I
Рано утром я вышел из церковного дома и ахнул: дороги, ведущие к Вышенской обители, были запружены легковыми автомобилями и автобусами; на территории обители не было, кажется ни одного свободного места - всюду автомобили; мало того, у реки Выши, на обширной поляне, нашли пристанище десятки легковушек и микроавтобусов. Толпы людей - мужчины и женщины, священники и миряне, молодые и не очень молодые - спешили побыстрее войти в монастырь. Они прибыли сюда не только из ближних и дальних мест Рязанской земли, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова и других городов и сел нашей страны. Их привел сюда Святитель Феофан Затворник, "благочестия учителю и чистоты", известный духовный писатель и просветитель.
Ясный погожий воскресный день, солнце сияет вовсю, небо украшено великолепными эскадрами чудо-облаков - такую редкую для нынешнего лета погоду вымолил, конечно, главный "виновник" торжества. Около Казанского храма особенно большая группа людей. Подхожу ближе, чтобы узнать, в чем дело. Оказывается христиане окружили владыку Марка, главу Рязанской митрополии, стремясь получить его благословение; такая ситуация для него - дело обычное; он любит бывать среди своих пасомых и уделять им внимание. С владыкой я знаком уже несколько десятков лет; первый раз мы встретились в прошлом веке, когда он, молодой иеромонах, нес послушание в Иерусалиме, в Русской духовной миссии. Я надеялся, что толпа богомольцев станет поменьше, и тогда можно не только подойти к владыке, но и обменяться несколькими словами. Однако толпа стала не меньше, а еще больше. Несмотря на это, мне все же удалось получить благословение архипастыря.
Но вот загремели церковные колокола, возвещая о начале праздничного богослужения. Владыка Марк вошел под своды Казанского собора, чтобы возглавить Божественную Литургию. Вместе с ним молились еще четыре архипастыря: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Иваново-Вознесенский Иосиф, епископ Веневский Феодорит и епископ Скопинский и Шацкий Питирим.
Я попытался войти в храм, но не тут-то было - он был заполнен до предела. Мне все же удалось, правда, с большим трудом пробраться в левый придел. И - о чудо! - тут, у большого окна, нашелся небольшой свободный уголок, где можно было не только молиться, но и класть поклоны.
Сотни и сотни свечей, свидетельство нашей православной веры, пылали кострами, лица богомольцев светились духовной радостью, хор пел изумительно. Мне показалось, что пели ангелы, а не люди, а мы все находились как бы на небесах. В скобках замечу, что это был хор Рязанского Борисо-Глебского собора во главе с регентом Дарьей Трофимовой. Из своего уголка я видел, с каким воодушевлением она управляла своими подопечными.
Святитель Феофан был с нами, видел и слышал, что здесь происходило, и молился о каждом из нас. Я, в свою очередь, помолился ему такими словами:
-Святителю отче Феофане, находясь в затворе, ты написал много духовных книг и поучений, которые и сегодня помогают людям встать на путь спасения. Умоли, отче святый, Христа Бога, чтобы Он помиловал нас и привел туда, где и ты ныне пребываешь, то есть в Царствие Небесное.
Но где же мне исповедоваться? Наверно, вне храма. На улице молящихся было не меньше, чем в Казанском соборе, тем более радиофикация и слышимость были хорошие. Так бывает всегда во время больших праздников, например, в Дивеево, в Оптиной пустыни и в других монастырях. Я без труда нашел место, где несколько священников принимали исповедь; я подошел к одному из них.
Когда началось причастие, священники вышли с Чашами на улицу, и христиане, в том числе и я, сподобились принять Святые Тайны.
II
Обращаясь к присутствующим, владыка Марк отметил, что святитель Феофан, находясь у Престола Божия, с еще большей силой и дерзновением, чем раньше, умоляет Христа о том, чтобы Россия, обратившись к Богу, побыстрее встала на ноги.
Игумения Димитрия сказала слово позже, за чаем:
-Нас собрал сегодня великий подвижник Земли Русской святитель Феофан Затворник. Он всегда с нами, живет в наших сердцах, по-прежнему опекает обитель, которую возлюбил всем сердцем и где создал замечательные духовные произведения. Его труды способствуют духовному просвещению русского народа и возрождению нашего любимого Отечества. Слова и поучения владыки на крыльях Божией благодати распространяются по всей нашей стране, достигая самых отдаленных окраин. Угодник Божий помогает мне и всем сестрам обители выполнять наши послушания, без ропота нести наш жизненный крест, не печалиться, а наоборот, радоваться, усердно выполнять Евангельские заповеди и возрастать во Христе.
Владыка Феофан жил на Выше как будто в раю, и нас учит тому же. Он вернулся в свой дом; этим самым он как бы призывает весь русский народ вернуться в свой дом, то есть в храм Божий. Благодать Святаго Духа, которую стяжал владыка своими аскетическими подвигами, наполнила наши сердца великой духовной радостью.
От себя лично, а также сестер нашей обители и всех гостей от всей души благодарю наших дорогих владык за то, что они возглавили наш чудесный праздник, придав ему высокое духовное звучание! Желаю всем почитателям святителя Феофана, нашего небесного защитника и покровителя, много милостей Божиих!
После окончания Литургии состоялся многолюдный торжественный Крестный ход вокруг Казанского храма. Владыка Марк, а также другие архипастыри, желая подчеркнуть сугубую благодать, которая изливалась на участников праздника, окропляли их святой водой не кропилом, а прямо из чаши, доставив нам неописуемую радость.
III
Святитель Феофан отошел ко Господу 6 января 1894 года; его похоронили в Казанском соборе. После богоборческой революции в монастыре была размещена психиатрическая больница. Это, конечно, не случайно - чем выше духовный подвиг подвижника благочестия, тем изощреннее издевательство над тем местом, где он подвизался. Казанский храм скоро был обезображен, место погребения владыки осквернено. Некие нечестивцы, думая, что в гробнице находятся драгоценности, проникли в нее, однако их ждало большое разочарование, и они, причинив ей немалый вред, убрались не солоно хлебавши.
Через некоторое время нашлись другие люди, верующие, благочестивые, богобоязненные, которые решили спасти духовное сокровище. Назову их имена: настоятель храма во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка Георгий Глазунов, насельники Троице-Сергиевой Лавры: игумен Марк (Лозинский), архимандрит Елевферий (Диденко) и архимандрит Георгий (Тертышников). С великим страхом и благоговением они обрели бесценные мощи и перевезли их в свою обитель, где они хранились в подклети Успенского собора.
В 1988 году на Юбилейном Поместном соборе Русской Православной Церкви святитель Феофан был прославлен в лике святых как "подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества". В том же году его мощи были перенесены в Сергиевский храм села Эммануиловка.
Между тем Вышенский монастырь с большими трудностями, препятствиями и искушениями возрождался. Пришла пора, когда он смог принять в свою ограду мощи святитетля Феофана. Это произошло 29 июня 2002 года.
О предистории этого события рассказал митрополит Иосиф.
-Святейший Патриарх Алексий поручил мне подготовить и организовать перенос мощей. Я позвонил Рязанскому губернатору Любимову. Тот сказал, что это невозможно по нескольким причинам: на территории монастыря находится психиатрическая больница, принять Патриарха и гостей негде; кроме того, дорога, ведущая к селу Эммануиловка, очень плохая; людей будет очень много; как их доставить в Эммануиловку? Лучше это дело отложить на несколько лет, заключил он.
Я ответил, что наш верующий народ решал и не такие сложные задачи. И в самом деле, люди охотно откликнулись, и дело сдвинулось с мертвой точки. По милости Божией, торжество перенесения мощей святителя Феофана состоялось. Великое духовное торжество возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Любимов дал обещание в течение пяти лет построить несколько корпусов для психиатрической больницы. В этот срок он не уложился, но все равно позднее больные переехали на новое благоустроенное место.
Вскоре был отреставрирован Казанский собор, и святыня вернулась на свое прежнее место (до этого она пребывала в Успенском храме).
IV
Своими впечатлениями о празднике поделилась со мной Валентина Федоровна Сауткина.
-Почти вся моя жизнь прошла на Выше. Все тут происходило на моих глазах, в том числе и возрождение нашей обители. Я с большим нетерпением ждала возвращения святых мощей святителя Феофана. И как же я возрадовалась, когда они снова оказались здесь! Каждое утро я молюсь угоднику Божию, прошу его управить мой очередной день. Он очень добрый, помогает мне в моих нуждах, не дает унывать, а уж как я ему благодарна за все его милости, этого не высказать! Он мой духовный наставник, да и не только мой, но и всех верующих жителей Выши. Он для нас как солнце, без которого мы ходили бы в потемках.
Праздник посетил дальний родственник владыки Феофана по материнской линии Александр Макринов. Он живет в Санкт-Петербурге и с большим интересом изучает эпистолярное наследие епископа.
-Выша - это великий духовный столп нашего Отечества, - сказал он. - Ее значение растет с каждым днем. На мой взгляд, со временем она процветет, аки крин небесный, и, возможно, станет лаврой. Это произойдет, конечно же, по молитвам святителя Феофана, великого светоча Земли Русской.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора