Где творческий огонь, горение в преподавании?

Пессимистический взгляд на попытку Минпросвещения разработать обязательный образовательный минимум для выпускников педагогических вузов

Русская школа  Закон об Образовании в РФ 
0
1838
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

Вчера на пленарном заседании международной научно-практической конференции «От научных исследований к образовательной политике» заместитель министра просвещения РФ Анастасия Зырянова заявила, что Министерство просвещения России занимается разработкой обязательного образовательного минимума для выпускников педагогических вузов, чтобы обеспечить равное качество подготовки будущих учителей, сообщает ТАСС.

«Сегодня ведется разработка так называемого ядра педагогического образования. Это тот самый обязательный минимум содержаний и результатов подготовки педагогов, который должен обеспечить равное качество подготовки выпускников <…> Мы, конечно, далеки от мысли ввести абсолютно одинаковую программу во всех вузах страны, но тем не менее установить разумные требования по соотношению практической, предметной и методической подготовки мы считаем необходимым», - сказала она.

Минпросвещения также разрабатывает 24 программы по всем школьным предметам, чтобы будущие педагоги приходили в школы подготовленными к работе с федеральным государственным образовательным стандартом. При этом уровень подготовленности студентов будет проверяться на первых и выпускных курсах.

«Мы уже внедряем элементы независимой оценки качества подготовки будущих педагогов как на уровне оценки знаний первокурсников и второкурсников, так и определяя уровень сформированности компетенций у студентов выпускных курсов, уже имеющих право вести педагогическую деятельность», - заключила она.

Что вы думаете об инициативе Минпросвещения и что, на ваш взгляд, должно войти в образовательный минимум для подготовки педагогов?

На эти вопросы отвечает в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:

Я далёк от министерских высот. Конечно, сверху виднее, что делать. Со своей стороны могу только констатировать, что уровень подготовки современных учителей от поколения к поколению становится всё ниже и ниже. Не только уровень формальной грамотности, ведь безграмотность и раньше была. Вспоминается сцена из фильма «Доживём до понедельника», где персонаж Вячеслава Тихонова, Илья Семёнович Мельников, ругал учительницу начальной школы за то, что она говорит «ложат» вместо «кладут».

Грамотность – старая беда, но ныне она серьёзно обострилась в результате компьютеризации. До меня доносятся слухи об очередной упрощенческой реформе русской орфографии ради Microsoft и редактора Word, чтобы американцам было легче нас контролировать. Тенденция очень плачевная.

Наблюдается не только технологизация, но и механизация образования — снять стружку, закрутить гайки, а теперь и всех подровнять.

Чиновникам из министерства просвещения неплохо было бы перечитать Н.Куна «Мифы Древней Греции». Например, миф про «прокрустово ложе». Прокруст был уверен, что для счастья необходимо, чтобы все люди были одинаковыми. Поэтому он всех равнял: кому голову отрежет, а кому - ноги. Живым с этого ложа никто не выходил, души мертвели в результате такого уравнения.

Что я могу предложить, как человек с большим педагогическим стажем и учёной степенью, связанной с педагогикой, как основатель частной авторской школы, успешно просуществовавшей 20 лет? Я могу посоветовать только одно — вспомнить собственную практику. Сейчас отмечают юбилей Смольного института, откуда выходили прекрасные преподавательницы. Кого-то из последних поколений мне довелось ещё и знать, сейчас их уже нет на свете. Это были удивительные люди, прекрасные и культурные учительницы. Они же были и организаторами образования, но в основном работали в сфере культуры.

За рубежом в университетах есть факультеты искусств. К педагогике во всех развитых странах, по крайней мере, в тех, где мне удалось побывать (многие страны, не только на нашем континенте, но и на западе и на востоке) к педагогике относится как к искусству. Развитая страна понимает, что педагогика — это помимо педагогической науки (весьма сомнительной и размытой) ещё и искусство.

Дело не в том, что каждый урок — это театр, в котором учитель со своими детьми играет роль. Важно не развлекать и не играть - нужен талант режиссёра и психотерапевтическое искусство. Медицина — тоже искусство, ведь так и говорят про хорошего доктора - «искусный врач». А здесь речь идет о врачевании больных душ детей, которые больше больны душевно, чем физически. Это видно невооружённым взглядом: детские неврозы, аутизм и тому подобное.

Не думаю, что в педагогическом ВУЗе студенты смогут получить ещё образование и медика-психотерапевта, большого учёного в этой области, специалиста-логопеда. И научный подход здесь не работает. Нужно ещё подтянуть Министерство культуры, если они взялись за улучшение качества преподавания всех дисциплин - проводить творческие конкурсы, повышать уровень набора в педагогические ВУЗы.

Я только повторяю то, что на слуху у всего народа. Я вижу по выпускникам, кто идет в педагогические ВУЗы, надеясь, что корочки-то они получат, но никогда в эту ужасную школу не придут. А если в школу придут, то это значит, что они нигде больше не пригодились со своим сомнительным высшим образованием. Штаты высших образовательных учреждений комплектуются по остаточному принципу, не говоря уже о школах. Это надо прекратить.

Что сейчас делается? Молодёжь ломится в театральные институты или в творческие ВУЗы (я сам был доцентом в Институте кино и телевидения) — все хотят быть актёрами, режиссёрами и сценаристами. В Санкт-Петербурге в театральном институте на Моховой актерский факультет забит. Конкурс больше 100 человек на место. В этих ВУЗах раскрывается творческий потенциал, там интересно учиться - индивидуальный подход, творческие мастерские. Там всё для души. А в школах где всё это?

А в школу приходит недоученный человек, неподготовленный, бесталанный, потому что никто его по творческому конкурсу не набирал. Что такое хороший преподаватель ВУЗа? Я имею в виду не точные науки, а гуманитарные дисциплины или общеобразовательные предметы. Там нужно быть блестящим лектором. Чтобы было так, как у юриста Кони, у которого аудитория ломилась от желающих его послушать.

Когда я учился на филологическом факультете Университета, то на всю жизнь запомнил профессоров, которые лекции читали.

На лекции филолога Ираклия Андроникова приходили, как в театр. И не все могли даже попасть, чтобы его увидеть и послушать.

Где творческий огонь, горение в преподавании и подготовке студентов — будущих педагогов? Оно тоже должно быть творчеством и искусством.

И, конечно же, в школе. Ничего не будет, если в школе ребёнок не получит радости, духовной пищи и катарсиса.

Я не думаю, что в нетворческих ВУЗах, к которым теперь относятся педагогические институты и факультеты, говорят о катарсисе будущим учителям. Когда я пробовал это делать в творческих ВУЗах или при встречах с преподавателями и воспитателями детских садов, то никто не знал, что это такое. А уж как этого достигать вместе? Вспомним пушкинские строки: «Над вымыслом слезами обольюсь».

Ведь они исполняют на уроках литературы работы с текстом лучших художественных произведений мировой литературы. Там, где нужно педагогическое мастерство, нужно и до сердца ребёнка дойти, а не только его ум укомплектовать знаниями. Помните, у Салтыкова-Щедрина был градоначальник с фаршированной головой. Надо не голову фаршировать, а работать с внутренним миром детей, прививать им культуру.

Для привития культуры нужно иметь систему высшего образования. Нужно объединять усилия министерства образования и министерства культуры. Без этого воз будет «и ныне там», потому что лебедь в одну сторону, рак в другую, а щука - в третью. Тянут, стандарты укладывают в «прокрустово ложе», мертвечины много, а воз и ныне там.

Таким образом, у меня пока пессимистической прогноз по поводу очередных усилий нашего министерства всех уравнять и повысить общий уровень средней температуры по больнице. Не получится! Одним им просто не справится, тем более не туда идут.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Васильевич Семенцов
Возвращение к корням
О корнесловии
07.11.2024
«Возвращайте школу в лоно Матери-Церкви!»
Законопроект о штрафах за оскорбление учителей – мёртвому припарка
09.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
Выполним ли мы апостольское служение, предназначенное для Российской Империи?
О рекомендации Минпросвещения ограничить число детей иностранцев в классах
19.09.2024
Изгоним «Бабу Ягу» из нашего образования!
Дайте выпускникам право выбора между ЕГЭ и традиционным экзаменом!
14.06.2024
Все статьи Василий Васильевич Семенцов
Русская школа
Традиционная чувашская семья
В Троицком монастыре Чебоксар продолжает работу Лекторий
12.12.2024
Учимся быть полезными Богу, Семье и Отечеству
О православном семейном Центре «СветЛица»
12.12.2024
Безбожные школы России
В свете русской классики
05.12.2024
Мировозрение российского школьного образования
Образовательная секция ВРНС
05.12.2024
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Всё наше общество нуждается в оценке по поведению
О трудностях возвращения в школу оценок по поведению
12.12.2024
Современное высшее образование — это конвейер
по производству биороботов
07.12.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 02:47
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.12.2024 20:29
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 19:33
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от ipopov
12.12.2024 19:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.12.2024 19:22
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 19:07
На Дону казаки присмотрят за цыганами
Новый комментарий от Русский Иван
12.12.2024 19:00