Общественность за мир в Нагорном Карабахе

В Санкт-Петербурге состоялась международная конференция на платформе ВРНС

Нагорный Карабах  Бывший СССР 
0
1994
Время на чтение 10 минут
Фото: Предоставлены организаторами

По благословению высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, при поддержке Санкт-Петербургского отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге и Северо-западном регионе России, Грузинской Православной Церкви, Фонда Гранта Агасьяна провели научно-общественную сессию «Общество за мир в Нагорном Карабахе: год спустя».

Открывая заседание, руководитель секретариата Санкт-Петербургского отделения ВРНС, председатель ОВЦО протоиерей Александр Пелин сказал: «Уже год прошёл со дня установления перемирия в Нагорном Карабахе и ввода российских миротворцев в зону конфликта. Невзирая на договоренности, нерешёнными остаются многие гуманитарные вопросы. Один из самых трудных вопросов, отзывающийся болью и скорбью, – это взаимное недоверие и разрушение религиозных святынь народов, там проживающих. Более всего на территории Нагорного Карабаха за последний год пострадали христианские памятники. Напомню, что на территорию исторических областей Сюник и Арцах (ныне территории Нагорного Карабаха) христианство проникло в IV в. К этому же периоду относится появление здесь первых христианских культовых сооружений и развитие традиций монашества. Христианские монастырские комплексы состояли не только из наземных, но и подземных архитектурных сооружений. В числе наиболее известных памятников: монастырь Дадиванк (с собором XIII в.), базилика Цицернаванк (IV–VI вв.), монастырь Гтчаванк (XIII в.), церковь Охты Дрни (VI в.), Гандзасар (XII в.), а также десятки христианских святынь, включая уникальные пещерные комплексы у с. Тандзут, Гочанц, Кронк, на г. Ванкасар вблизи раскопок г. Тигранакерта.

Христианские монастыри и храмы Нагорного Карабаха имеют важнейшее значение не только для армянского народа, но для других народов, ибо они являются частью мировой христианской культуры. Если мы думаем, что памятники христианской культуры подвергаются целенаправленному варварству и разграблению только в последний период, то это не так. В советский период, который некоторые склонны идеализировать, многие из памятников подверглись физическому разрушению. Ряд объектов был насильственно объявлен памятниками «кавказской Албании» без должных на то оснований и «албанизирован». Данное изменение религиозной идентичности сопровождалось уничтожением архитектурных элементов, христианской символики и армянских надписей. Часть памятников была безвозвратно утеряна. Храмы пещерных комплексов были осквернены, использовались как загоны для скота.

В сложившихся политических условиях, вопросы охраны христианских храмов вновь становятся актуальными. Необходима организация регулярного комплексного мониторинга памятников с привлечением соответствующих специалистов. Ко многим из памятников в настоящее время отсутствует доступ, уже открыто анонсируется и в ближайшие годы будет реализована «албанизация» наиболее известных христианских монастырей. Наименее известные из них может ожидать физическое уничтожение. В отличие от наземных памятников, уничтожение подземных объектов может происходить незаметно. Поэтому они также требуют пристального внимания со стороны международной общественности».

С приветствием к участникам сессии обратилась сопредседатель Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС Елена Кириленко.

Председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы, заместитель директора по научной работе ИЭА РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая профессор Сергей Мельников отметил, что еще в ноябре 2020 года гендиректор ЮНЕСКО Одри Азуле предложила направить международную культурно-гуманитарную миссию в Нагорный Карабах. Миссия не смогла посетить регион, ибо данная инициатива была проигнорирована. Неоднократно проблема сохранения духовного и культурного наследия поднималась на авторитетных международных площадках, в том числе в Совете Европы, и в резолюции, которая предлагалась к рассмотрению приводятся многочисленные имевшие место факты разрушения и осквернения христианских святынь в данном регионе. Безусловно, нужен международный мониторинг, который позволит более действенно контролировать реализацию международных гуманитарных обязательств.

Духовный пастырь армян в Санкт-Петербурге и Северо-западном регионе иеромонах Погос (Варданян) выразил серьезную обеспокоенность проектом «албанизации» памятников, которые после этого могут быть подвергнуты полному уничтожению. Памятники Арцаха – уникальны, так как построены в ранний христианский период. Здесь на небольшой территории сконцентрировано большое количество армянских памятников духовного зодчества (по разным оценкам до 2000). Это и крепости, и храмы и монастыри, и часовни и хачкары. Хачкары – визитная карточка армянской культуры.

Директор института Хо Ши Мина СПбГУ, профессор Владимир Колотов подробно остановился на технологиях изменения религиозной идентичности. Это – технология управления локальными этнополитическими конфликтами. В начале по отношению к геополитическому сопернику применяется информационно-психологическое воздействие, создаются условия для провоцирования конфликтов общественных и религиозных сообществ с властями. Затем происходит ликвидация местных духовных лидеров, замена их на марионеточных, новых и постепенное дробление и распад традиционных религиозных объединений. Далее под предлогом защиты единоверцев возможна полноценная агрессия и установление марионеточного режима. В современных условиях основное препятствие для применения данной технологии – традиционные религии, с которыми борются всеми возможными способами. Яркий пример дан нам на Украине. Именно с духовно-смысловых подмен начали устроители Майдана, когда еще до событий в центре Киева в апреле 2014 года открывали униатскую церковь во Львове. Так, на храмовых фресках Страшного Суда «небесная сотня», ведомая Апостолом в рай, изображается с нимбами. В ад же ведутся противники Украины – представители политической, церковной элиты, российский солдат, и русский мужик в шапке ушанке и валенках. Безусловно, необходимо знать об подобных манипуляциях, чтобы им умело противодействовать.

Священник ААЦ, соискатель СпбДА Гевонд Темкин подробно остановился на очерке албанской (алванской) церкви. Первое упоминание государства Алванк – 65-66 гг. до РХ. Затем это царство прекратило свое существование. Армянская область Арцах в основном заселена была армянами, или арменизироваными албанами. Святой Григорис, внук Григория Просветителя активно просвещал данную область. Священник пояснил, что христианство было распространено в Арцахе в основном под воздействием Армянской церкви. Албанская церковь какое-то время входила в составе автономии в Армянскую апостольскую церковь. И, поскольку, албанские племена не консолидировались в один этнос, поэтому Албанская церковь превращается со временем в один из престолов Армянской церкви.

Представитель Первопрестольного святого Эчмиадзина (Армения) Ануш Хуршудян проинформировала о разрушении христианских памятников, которые были уничтожены не только во время боевых действий, но и после. Уничтожение наследия армянского народа на территории Арцаха – огромная боль и страдание. Надгробные и храмовые надписи интерпретируются в сложившихся условиях, как албанские с целью дальнейшего возможного их разграбления. Уже осенью 2020 года по благословлению Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II при Святом Престоле Эчмиадзина создан отдел по вопросам духовно-культурного наследия Арцаха. Мы постоянно мониторим ситуацию и направляет отчёты о состоянии памятников на территории Арцаха верховному комиссару ЮНЕСКО и другим международным чиновникам, отвечающим за вопросы соблюдения законодательства о сохранении духовного и культурного наследия. Отделом издана книга буклет, к сожалению, почти неизвестная в России «Армянское культурно-религиозное наследия Арцаха».

Профессор Сретенской Духовной Академии, доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик особо подчеркнул, что проблемы, с которыми столкнулся Арцах, не новы. Похожие методы по культурному геноциду применялись в Косово и в Сирии, везде, как правило, разграбляется и уничтожается христианское духовное наследие. Американский миротворческий контингент обещал сохранность памятников и безопасность жителей в Косово. Это оказалось ложью. Более 120 церквей было уничтожено. Храмы уничтожались везде по одним и тем же рецептам – осквернение, разграбление, снос.

Протоиеренй Константин Георгадзе, доктор медицинских наук, настоятель храма Шостаковской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге (Грузинская Православная Церковь) указал, что разрушение церквей – распространённое явление даже в тех регионах, где не ведутся боевые действия и где государствами подписаны соответствующие конвенции о защите памятников истории и культуры. Так, в современной Турции все грузинские храмы разрушены. Грузинские храмы разрушаются повсюду, в том числе те, которые находятся под охраной ЮНЕСКО.

Профессор Государственного университета Ильи (Тбилиси, Грузия) Нодар Бахтадзе подробнее остановился на судьбе Лавры Давид-Гареджа, известной церковной и светской науке с VI века. Начиная с советского периода монастырь, является разделённым, ибо граница проходит прямо по нему. В настоящее время некоторыми учёными Закавказья предпринимается попытка внести в научный оборот мифы о том, что и Лавра, и некоторые другие монастыри создавались албанскими христианами. Однако, когда они создавались, албанской государственности не было. Якобы в пещерах проживали албанские монахи, а потом позже грузины в XIII-XIV веках высекли пещеры и основали монастыри. Если даже это так (невозможно доказать, какие монастыри были в IV-V веках, эти монастыри были многонациональными), то почему добрососедская страна не допускает верующих людей до этих памятников? Очевидно, что в монастырях насельниками были представители всех народов Закавказья – и азербайджанцы, и грузины, и армяне являются наследниками рассматриваемых памятников. В настоящее время на азербайджанской половине монастыря ведутся раскопки, причём научное сообщество не ознакомлено с их результатами. Это наводит на мысль, что данная имитация научной археологии делается с одной целью – доказать, что раньше там была Албанская церковь, а позже поселились ассирийские отцы. При такой идеологизации раскопок есть вполне обоснованные опасения, что азербайджанские ученые правильно интерпретируют их результаты.

Профессор Академии Штиглица, заслуженный архитектор России Максим Атаянц рассказал о судьбе карабахского села Караглух, расположенного недалеко от иранской границы. Село полностью погибло во время операции «Кольцо» весной 1991 года. Здесь шли тяжелые бои, были разрушены кладбища с уничтожением надгробных памятников и надписей на них. Петербургские предприниматели и строители заложили новый храм, восстановили старый. После этого поступка местные власти поверили, что дело серьёзно и разрешили заниматься возрождением села. Затем восстановили памятник погибшим во время Великой Отечественной войны, несколько домов традиционного вида. Теперь же всё опять печально. После начала боевых действий 2020 года люди покинули село и судьба его памятников неизвестна. Важно найти способы узаконить памятники, построенные и в постсоветское время, ибо они находятся в огромной опасности. Эти памятники абсолютно беззащитны. Нет легитимных способов, которые помогли бы их спасти от уничтожения.

Член Русского географического общества (Санкт-Петербург) Николай Днепровский задал важный вопрос: почему России больше всего надо на Кавказе? Выступающий сам же и ответил на этот вопрос: потому что эти территории долго входили в состав Российской Империи, а затем и СССР, как государственного образования. Уже в начале XIX века появляется труд Андрея Муравьева о Грузии и Армении. Нижегородский фотограф Дмитриев – первый занялся фотофиксацией жизни и быта народов Закавказья. Сегодня, проблема Кавказской Албании и вновь воссоздаваемой Албанской церкви выходит на передний план для всего Закавказья. Можно назвать эти памятники албанскими (но не трогать). Трагедия, если начинают их приводить якобы в их первоначальное состояние, срубать армянские или грузинские надписи. Нужно смотреть дальше, политические взгляды могут поменяться, а культурное наследие можно уже не вернуть. Нам вместе необходимо подумать о сохранении культурного наследия Российской Империи, как об этом озабочивались наши благочестивые предки.

Профессор Национального университета архитектуры и строительства (Ереван) Самвел Шагинян указал на геополитическую картину вокруг Арцаха: турецкие власти продолжают политику пантюркизма, Азербайджан – политику уничтожения армян (людей и памятников). Даже Иран заявил свои права на Кавказе. В мире не так много народов, у которых сохранилась духовная и этническая культура. Одни из них армяне. Они всегда будут защищать свои ценности. Россия и Армения имеет общее христианское наследие, общее христианское единство, много общих взглядов, братские народы. Нужно сохранять и приумножать данное общение.

Заместитель руководителя национально-культурной автономии армян в Санкт-Петербурге Ваган Бабаханов выразил озабоченность тем, что многие принятые резолюции по сохранения духовного и культурного наследия в зоне конфликтов на практике не работают. Миссия России – защита малых христианских народов. Голос общественных организаций России в данном деле также весьма значим!

Ученый-археолог из Воронежа Алексей Гунько остановился на пещерных и подземных памятниках Арцаха. Еще в советский период данные памятники разрушали, перестраивали, взрывали, пытались лишить памятники христианской составляющей. Даже в специализированной литературе в советское время часть этих памятников назывались языческими, хотя очевидна их христианская смысловая составляющая. Ученый выразил сомнение, что, что-то изменится в ближайшее время в положительную сторону. Будет продолжаться сознательное уничтожение памятников и переделка их в албанские. Срочно необходимо создание межведомственной комиссии с привлечением госструктур и участников из других стран с целью организации независимого мониторинга состояния и сохранности памятников истории и культуры Арцаха.

По результатам конференции принята резолюция, в которой отмечено, что решение указанных проблем невозможно военным способом и насилием. Усилия народной дипломатии, священнослужителей, научного и бизнес сообщества позволят общественности быть услышанной сторонами конфликта, обратит внимание на сбережение и сохранение святынь, снизит градус эскалации и насилия. В ходе заседания прозвучало обращение к мировой научной общественности о необходимости принятия срочных и целенаправленных мер по предупреждению разрушения памятников истории и духовной культуры в Арцахе. Принято решение о необходимости издания каталога христианских святынь Нагорного Карабаха на русском языке и презентация этого издания перед широкой российской общественностью, озвучено предложение о создании международной комиссии по сохранению христианских памятников Нагорного Карабаха.

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Нагорный Карабах
Иран совместно с союзниками скоро сокрушит базы ВВС Израиля
Идёт скрытое геополитическое сопротивление между РФ и США в продолжающейся военной схватке Израиля с Ираном
05.11.2024
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
О Ближнем Востоке, Карабахе, британских
амбициях, промахах США
20.09.2024
Армения: разлом в отношениях между действующей властью и церковью усугубляется
Нетрадиционные религиозные течения и секты, прозападные группы и НКО – в авангарде действующей власти
16.09.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
День памяти выдающегося русского поэта-баснописца И.А.Крылова
Сегодня мы также вспоминаем академика А.О.Ковалевского, партизанку Е.И.Чайкину, создателя ранцевого парашюта Г.Е.Котельникова и художника Павла Корина
22.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00