Недавно тема «екатеринбургских останков» вновь оказалась в информационном пространстве. Благодаря председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиру Легойде, который в эфире радио «Эхо Москвы» выразил надежду на то, что принятие решения о статусе останков произойдёт в среднесрочной перспективе, передаёт Интерфакс-религия.
«Вопрос пока в статусе изучения, – заявил церковный чиновник. – Я надеюсь, что не так много времени потребуется для завершения этого процесса, но не готов сейчас назвать (...) временной промежуток. Надеюсь, что этот вопрос в какой-то среднесрочной перспективе будет решен».
В. Легойда пообещал, что Русская Православная Церковь в случае принятия решения не будет его скрывать, а сразу его опубликует. «Мы сами обратимся к журналистам, расскажем, какое решение принято и по каким причинам», – заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Судя по контексту, Легойда вовсе не собирался делать какого-то заявления о «екатеринбургских останках». Журналисты задали вопрос, он ответил. Ответил очень дипломатично, т.е. обтекаемо и неконкретно. В детали вдаваться не стал.
В последнее время тема «екатеринбургских останков» выведена из актуальной повестки дня – и политической, и церковной.
Дискуссия вокруг судьбы «екатеринбургских останков» была в центре общественного внимания в июле прошлого года в связи с очередной годовщиной цареубийства. Тогда вначале старший следователь по особо важным делам при председателе СК России Марина Молодцова, которая ведёт дело о цареубийстве, дала пространное интервью «Известиям». Затем официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко сделала заявление о ходе следствия. Общий смысл их заявлений: следствие дало ответы на многие вопросы, но остаётся ряд непрояснённых обстоятельств, не все экспертизы завершены, следствие продолжается.
По горячим следам РИА Новости обратилось за комментарием к одному из официальных экспертов следствия заведующему кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ, кандидату исторических наук Евгению Пчелову. Он заявил, что историко-архивная экспертиза подтвердила подлинность «екатеринбургских останков», что «основная картина прояснена», хотя вопросы еще остаются.
8-9 октября в Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла прошла конференция «Екатеринбургское злодеяние: обстоятельства, факты и вымыслы», приуроченная к 20-летию основания Храма-Памятника на Крови и монастыря святых Царственных страстотерпцев. Владыка Кирилл собрал сторонников версии уничтожения мощей Царственных Мучеников, т.е. противников подлинности «екатеринбургских останков». Главными докладчиками на конференции выступили судебный медик Ю.А. Григорьев, кандидат исторических наук П.В. Мультатули и др.
В конце 2020 года новый митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений заявил, что Русская Православная Церковь не будет спешить с признанием «екатеринбургских останков». По его словам, Церковь признает останки, если «не будет ни грамма сомнений». «Если будут сомнения оставаться, то торопиться не будем. Будем ждать», – подчеркнул архипастырь.
Вот, пожалуй, и все основные события, касающиеся «екатеринбургских останков», которые произошли в общественном пространстве в течение года.
Через месяц с небольшим Церковь будет молитвенно поминать Святых Царственных Страстотерпцев, сугубо во всех храмах, освященных в их честь. Пройдут ночные литургии, крестные ходы, главный – в Екатеринбурге от Храма-на-Крови к монастырю на Ганиной Яме. Это, вероятно, станет поводом для новых информационных выступлений на тему «екатеринбургских останков».
Однако, судя по всему, ждать какого-то решения – ни в ближайшее время, ни в среднесрочной перспективе – не стоит. Священноначалие сознательно «подморозило» тему «екатеринбургских останков». Причина понятна. Весьма вероятна опасность серьёзного церковного раскола.
Ситуация парадоксальная. С одной стороны, экспертизы, которые провело следствие (генетическая, антропологическая, историко-архивная и др.), свидетельствуют, что «екатеринбургские останки» с высокой долей вероятности принадлежат Царской Семье и их слугам, убиенным вместе с Царственными Страстотерпцами. С другой стороны, результаты экспертиз не готовы принять верующие (не только миряне, но и многие священники и архиереи), убеждённые, что тела мучеников были сожжены на Ганиной Яме, как считал следователь Н.А. Соколов. Тут не место разбирать причины этого парадокса.
Каков же выход? Собственно, его негласно и сформировало Священноначалие, «подморозив ситуацию», не говоря ни да, ни нет. И это, наверное, сегодня самое правильное. Однако, не хватает в этом решении одного пункта. Об этом писал по итогам июльской дискуссии прошлого года главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Стоило бы снять запрет на совершение богослужений в Екатерининском приделе собора Петра и Павла Петропавловской крепости перед могилой, в которой погребены «екатеринбургские останки». Церковным указом разрешить тем, кто считает останки Царскими мощами, молиться там.
Ситуацию с «екатеринбургскими останками» могут разрешить, вероятно, только сами Святые Царственные Страстотерпцы, к которым должна усердно молиться Церковь – и те, кто считают останки подлинными, и те, кто убеждён в большевистской фальсификации.
Редакция «Русской народной линии»