшей степени трудно.
Вспоминается один анекдот, который я услышал от своего друга некоторое время назад. Идёт военный парад на Красной площади. В начале колонны движутся Арматы, затем везут ракетные комплексы, а сзади всей этой техники едет на самокате толстенький человечек в очках, с бородкой и в подряснике. На трибунах спрашивают: кто это такой? А диктор объявляет, что это протодиакон Андрей Кураев, он обладает колоссальной разрушительной силой.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии