itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Не фотографируйте Причастие

Можно ли фотографировать Тело и Кровь Христовы и потом где-нибудь публиковать?

Проблемы церковной жизни 
1 Человек 
1985
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Почему задаю такой странный вопрос? Недавно в одном из миссионерских пабликов увидел фотографию Потира со Святыми Тайнами. Подпись гласила, что это «Тело и Кровь Христовы». Фотография вызвала у некоторых смущение, в частности, одна из подписчиц написала, что ей тяжело это «свапать», то есть, говоря по-современному, листать ленту новостей из подписок, в которой могут быть собраны и вполне безобидные кошечки-собачки, но соседство благочестивых предметов и явлений рядом с ними представляется неуместным. Дружественно настроенный администратор группы с пониманием отнёсся к критическим отзывам подписчиков и удалил фотографию. В данном случае обе стороны действовали деликатно, конструктивно и на пользу друг другу.

Поскольку взвешенная критика может принести пользу и другим, то, движимый этим мотивом, постараюсь продолжить размышления здесь. Всё чаще в пабликах социальных сетей и на православных интернет-порталах появляются фотографии, на которых запечатлено, как частица Тела с Кровью преподносится лжицей причастнику. Такая публичность в отношении Христова Таинства должна естественно смущать христианина. Кроме того, как уже выше показано, появляется всё больше фотографий евхаристического Хлеба и Вина или хлеба и вина на Престоле. Именно на Престоле, а не Жертвеннике, хотя фотографию Жертвенника, очевидно, простому верующему достаточно трудно отличить от фотографии Престола. Без уточнения момента фотографирования, до или после Пресуществления, не понятно, как относиться к изображённому на фотографии — более благоговейно или менее благоговейно. Вопрос тут не праздный потому, что возникает риск впасть, пусть и несознательно, в грех хлебопоклонства, ср. [1].

Раз такие смущения и соблазны возникают от фотографирования Святых Даров, то почему нельзя просто запретить их фотографирование всем верным? Напрашивается несколько аргументов против фотографирования.

Во-первых, образовательными целями оправдать публичность нельзя, потому что все части богослужения, так или иначе, можно донести до читателя в аккуратно и красиво нарисованных иллюстрациях, которые-то и можно, в свою очередь, показывать или оглашенным, или в открытых интернет-пабликах. Хороший пример подают иллюстрации, написанные Клавдием Васильевичем Лебедевым (1852­–1916), действительным членом Императорской Академии художеств, и переизданные издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры [2]. С сожалением приходилось недавно слышать из открытой дискуссии, как старые пособия были названы «консервами, изготовленными в XIX веке» [3]. То ли за этими словами стояли конкретные отрицательные примеры, которые сказавший, тем не менее, не привёл (хотя такой литературный обзор кажется логичным привести), то ли имела место недальновидная предвзятость, отвергнувшая всё скопом, в том числе лучшие наработки, закалённые временем, в деле катехизации верующих и просвещения народных масс. Необходимо лучше присмотреться к тому, что было сделано до революции, и выбрать самое совершенное, пока оно не забыто окончательно и не утеряно.

https://luckclub.ru/images/luckclub/2018/03/b2ap3_large_prichash-19.jpg

Причастие. Иллюстрация академика К.В. Лебедева (1852­ – 1916)

Во-вторых, публичность в вопросе Причастия и фотографического запечатления Святых Даров, очевидно, противоречит молитве перед Святым Причастием: “Не бо врагом Твоим Тайну повем...” — так как фотографии Даров смогут видеть все люди, в том числе и явные враги Божии. Также это противоречит стиху Метафраста: “Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря...”. То есть, видя Святые Дары, надо иметь благоговейный ужас! А если публикующий публикует фотографии Святых Даров, и их видит не подготовленный читатель/зритель без подобающего благоговения, то и сам читатель погрешает, и виновным становится публикующий, вводящий читателя в такой соблазн. Ответим сами себе, имели ли мы благоговение, видя и «свапая» в интернете фотографии Святого Причастия христиан? Рождалось ли в нас что-то светлое или мы тренировались в равнодушии, перелистывая дальше?

В-третьих, и без того у нас в Церкви идёт спор вокруг практики помещения священных изображений на неподобающие к этому предметы, см. об этом цикл статей Владимира Немыченкова и священника Алексия Кнутова на портале Православие.ру [4]. Какой же мы, православные, даём пример другим, открыто публикуя фотографии Тела и Крови Христовых, не заботясь о том, куда и кому в итоге попадут фотографии и как они будут использоваться? Грубо говоря, пока мы боремся за то, чтобы светские производители не изображали иконы на пасхальных яйцах и не нарезали бы их в графических фоторедакторах для оформления обложек, сами же мы отправляем в противоречивое интернет-пространство, исполненное профанного, священные и дорогие нам изображения Таинств. Между тем, на магнитных дисках компьютеров, задумаемся, на интернет-серверах и ещё более в смартфонах людей, в их постоянной и временной памяти, в закодированном виде битов и байтов вплотную соседствует священное и скверное, честь и нечестие, греховное и праведное, ложь и правда. Интернет, эта вавилонская блудница, смешал всё. И перед нами стоит выбор или включить трансляцию Богослужения, или кликнуть навязчивый ролик, где школьник жестоко изобьёт своего товарища. Конечно, мы стараемся ловить рыбу из мутной воды интернета, но не должны её сами мутить; напротив, должны способствовать прояснению воды или помогать другим ориентироваться сквозь муть. В этом смысле отказ от интернета, на что мне сразу могли бы указать оппоненты, был бы контрпродуктивным, да и не могут отказаться от него даже самые отъявленные луддиты, агитирующие (в интернете же) за уход в леса и рытьё землянок. А вот разумные, оправданные ограничения были бы уместны и полезны.

Раз уже упомянуты трансляции, то чтобы быть последовательным, мне придётся подумать и попробовать ответить на вопрос, как быть с ними, ведь они уже показали свою несомненную полезность. Каждый раз их смотрят сотни и тысячи человек, оставляя просьбы помолиться за них и их близких в комментариях. Склоняюсь к мысли, что ради пользы этих людей, трансляции можно, и нужно, и необходимо продолжать. Однако оператор, действуя сознательно, вполне может изловчиться и заснять обстановку в храме так, чтобы не оголить Таинство Причастия. Можно просто показывать в это время храм снаружи, как делается в Почаевской Лавре [5].

Таким образом, формирующаяся сегодня практика фото- и видео-запечатления богослужений без каких-либо ограничений требует пересмотра, поскольку злоупотребление техническими средствами может вступать в противоречие с духом церковного благочестия. Ведь реальной насущной необходимости, на самом деле, нет, чтобы с камерой стремиться заглянуть в Чашу. Есть в этом какое-то нехорошее стремление «раздеть» богослужение, наподобие того как пытаются убирать иконостасы «в миссионерских целях». Для приходских отчётов и фиксации приходской деятельности вполне достаточно фотографировать молящихся на Литургии оглашенных или на Благодарственных молитвах. Количество причастников всё равно будет задокументировано священнослужителем в его «Богослужебном журнале». Ведя трансляции из крупных духовных центров, также необходимо соблюдать определённые границы при запечатлении деталей богослужений. Это не только поспособствует укреплению благочестия и внутренней дисциплины, но и в некоторой степени улучшит отношение к Церкви внешних наблюдателей, настроенных нейтрально, и не даст дополнительных поводов наблюдателям, настроенным воинствующе.

Дмитрий Николаевич Габышев, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, г. Тюмень

Ссылки:

1. Хлебопоклонническая ересь // Полный православный богословский энциклопедический словарь. Том II. Издательство П.П.Сойкино

2. Всенощное бдение. Божественная Литургия. Таинства Церкви» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012). В книге использованы иллюстрации действительного члена Императорской Академии художеств К.В. Лебедева (1852­ – 1916)

3. Диакон Илья Кокин. Суд любви или суд Линча // Православи.ру, 18 октября 2021.

4. Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков. Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями. Проблемы современного иконопочитания. Часть 6 // Православие.ру, 5 августа 2020.

5. Канал Свято-Успенской Почаевской Лавры на youtube.com.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4.

Дворянки на картине, дама и отроковица, с непокрытыми главами.

3.

Диакон Петр Пахомов в статье «Оглашенные: прошлое или будущее?», рассуждая о Литургии оглашенных, писал: «Литургия оглашенных – это часть Литургии, на которой молились не только оглашенные, но и кающиеся. Это было во времена, когда верующие считали, что Евхаристия нуждается в защите и, в первую очередь, от недостойных взоров... В какой момент нашей истории возобладало мнение, что Святые Тайны, по сути, тайнами не являются, и освящение их не надо скрывать от любопытных глаз, и даже более, что приступать к ним могут почти все желающие (хотя ограничения всё же остались). "Между тем благочестие, вера, любовь к Богу, полная горячности, – это все такие чувства, которые непременно мы должны иметь, приступая к Святым (Тайнам), без которых даже и смотреть на них крайне нечестиво" (Николай Кавасила «Изъяснение Божественной Литургии»)». И цитирует свт. Иоана Златоуста: «...во время страшных тайн служители божественного священнодействия, подражая крыльям ангелов узкими кусками полотна, лежащими на левом плече, обходят и взывают: "Да никто от оглашенных", да никто из не ядущих, да никто из соглядатаев, да никто из немогущих видети вкушаемого Агнца, да никто из немогущих созерцать небесную кровь, изливаемую во оставление грехов, да никто недостойный живой жертвы, да никто нечистый, да никто немогущий нечистыми устами прикоснуться страшных тайн (не смеет приступити сюда). Потом присоединяются и голоса ангелов с неба, говорящих: свят Отец, давший в жертву Тельца упитанного, не познавшего греха, как говорит пророк Исайя...». URL: https://ruskline.ru/news_rl/2023/05/26/oglashennye_proshloe_ili_buduwee
JG / 26.05.2023, 09:54

2.

Спасибо автору! Поучительная статья, особенно для наших уважаемых архиереев, которые выставляют на всеобщее обозрение на своих епархиальных сайтах Таинство Евхаристии. С НАМИ БОГ!
Валерий / 16.11.2021, 05:27

1. абсолютно согласна

Абсолютно согласна с автором! Кроме того, насколько мне известно, нельзя и монахов фотографировать. Однако в селфи-раже даже верующие постоянно этим занимаются.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Габышев
«Человеки и скоты спасеши, Господи...»
Что будет с животными по всеобщем воскресении?
12.10.2023
Может ли ещё Индия стать православною?
Продолжение разговора. Часть 4.2.
29.06.2023
Признать мощи Царственных мучеников подлинными!
Тогда проблемы и нестыковки следствия рассеются
19.05.2023
Сороколет
Концепт новой требы
04.05.2023
Все статьи Дмитрий Габышев
Проблемы церковной жизни
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
«Такие действия не каноничны»
Протоиерей Владислав Цыпин о решении Фанара восстановить в священном сане Уминского
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии