24 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» состоялась обсуждение интегрального доклада Изборского клуба «Идеология Победы как национальный проект». Обсуждение прошло в форме заседания экспертных клубов и сообществ. В дискуссии приняли участие не только члены Изборского клуба, но и представители клуба «Сретение», Зиновьевского клуба, представители ВРНС, Союза писателей России. Меня, как председателя Русского Собрания, также пригласили принять участие. Сам по себе факт формулирования проекта государственной идеологии можно только приветствовать и всячески поддержать. Что и было сделано в ходе дискуссии большинством ее участников. Но звучали и идеи в развитие тезисов доклада. Предлагаю вниманию читателей своё выступление.
Как известно, понятие идеология имело разное содержание в различные периоды. Изначально, у придумавшего сам термин Антуана Дестют де Траси и его единомышленников, которых называли «идеологами», идеология – это наука наук, синоним методологии правильного мышления. Для гегельянцев, в том числе К.Маркса и Ф.Энгельса, которые негативно относились к «идеологам», идеология понималась как ложное сознание (работа «Немецкая идеология»). В.И. Ленин в преддверии «золотого века идеологий», как назвали затем ХХ век, реабилитировал понятие идеология, Ленин и его ученики заговорили о марксизме как «научной идеологии». После Второй мировой сначала французский философ Альбер Камю, а затем американский социолог Дэниэл Белл заговорили о «конце идеологии» и необходимости деидеологизации. Но уже в 70-80-х годах набиравшие в США силу неоконы заговорили о необходимости реидеологизации.
России в начале 90-х на волне отказа от всего советского американские советники пришедших к власти либералов навязали, по сути, идею деидеологизации, от которой сами США начали уходить за 10-15 лет до того. Что было для надёжности даже закреплено в нашей Конституции.
Наконец сегодня идеология реабилитируется. В последнее время даже вышли работы с буквально таким названием, в том числе автора этих строк.
Однако продолжает бытовать мнение, что идеологии присущи только эпохе модерна, а мы, мол, живём в эпоху уходящего модерна, поэтому идеология – это архаика.
Понятно, что те, кто продвигает идею отказа от идеологии, следующим шагом видят отказ от национальных государств в пользу наднациональных структур. Об этом уже прямо говорится тем же Клаусом Швабом и другими идеологами нового мирового порядка.
Действительно, идеология появляется в эпоху модерна, в средневековом традиционном обществе роль идеологии (по крайней мере, в христианском мире) выполняла религия, которая консолидировала общество. Однако, поскольку мы всё-таки живём пока еще в обществе модерна, пусть и с приставкой пост, идеология нужна, без неё государство стагнирует.
Идеологический вакуум стал очевиден для власти, когда она начала восстанавливать государственный функционал в годы путинского правления. Напомню, что В.В. Путин ещё в 2013 году заговорил о необходимости идеологии. Однако с тех пор власть не сильно продвинулась вперёд. Путин сформулировал тезис о патриотизме как основе нашей идеологии. Хотя нельзя не согласиться с авторами обсуждаемого доклада, что роль идеологии сегодня во многом выполняет «идеология Победы». Как нельзя не согласиться и с тем, что этого явно недостаточно.
И вот в уходящем 2021 году Владимир Путин на том же заседании Валдайского клуба совершил прорыв в вопросе формулирования базовых основ идеологии.
Авторы доклада пишут, что нам нужно понять: «Над чем и над кем нам предстоит одержать в ближайшем будущем новую Победу, Победу-наследницу». Это верная постановка вопроса. Но для начала нам нужно понять существо переживаемого ныне человечеством момента. Где мы находимся? С каким вызовом придётся столкнуться России и какой предстоит дать ответ?
На мой взгляд, главная характеристика переживаемой эпохи заключается в том, что мы живём во время, когда дьявол громко стучится в дверь человеческого общежития. А его вольные и невольные слуги дверь уже очень сильно приоткрыли и готовы распахнуть полностью. Мы видим явные знаки отказа современной цивилизации не просто от христианского наследия, но от самих принципов, на основе которых был сотворён мир. Новые строители виртуальной Вавилонской башни вновь бросают вызов Богу, пытаются восхитить Его прерогативы. Через идею многообразия полов (или гендеров), через разрушение традиционной семьи, через легализацию идеи, что человек сам вправе определить момент своего ухода из жизни путём эвтаназии (разумеется под разговоры о гуманизме), путём создания нового мыслящего субъекта помимо человека (искусственного интеллекта), путем попытки создания самой альтернативной жизни путём клонирования человека. То есть предпринимается попытка стать «как Бог».
Человечество сталкивается с поистине апокалиптическим вызовом. А значит, ответ на этот вызов нужно искать, конечно, в Апокалипсисе, Откровении Иоанна Богослова. Оно, как известно, начинается с обращения Спасителя через Апостола к человеческим сообществам – семи церквам.
Пять Церквей Господь в той или иной степени обличает. Ангелу Ефесской церкви говорит: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» (Откр. 2: 5). Ангелу Сардийской церкви: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим»; «найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3: 2, 3). Ангелу Лаодикийской церкви: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч» (Откр. 3: 15).
Есть претензии еще к двум Церквям, хотя и немного. Ангелу Пергамской церкви: «Не отрекся от веры Моей»; «но имею немного против тебя» (Откр. 2: 13, 14). Ангелу Фиатирской церкви: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твоё»; «но имею немного против тебя» (Откр. 2: 19, 20).
И только двум церквям адресованы слова одобрения и поддержки – Смирнской и Филадельфийской. «Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2: 8-11).
«И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3: 7-13).
Наибольший интерес у толкователей Откровения во все века вызывало послание к Филадельфийской церкви, образ которой воспринимался многими как «град избранных». Очень популярен образ Филадельфийской церкви был у ранних протестантов. Как известно беженцем из Англии из общины квакеров Уильямом Пенном в 1682 году был основан город Филадельфия, «город братолюбия». Впрочем, религиозного горения квакеров хватило исторически ненадолго, что сегодня собой представляет Америка, нет нужды говорить.
Однако если присмотреться внимательнее к посланиям Господним к Смирнской и Филадельфийской церквам, то в них можно увидеть Россию начала ХХ века и Россию нынешнюю.
Действительно, «диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», – разве это не про Россию и русский народ после революции?!
Когда я слушал и перечитывал затем выступление Владимира Путина перед участниками дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года, то находил в нем параллели именно с посланием к Филадельфийской церкви.
О чём сказал Путин в своей Валдайской речи? О трёх принципиальных положениях, которые скромно назвал тезисами.
Во-первых, что основой мироустройства остаются национальные государства, их нужно укреплять, а не отменять, передавая полномочия наднациональным структурам, транснациональным корпорациям и цифровым платформам. Слова Путина: «структурообразующей единицей мирового устройства является только государство»; «любой действенный международный порядок должен учитывать интересы и возможности государства, идти от них, а не пытаться доказывать, что их быть не должно». Этот тезис – крышка в гроб глобализма, грезившего о ликвидации национальных государств.
Во-вторых, что нужно проявлять осторожность при введении разного рода технологических новшеств, помнить об этических и духовных ограничениях, внедряя научные открытия. Это – ответ «китайским товарищам» с их инициативой социального рейтинга и беззастенчивого вмешательства цифры в личную жизнь человека.
В-третьих, что мы будем строить своё общество, опираясь на собственные традиции и ценности, и не примем то безумие, в которое вступил Запад с его признанием гомосексуальных браков, отменой «пап» и «мам» и т.д. Слова Путина: «ценности – это продукт культурно-исторического развития каждой нации и продукт уникальный»; мы «должны опираться на свои духовные ценности, на историческую традицию, на культуру нашего многонационального народа». А это явное заявление на особый цивилизационный путь России.
Всё это он назвал идеологией здорового консерватизма. По сути, это – программа Филадельфийской церкви: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего».
Таким образом, говоря об «образе Победы», о «новой победе-наследнице», мы должны задать вопрос: а о какой Победе мы должны вести речь?
По сути, речь должна идти о Победе России в войне за сохранение основ цивилизации, сотворённой Богом для человека, как пространства спасения человека и человечества. Иными словами, Россия самим ходом исторического развития, самим Промыслом Божиим призвана сыграть роль того самого Удерживающего, о котором говорил апостол Павел (2 Фес. 2: 7), в этой битве против мирового зла. А это и есть образ будущего!
И в этом смысле сегодня становится понятной пророческая мысль Ф.М. Достоевского, 200-летие со дня рождения которого мы недавно вспоминали, из его Пушкинской речи: «Нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру». А это слово очень простое: держи то, что имеешь! Здесь наша главная Победа!
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор портала «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания»
57. Ответ на 55, Анатолий Степанов:
56. Ответ на 55, Анатолий Степанов:
55. Ответ на 54, Валерий:
54. Ответ на 295.
Дорогой Валерий, ну Вы же церковный человек! Ну как может прививка привести к духовной смерти? К духовной смерти может привести нежелание каяться в грехах. А прививка - это медицинская процедура. Ваше утверждение - настоящая мистификация. Прививка нет, а вот согласие на то, что после прививки, власть мне позволит покупать и продавать, а также пользоваться благами. А если я не дам своего согласия на прививку, то власть мне запретит покупать и продавать, отнимет работу, ограничив все мои права на дальнейшее существование. Вам это ничего не напоминает? Что все это происходит на духовном уровне? Да по вере вашей будет вам. С НАМИ БОГ!
53. Ответ на 50, Vladislav:
52. Ответ на 49, Братчик: При чём тут Греция? Мы же на Фанар не ссылаемся.
51. Ответ на 44, Русский Сталинист:
Всё верно. кроме слова "великий". А Высший суд давно сосстоялся. земному здесь делать нечего.
50. Филадельфийская церковь и Россия
49. Ответ на 45
А в Греции уже приняли закон, что посещать церкви без ПРЦ теста с 29-го ноября нельзя.
Это вздор?
48. Ответ на 47