Вчера на пленарном заседании международной научно-практической конференции «От научных исследований к образовательной политике» заместитель министра просвещения РФ Анастасия Зырянова заявила, что Министерство просвещения России занимается разработкой обязательного образовательного минимума для выпускников педагогических вузов, чтобы обеспечить равное качество подготовки будущих учителей, сообщает ТАСС.
«Сегодня ведется разработка так называемого ядра педагогического образования. Это тот самый обязательный минимум содержаний и результатов подготовки педагогов, который должен обеспечить равное качество подготовки выпускников <…> Мы, конечно, далеки от мысли ввести абсолютно одинаковую программу во всех вузах страны, но тем не менее установить разумные требования по соотношению практической, предметной и методической подготовки мы считаем необходимым», - сказала она.
Минпросвещения также разрабатывает 24 программы по всем школьным предметам, чтобы будущие педагоги приходили в школы подготовленными к работе с федеральным государственным образовательным стандартом. При этом уровень подготовленности студентов будет проверяться на первых и выпускных курсах.
«Мы уже внедряем элементы независимой оценки качества подготовки будущих педагогов как на уровне оценки знаний первокурсников и второкурсников, так и определяя уровень сформированности компетенций у студентов выпускных курсов, уже имеющих право вести педагогическую деятельность», - заключила она.
Что вы думаете об инициативе Минпросвещения и что, на ваш взгляд, должно войти в образовательный минимум для подготовки педагогов?
На эти вопросы отвечает в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
Я далёк от министерских высот. Конечно, сверху виднее, что делать. Со своей стороны могу только констатировать, что уровень подготовки современных учителей от поколения к поколению становится всё ниже и ниже. Не только уровень формальной грамотности, ведь безграмотность и раньше была. Вспоминается сцена из фильма «Доживём до понедельника», где персонаж Вячеслава Тихонова, Илья Семёнович Мельников, ругал учительницу начальной школы за то, что она говорит «ложат» вместо «кладут».
Грамотность – старая беда, но ныне она серьёзно обострилась в результате компьютеризации. До меня доносятся слухи об очередной упрощенческой реформе русской орфографии ради Microsoft и редактора Word, чтобы американцам было легче нас контролировать. Тенденция очень плачевная.
Наблюдается не только технологизация, но и механизация образования — снять стружку, закрутить гайки, а теперь и всех подровнять.
Чиновникам из министерства просвещения неплохо было бы перечитать Н.Куна «Мифы Древней Греции». Например, миф про «прокрустово ложе». Прокруст был уверен, что для счастья необходимо, чтобы все люди были одинаковыми. Поэтому он всех равнял: кому голову отрежет, а кому - ноги. Живым с этого ложа никто не выходил, души мертвели в результате такого уравнения.
Что я могу предложить, как человек с большим педагогическим стажем и учёной степенью, связанной с педагогикой, как основатель частной авторской школы, успешно просуществовавшей 20 лет? Я могу посоветовать только одно — вспомнить собственную практику. Сейчас отмечают юбилей Смольного института, откуда выходили прекрасные преподавательницы. Кого-то из последних поколений мне довелось ещё и знать, сейчас их уже нет на свете. Это были удивительные люди, прекрасные и культурные учительницы. Они же были и организаторами образования, но в основном работали в сфере культуры.
За рубежом в университетах есть факультеты искусств. К педагогике во всех развитых странах, по крайней мере, в тех, где мне удалось побывать (многие страны, не только на нашем континенте, но и на западе и на востоке) к педагогике относится как к искусству. Развитая страна понимает, что педагогика — это помимо педагогической науки (весьма сомнительной и размытой) ещё и искусство.
Дело не в том, что каждый урок — это театр, в котором учитель со своими детьми играет роль. Важно не развлекать и не играть - нужен талант режиссёра и психотерапевтическое искусство. Медицина — тоже искусство, ведь так и говорят про хорошего доктора - «искусный врач». А здесь речь идет о врачевании больных душ детей, которые больше больны душевно, чем физически. Это видно невооружённым взглядом: детские неврозы, аутизм и тому подобное.
Не думаю, что в педагогическом ВУЗе студенты смогут получить ещё образование и медика-психотерапевта, большого учёного в этой области, специалиста-логопеда. И научный подход здесь не работает. Нужно ещё подтянуть Министерство культуры, если они взялись за улучшение качества преподавания всех дисциплин - проводить творческие конкурсы, повышать уровень набора в педагогические ВУЗы.
Я только повторяю то, что на слуху у всего народа. Я вижу по выпускникам, кто идет в педагогические ВУЗы, надеясь, что корочки-то они получат, но никогда в эту ужасную школу не придут. А если в школу придут, то это значит, что они нигде больше не пригодились со своим сомнительным высшим образованием. Штаты высших образовательных учреждений комплектуются по остаточному принципу, не говоря уже о школах. Это надо прекратить.
Что сейчас делается? Молодёжь ломится в театральные институты или в творческие ВУЗы (я сам был доцентом в Институте кино и телевидения) — все хотят быть актёрами, режиссёрами и сценаристами. В Санкт-Петербурге в театральном институте на Моховой актерский факультет забит. Конкурс больше 100 человек на место. В этих ВУЗах раскрывается творческий потенциал, там интересно учиться - индивидуальный подход, творческие мастерские. Там всё для души. А в школах где всё это?
А в школу приходит недоученный человек, неподготовленный, бесталанный, потому что никто его по творческому конкурсу не набирал. Что такое хороший преподаватель ВУЗа? Я имею в виду не точные науки, а гуманитарные дисциплины или общеобразовательные предметы. Там нужно быть блестящим лектором. Чтобы было так, как у юриста Кони, у которого аудитория ломилась от желающих его послушать.
Когда я учился на филологическом факультете Университета, то на всю жизнь запомнил профессоров, которые лекции читали.
На лекции филолога Ираклия Андроникова приходили, как в театр. И не все могли даже попасть, чтобы его увидеть и послушать.
Где творческий огонь, горение в преподавании и подготовке студентов — будущих педагогов? Оно тоже должно быть творчеством и искусством.
И, конечно же, в школе. Ничего не будет, если в школе ребёнок не получит радости, духовной пищи и катарсиса.
Я не думаю, что в нетворческих ВУЗах, к которым теперь относятся педагогические институты и факультеты, говорят о катарсисе будущим учителям. Когда я пробовал это делать в творческих ВУЗах или при встречах с преподавателями и воспитателями детских садов, то никто не знал, что это такое. А уж как этого достигать вместе? Вспомним пушкинские строки: «Над вымыслом слезами обольюсь».
Ведь они исполняют на уроках литературы работы с текстом лучших художественных произведений мировой литературы. Там, где нужно педагогическое мастерство, нужно и до сердца ребёнка дойти, а не только его ум укомплектовать знаниями. Помните, у Салтыкова-Щедрина был градоначальник с фаршированной головой. Надо не голову фаршировать, а работать с внутренним миром детей, прививать им культуру.
Для привития культуры нужно иметь систему высшего образования. Нужно объединять усилия министерства образования и министерства культуры. Без этого воз будет «и ныне там», потому что лебедь в одну сторону, рак в другую, а щука - в третью. Тянут, стандарты укладывают в «прокрустово ложе», мертвечины много, а воз и ныне там.
Таким образом, у меня пока пессимистической прогноз по поводу очередных усилий нашего министерства всех уравнять и повысить общий уровень средней температуры по больнице. Не получится! Одним им просто не справится, тем более не туда идут.