22 мая 2021 года отмечается 30-летие священнической хиротонии председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, члена экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей протоиерея Александра Пелина.
Накануне этой годовщины со священником побеседовал о его жизненном пути заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев.
Вы приняли священный сан, будучи совсем молодым человеком, только что отслужившим в рядах Советской армии. Что подвигло Вас на такое решение?
Я долго занимался внутренними поисками, потому что родился в малорелигиозной семье. Моя бабушка была верующей, а родители были воспитаны в советской системе. Мама работала старшим библиотекарем в старейшей библиотеке Мордовии, была замечательным лектором, занималась изучением русской поэзии золотого и серебряного веков, знала огромное количество стихов на память, писала литературные композиции, выступала в разных аудиториях города перед служащими, врачами и другими людьми. Папа был инженером строителем. Так мы жили.
С 12-14 лет я начал искать путь, потому что я понимал противоречие между тем, что декларируется в комсомоле и партии, и тем, что происходит в реальной действительности. Это жёсткое несоответствие было очевидно. В юности я думал, что можно каким-то образом усовершенствовать саму коммунистическую систему, читал трактаты, задумывался о том, что можно сделать, но потом понял, что это путь в никуда.
Религиозное знание было очень ограждено. Библию достать было крайне трудно, даже в храме. В Саранске работала одна единственная старейшая Иоанно-Богословская церковь. В этой церкви я пытался приобрести Библию, но так и не смог тогда это сделать. Это было начало 80-х годов.
В то время у меня было уже глубокое убеждение, что истина находится именно в религиозной сфере. Ещё до армии я успел посетить необычный кружок, который был связан с религиозным возрождением, там показывали диафильмы.
В Саранске служил отец Андрей из Подмосковья, который потом уехал из города. Он и показывал диафильм по книге священника Александра Меня «Сын человеческий». Тогда мы не знали, что эту книгу написал отец Александр Мень, поскольку она была издана под именем Эммануила Светлова. Позже я узнал, что это псевдоним священника Александра Меня.
Далее я служил в рядах Советской армии под Новосибирском. Это было крайне интересное время духовного возрождения, встречи с уникальными людьми, со старообрядцами, с людьми, глубоко знающими Писание. Я общался с Игнатием Тихоновичем Лапкиным, который дал мне много ценных сведений о Священном Писании и Предании Церкви.
Крайне интересной была община протоиерея Бориса Пивоварова в Академгородке. Она сохранилась. Дай Бог доброго здравия отцу Борису. Это выдающийся человек. Я был на самом первом богослужении, которое совершалось в неотапливаемой деревянной церкви на Богоявление. Стоял сильный холод. В Академгородок был привезён сруб из какого-то села. В то время разбирали срубы и переносили по типу музеев под открытым небом. В таком срубе было совершено самое первое богослужение, где я познакомился с удивительными людьми: профессорами, академиками, которые потом, по приглашению приходили к нам в войсковую часть читать лекции и общаться с солдатами. Мне приходилось исполнять обязанности замполита. В нашей роте замполитам было всё делать лень, потому что было время неопределённости, на всё махали рукой, или, как говорит молодёжь, — «забивали». Поэтому я все мероприятия проводил сам. Пока один из замполитов был в отпуске, я пригласил священника в часть. Когда замполит об этом узнал, он наговорил мне суровые слова. Я думал, что он меня растерзает или даже убьёт. Но пронесло… Стоял уже 89-ый год на дворе.
Это было счастливое замечательное время. О нас даже писала тогда газета Сибирского военного округа. В большой части, к которой примыкала наша отдельная военно-строительная рота, всё время была закрыта библиотека, а людей нужно было как-то занять. Наша часть зарабатывала деньги. Как-то мы с командиром купили старый фотоувеличитель для печати фотографий ребятам на дембель и для стенгазеты о строителях и работе.
Потом я договорился с Центральной новосибирской библиотекой, нам передали большое количество книг. И мы сделали свою собственную библиотеку. Любой мог прийти, взять с полки книгу, почитать классику. Так у нас появилась своя «Золотая полка» (выражение Юрия Олеши).
Когда я в конце 1980-х годов демобилизовался и пришёл в Саранск, то понял, что другого пути у меня нет. Так я и сказал родителям и пошёл в Иоанно-Богословский собор, где устроился алтарником. В 1991 году Пензенская и Саранская епархии разделилась. Пензенская и Мордовская епархии стали самостоятельными.
В Мордовии назначили своего нового архиерея — епископа Варсонофия. Он меня сразу взял в иподиаконы, в помощники. Я прошёл иподиаконскую школу. До армии я немного поучился, возглавлял кино-кружок, работал на заводе учеником токаря, директором подросткового клуба «Водномоторник». Когда я собирался поступать в семинарию, владыка посмотрел на мой уровень образования и говорит: «Всё, пойдёшь учиться заочно». Что я, собственно говоря, и сделал.
Со своей женой я познакомился в январе 1991 года, ещё до прихода епископа Варсонофия в Мордовию. Был праздник перед Богоявлением, я пришёл с вечерней службы и принёс просфоры. Мой товарищ, учившийся на журфаке, говорит: «Я приду к тебе в гости со своей девушкой и хочу познакомить тебя ещё с одной девушкой. Вы очень похожи». Когда они пришли, я как бы инстинктивно протянул им свежайшие только что испеченные просфоры. Девушка, которую, как оказалось звали Юлия, посмотрела на меня и совершенно неожиданно говорит: «Мне ночью снилось, как кто-то подарил мне хлеб». Вот так произошло наше знакомство с моей будущей супругой, с которой мы также отмечаем 30-ю годовщину совместной жизни. У нас прекрасные и разносторонние дети, и мы с женой уже бабушка и дедушка, дважды… Старшая дочь Анастасия – прекрасная мам двух малышей и теперь ждёт третьего. Средняя дочь – Мария осваивает профессию «режиссера игрового кино» во ВГИКЕ (мастерская Александра и Владимира Кот). Сейчас у нее очень ответственный период «запуска» короткометражного фильма по собственному сценарию. Младший сын – Арсений студент Российской правовой академии.
Вы всегда совмещали священство с активной общественной жизнью. Ваш послужной список поражает. Вы не раз давали понять, что придаёте общественной жизни большое значение…
Что касается моей общественной деятельности, то могу сказать, что я человек очень ленивый. Но если я что-то делаю, то пытаюсь делать это как можно лучше. Потому если уж я чем-то занимаюсь, то это не от безделья, это просто необходимость. Возникает проблема — и приходится её решать. Если мы не будем заниматься проблемой, то проблема будет заниматься нами. Или ею будет заниматься другие люди, но так, что она перерастёт в страшную беду или трагедию.
Например, межрелигиозные, межконфессиональные вопросы. Представители псевдорелигиозных движений, групп, сект очень хотели бы сфотографироваться с митрополитом Варсонофием, но они представляют собой малочисленные, часто вредные и не до конца понятные религиозные и псевдорелигиозные движения. Когда происходят подобные встречи, потом эти фотографии начинают распространяться. Тогда разносится молва о том, что Православная Церковь якобы поддерживает такие структуры.
Вспоминается замечательный пример, когда корейский проповедник Мун с его античеловеческим религиозным учением встречался с генсеком Горбачёвым. Их кто-то сфотографировал. Затем эта фотография тиражировалась в сотнях экземпляров, а муниты в своих проповедях при общении с местными губернаторами показывали это фото в доказательство того, что их якобы поддерживает сам президент СССР. Мы не хотим такой «славы».
Если говорить об общественном секторе, то он очень широкий, многие организации используют в своём названии слово «православие», называют себя православными. Но нередко возникает вопрос, являются ли они таковыми?
С другой стороны, мы живём в таком жёстком радикализме, граничащем с опричниной. Допустим движение «Сорок сороков» состоит из абсолютно адекватных людей, но многие их пугаются, так как просто не знаю, чем эти люди занимаются. Почему появилась эта организация? Она была создана в ответ на безнаказанные кощунственные выступления — танцы в храмах, бросание бутылок с зажигательной смесью. Появилась конфликтность, которая нарастала. Казаки, спортсмены, активисты «Сорока сороков» решили, что они будут защищать наши храмы, наши святыни. Я считаю, что это достойное правильное намерение — готовность защищать свою веру от кощунства и поругания.
С 2012 года Вы являетесь членом Союза журналистов России. На сегодняшний день, пожалуй, Вы один из самых известных спикеров Русской Православной Церкви, яркий публицист, остроумный комментатор. Как Вы оцениваете современное состояние средств массовой информации в России? Каково, на Ваш взгляд, присутствие Церкви в информационном пространстве?
Постепенно информационное пространство меняется. Сейчас очевидно, что тренд на всеобщую открытость — это было обманка. Потому что государство, имея некоторые национальные интересы, защищает свою территорию, независимость, культуру, традицию, семейные ценности. На днях Святейший Патриарх Кирилл выступил на Парламентских чтениях в рамках Международных образовательных чтений. Для меня самое главное в его речи был тезис, что семья является основой общества, что надо поменять семейное законодательство, где семья будет рассматриваться как единое целое. Ни отдельно папа, мама и дети, а семья как единое целое, как единый организм.
Семейный кодекс РФ, к сожалению, устроен по-другому. Он основан на правах отдельного индивида, а не семьи как целостности. Это чисто протестантский западный подход. Сейчас постепенно ценности сообществ, малых групп, коммунитарные ценности возвращаются в законодательство России, и это очень здорово.
По поводу СМИ хочу сказать следующее. Есть официальные СМИ, а есть так называемые СМИ, «жёлтая пресса». Очевидно, что «жёлтая пресса» всегда будет искать повод облить грязью любую достойную инициативу Церкви. Церковь воспринимается ими как институт, который содействует сохранению ценностей. Вот они и пытаются разрушить эти ценности. А разрушить из можно только одним способом — уничтожив ядро, коим является Церковь.
Государство не может само по себе сохранять эти ценности, тем более Конституция России запрещает идеологию. Государство может сохранять идеологическое ядро только посредством соработничества с такими важными и значимыми общественными институтами, как Церковь, семья, позитивно настроенные общественные активисты. Такие общественные организации содействуют спокойному совместному проживанию людей разных национальностей, разных интересов в рамках одной страны.
Революционеры начинали революции со средств массовой информации. Что призывал Ленин захватить в первую очередь? Почту, телефон, телеграф. Что сейчас нужно захватить? Интернет.
Действующего президента США Трампа на тот момент медийные корпорации просто уничтожали и блокировали через интернет. Если мы не хотим такой же участи себе, тогда нам нельзя СМИ пускать на самотек. Государства на то и государство, чтобы контролировать. Оно не обязано вмешиваться в общественную жизнь, но должно установить допустимые пределы деятельности, ясно указав, что делать разрешено, а что запрещено.
Большая проблема наших дней — фейки. Недавно телеканал «Санкт-Петербург» возглавил замечательный человек, Александр Малькевич, член Общественной палаты России. Он как раз занимается борьбой с фейковыми новостями. Это же страшная беда, когда распространяется заведомая ложь, которая несёт иногда очень тяжёлые репутационные потери, когда заведомо происходит клевета, уничтожающая человека. Словом или новостью человека можно уничтожить и убить. Фейком и клеветой можно испоганить любую хорошую идею.
Редакция «Русской народной линии» находится в Санкт-Петербурге и большая часть наших читателей также проживает в этом городе. О Вашей общественной деятельности давно известно. Но большинство читателей РНЛ, уверен, открыли Вас после того, как в январе 2015 года Вы были переведены в Санкт-Петербургскую епархию. Сейчас уже можно констатировать тот факт, что с Вашим приходом жизнь в епархии закипела, православно-патриотическое движение ожило.
В том же году Вы возглавили Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, создали Центр этнорелигиозных исследований. При Вашем непосредственном участии учреждается Совет православных общественных объединений Санкт-Петербурга. Могу вас заверить, что многие православные патриотические деятели нашего города неоднократно выражали удивление тому, сколь много проектов Вам удаётся осуществить.
Многие хотели бы разгадать секрет Вашей неутомимости. Что даёт Вам силы?
Наоборот, я считаю, что если в других регионах можно было бы рассчитывать на 80% успеха, то в Петербурге считается большим успехом, когда удалось реализовать 40 или 50% из того, что задумывалось.
Когда мне передали документы по Отделу взаимоотношений Церкви и общества, я никак не мог понять, почему в Петербурге не проводятся исследования религиозности жителей города. Никто не знал конфессионального состава населения города.
Те небольшие деньги, которые выделяются Отделу по взаимоотношению религиозных объединений при губернаторе, каждый год остаются нереализованными. Потому что выигрывает тендер непетербургская фирма, которая не знает, как провести исследование, так как деньги маленькие, а исследование большое и труд огромный.
Санкт-Петербург — третий город в Европе по численности после Москвы и Лондона. Это, можно сказать, целая страна, как Финляндия и ещё целый ряд стран. Поэтому здесь всего очень много. И чтобы хотя бы разобраться в религиозной ситуации, потребовалось наладить взаимодействие с научной общественностью. Ежегодно мы проводим по крайней мере 2 или 3 международной конференции, несколько круглых столов, которые призваны показать, как изменяется религиозная ситуация в городе, какие тенденции наблюдаются. Мы активно взаимодействуем с РГПУ им. Герцена, РАНХиГС, Санкт-Петербургским государственным университетом и другими ВУЗами города.
У нас дружеские отношения с муфтием Санкт-Петербурга Равилем Панчеевым, с руководителем петербургской буддийской общественности Будой Бадмаевым, с руководителем центральной синагоги Санкт-Петербурга Марком Давыдовичем Грубаргом. Когда мы встречаемся на межконфессиональных конференциях и обсуждаем темы, которые волнуют нас как представителей основных конфессия города, граждан страны, жителей города, членов семей, наших религиозных общин, мы находим общий язык и формулируем общие подходы. Мы говорим о своих позициях в тех или иных вопросах, свидетельствуем об этом миру, обществу.
Сейчас очень важно, чтобы самым активным образом шла подготовка к 800-летию святого благоверного Великого князя Александра Невского.
Мне представляется, что существует еще много возможностей улучшения взаимодействия. Хочется сделать так, чтобы муниципальные образования и религиозные общины активнее взаимодействовали, проводили совместные мероприятия. Одним словом, надо всё сделать для того, чтобы люди жили неразделённо. Потому что верующие люди одновременно ещё и жители города, жители конкретного места, конкретного муниципалитета. Соответственно они имеют равные права с «зелёными» и иными активистами, имеют право высказывать мнение об организации быта, жизни конкретного места и участвовать в благоустройстве.
Как это ни парадоксально, всё время приходится говорить о необходимости объединения, о необходимости единого позитивного взгляда, не разделяющего людей по политическим мотивам. Церковь не поддерживает какую-то одну политическую партию или платформу. Мы не можем выгнать человека из Церкви по политическим убеждениям. Ни в коем случае! Представители всех политических взглядов могут прийти в Церковь. С другой стороны, нельзя давать так называемой оппозиции узурпировать права на то, что только они знают истину, что только им ведомо, как правильно устроить жизнь города и наладить эффективное взаимодействие между людьми.
Уважаемый отец Александр, пользуясь случаем, от имени «Русской народной линии» поздравляю Вас с 30-летием священнического служения, благодарю за многолетнее плодотворное сотрудничество и желаю помощи Божией в Вашем многообразном служении. Думаю, читатели в заключение нашей беседы хотели бы услышать от Вас напутственное слово…
Мы все связаны друг с другом, на всех нас лежит взаимная ответственность за Россию, за то место, где мы пребываем. Мы должны посадить дерево, вырастить детей, передать им свои ценности, и только тогда мы можем быть спокойны за будущее нашей страны и нашего города.
Если же мы будем жить в своё удовольствие, руководствуясь только гедонистическими ценностями, «брать от жизни всё», то ничего хорошего из этого не выйдет.
Если мы обратим внимание, там, где есть приход, есть Церковь, всё благоустроено. Там цветут сады, разбиты красивые клумбы, есть места для прогулок. Там жизнь жительствует. Потому что там, где Церковь, — красота и вечность. Церковь призывает к объединению, к приведению хаоса к состоянию космоса.
Хаос — это разрушение, беда, грех. А космос — это Божественный порядок, Христос, Который действует в каждой нашей мысли, в каждом нашем слове, в каждом нашем поступке.
Поэтому я желаю всем быть с Богом, со Христом, и тогда Господь одарит нас, наших детей, наш мир Своей исцеляющей благодатью. Аминь!
1991 год