itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Не в ладах с отечественной историей

О юбилейной выставке в залах Третьяковской галереи

Александр Невский 
0
1220
Время на чтение 7 минут
Фото: Николай Кокухин

Завершилась широко разрекламированная выставка в Третьяковской галерее – «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского». Весьма удобный повод подвести ее итоги.

Благоверный князь Александр Невский – выдающаяся фигура в истории России. Он несколько раз спасал нашу Отчизну от неминуемой гибели: 15 июля 1240 года на реке Неве наголову разгромил шведские полчища; 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера дал решительное сражение немецким рыцарям, известное под названием «Ледовое побоище», – победа была полная. Кроме того, Александру Невскому удалось оградить Русскую землю от нашествия татаро-монгольских орд.

Организаторы выставки поставили перед собой задачу – показать важнейшие страницы в истории нашей страны, начиная от Крещения Руси. Давайте посмотрим, как им удалось с нею справиться. Камертон выставки – героические деяния святого благоверного князя Александра Невского. Он, этот камертон, помог устроителям сделать несколько правильных шагов. Выставку открывают диорама Евгения Емельянова «Ледовое побоище» и триптих Павла Корина «Александр Невский», центральную часть которого занимает величественная фигура благоверного князя в военных доспехах и с грозным, гибельным для любого врага, острым мечом. Не оставили меня равнодушным и другие произведения (Максим Авилов – «Иван Грозный с опричниками» (знал автор картины, что опричнина сыграла решающую роль в искоренении ереси жидовствующих); «Полтавская битва» неизвестного художника (непонятно, почему представлена именно эта картина; есть достаточно много произведений известных авторов на эту тему; помнится, не так давно Исторический музей создал прекрасную выставку, посвященную знаменитой битве); Григорий Шукаев – «Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 году»); две картины, и обе неплохие, посвященные русскому патриоту Ивану Сусанину.

Я шагал из одного просторного зала в другой, знакомясь с экспозицией, и в какой-то момент понял: авторы потеряли правильный ориентир (то ли случайно, то ли сознательно) и сбились с пути. Поясню свою мысль на конкретных примерах.

Вот картина того же Виктора Васнецова «Витязь на распутье», где рыцарь пребывает в большом недоумении, какой же путь ему выбрать. Святому благоверному князю Александру Невскому такие состояния были чужды: он знал, что делать в тот или иной момент своей жизни: громить врага!

Одну из стен занимает большое полотно Клавдия Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече». Кто такая Марфа Посадница? Она возглавляла новгородскую оппозицию к московскому государю Ивану III, вела тайные переговоры с князем литовским и королем Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Литвы. Другими словами, это предательница. Если учесть, что цель выставки – прославление героических деяний русских людей, то появление такого персонажа, как Марфа Посадница вызывает вполне резонный протест.

В экспозицию непонятно какими судьбами затесался и еще один предатель – я имею в виду бунтаря Емельяна Пугачева, выступившего против самодержавной власти. На полотне Василия Перова «Суд Пугачева» он не просто бунтарь и самозванец, а судья, который выносит приговор ни в чём неповинным людям.

Передо мной очередной раздел выставки: «Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы». С какими же обычаями и нравами знакомят нас? Одна из картин называется «Насильственный постриг» (художник - Николай Матвеев). Тут можно обойтись без комментариев. Другая работа: «Московский застенок» кисти Аполлинария Васнецова. Очень много трупов. Представляю, сколько пота пролили сотрудники музея, отыскивая в запасниках этот редкий «шедевр».

Замечу в скобках, что названный раздел к главной теме не относится, он из совершенно другой серии.

Императору Петру Великому уделено, я бы сказал, пристальное внимание. Но с лукавым оттенком. Адольф Шарлемань – «Пётр накрывает заговорщиков в доме Цыклера 23 февраля 1697 года». Ага, значит, во времена этого государя тоже процветало предательство. Обратимся к другому произведению: Гавриил Горелов – «Сцена из времен Петра I. Похороны на свиньях». Жуткое зрелище! Во-первых, позволим себе усомниться в том, что такие вещи практиковались при названном государе. Это, скорее всего, грубая ложь, посеянная недоброжелателями. Но даже если бы это и было на самом деле, то зачем тащить такую картину на патриотическую выставку?

Очередной зал поверг меня в длительный шок. Речь пойдет о картине Валерия Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны». Пояснительный текст к ней гласит:

«Якоби изобразил сцену, характеризующую придворную жизнь при императрице Анне Иоанновне. При внешней роскоши русского двора того времени в нем царила грубость нравов и сохранялись почти средневековые увеселения с участием карликов и шутов, в роли которых нередко выступали родовитые вельможи, в том числе пребывавшие в опале.

В спальне императрицы в Зимнем дворце перед больной Анной и ее всесильным фаворитом, бывшем конюхом, а затем герцогом Эрнестом Иоганном Бироном, изображают детскую забаву представители древних дворянских родов – князья М.А. Голицын, Н.Ф. Волконский и граф А.М. Апраксин. Их передразнивают царские шуты Педрилло и Лакост. Остальные придворные явно скучают – по-видимому, подобные увеселения давно приелись их постоянным зрителям. В дверях сурово взирает на нелепое представление пришедший с докладом сановник. Возможно, Якоби изобразил министра А.П. Волынского – ярого противника Бирона и его клевретов. Художник искусно пишет интерьер, блистающий роскошным убранством в стиле рококо, передает переливы шелковых и бархатных тканей, из которых сшиты костюмы дам и кавалеров, подчеркивая их кукольный облик».

Включив эту картину в экспозицию, авторы выставки решили, наверно, что обеспечили ей бесспорный успех. Если поставить слово «успех» в кавычки, то так оно и есть.

Негативную сторону войны показывают полотна художника-баталиста Василия Верещагина («После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»; «Перед атакой»). Авторы выставки словно забыли, что цель ее совсем другая – воздавать хвалу русскому оружию, и в первую очередь, русским полководцам.

Но зачем воздавать хвалу русским полководцам? Не лучше ли обратить внимание на... Наполеона Бонапарта. Он ведь тоже «прославленный герой», решивший покорить Русскую землю, а русских людей превратить в рабов. Большого размера картина, показывающая незадачливого вояку в тот момент, когда он оставил Москву и получил дурные вести из Франции.

А вот гениальному полководцу, спасителю России Михаилу Илларионовичу Кутузову, который остудил пыл Наполеона и изгнал его из пределов нашего Отечества, отведено очень скромное место – небольшая картина А. Кившенко «Военный совет в Филях». Мол, посетители Наполеона запомнят, а Кутузова – вряд ли. Да нет, я своими глазами видел: мимо Наполеона они проходили, не задерживаясь, а около Кутузова останавливались, да и надолго.

«А где же знаменитая Куликовская битва?» – задался я вопросом, закончив осмотр выставки. – Может, пропустил ее? Я не поленился и вновь обошел все залы. Однако ни одной картины, посвящённой Куликовской битве, так и не обнаружил. А не обнаружил потому, что для устроителей этого проекта историческая Куликовская битва, видимо, не существует. Как не существует благоверный князь Дмитрий Донской, который возглавил русское воинство и, разгромив супостатов, освободил Русь от татарского ига. Как не существует преподобный Сергий Радонежский, благословивший отважного князя на решительное сражение и дал ему на помощь двух воинов-схимников – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Князь Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский – не просто исторические личности, они – спасители России. Их знает вся Россия, всякий русский человек, начиная от школьников и студентов и кончая маститыми академиками. И только для сотрудников Третьяковской галереи их имена почему-то неведомы.

Зато они хорошо знают других личностей. Например, бельгийского короля Альберта (картина Ильи Репина «Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году»). Что же произошло в 1914 году? Когда немецкие войска вторглись в Бельгию, то Альберт, спасая свою немногочисленную армию, взорвал речную плотину и тем самым преградил путь непрошеным гостям. По мысли устроителей выставки, этого вполне достаточно, чтобы причислить бельгийского короля к числу известных героев России.

Выставка обрывается на полуслове, где-то в конце Первой мировой войны. Авторы проекта, вероятно, считают, что на этом история России заканчивается. Однако это не так. Суровая, но и прекрасная история России на этом отнюдь не заканчивается. Наша любимая Отчизна продолжает жить и, находясь в борении, вопреки как внешним, так и внутренним врагам, успешно выполняет великую историческую миссию.

Если бы устроители выставки стали рассматривать дальнейшую историю нашего государства, то им, волей или неволей, пришлось бы говорить о нашем Царе-мученике Николае II, который возвеличил Россию и поставил ее в первые ряды среди других государств, о великом стратеге, верховном главнокомандующем Сталине, вынесшем на своих плечах всю тяжесть Великой Отечественной войны и даровавшем нашей стране славную победу над фашизмом.

«Кто любит Россию, тот знает ее историю, – подумал я, покидая выставочные залы. – А кто не любит Россию, тот не только не знает ее историю, но и всячески ее искажает...».

Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Фото автора

Е. Емельянов. «Ледовое побоище». Диорама (фрагмент)


П. Корин. «Александр Невский» (центральная часть триптиха)


К. Лебедев. «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече».


Г. Горелов. «Сцена из времен Петра I. Похороны на свиньях».


В. Якоби. «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны».


В.Перов. «Суд Пугачева».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Кокухин
Ядовитый источник
Заметки о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
18.03.2024
«Я вам жить завещаю...»
О стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
25.01.2024
Духовное солнце России
Возвращение Казанской иконы Божией Матери
21.12.2023
«Я услышала зов Христа…»
Репортаж из Храма Христа Спасителя
21.11.2023
«Ради жизни на земле...»
Василий Теркин снова в строю
10.11.2023
Все статьи Николай Кокухин
Александр Невский
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
О наших отношениях с Ватиканом
Дай Бог, чтобы мы подражали святителю Марку Эфесскому и благоверному князю Александру Невскому!
20.01.2024
«Сделано много, но предстоит сделать еще больше»
Состоялся очередной итоговый Совет православных общественных организаций Санкт-Петербурга
19.01.2024
Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам
К 32-й годовщине развала СССР
26.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06