Закат Евровидения?

Песня Манижи «Russian Woman» – эрзац революционного интернационализма; сам же конкурс опрокидывает христианскую традицию

Ирина Николаева 
Секспросвет и пропаганда извращений 
0
17.05.2021 1175

Шоу-бизнес существует по неписанным законам и аксиомам, - это знают все, но далеко не все хотят идти по бесконечно растягивающемуся канату скандальных жанров, прямых обманов или крикливых спектаклей и шоу. Сквозным и ведущим его жанром стал prank – почти непереводимый английский термин, означающий неприличный или хулиганский и шуточный, или изматывающе злой розыгрыш, целью которого является превращение человека в жертву.

Однако, скандальный этот prank, устроенный по принципу «ловушки для Золушки», крайне настойчив и самоуверен: ни дать, ни взять Петрушка, переодетый в Золотого Петушка. То он голосит о сексуальных домогательствах, то кричит о своих спецправах на успех, то кривляется в постмодернистском экстазе перепевов и подражания. Всё же на всю эту демонстрацию «смешения культур и языков» можно было бы смело не обращать внимания, если бы не несколько весьма существенных «но».

Одно «но» связано с опытом национальной русской культуры и психологии, - шутов и юродивых на Руси не боялись, но понимали. Не осуждали, но прощали. Принимали их шутовство и юродство за смекалку перед Богом. Они становились частью народной смеховой культуры, но пародии на них не составлялись, их не было: какой-то внутренний барьер пересмешников в культуру не впускал.

Теперешние же prankers нашей эстрады, говоря по-русски, пустились во все тяжкие: их юродство волей-неволей сводится к грубости, грубость цепляется за право самовыражения, «самовыражение» нередко оборачивается пошлостью, пошлость прикрывается цинизмом – о, это скромное обаяние гламура! – а цинизм щедро оплачивается и выдается за новую русскую судьбу: скандалы множатся, а «Германа всё нет»!

Всё бы хорошо, но этот выхолощенный эстрадный драматизм претендует на большее. Замечают ли, что эта беспутная «игра и забава» буквально связана в клубок посторонних оценок и оглядок на русскую культуру и русский характер то из Европы, то со стороны Азии? Наверное, замечают и даже возражают, хотя порой возражают в той же скандальной манере и как будто без права на добротную благопристойность. В конечном итоге это провоцирует ситуацию, «кто кого перескандалит», а дело стоит, и эта гремучая смесь европоцентризма с евразийством, – глядишь! – претендует на новый вид «синергии». Русского в этом ничего нет, но в масс-медиа уверяют: «иного не дано», – и, поди, вырвись из этих цепких объятий!

Объятия и правда цепкие, поэтому ещё одно «но» связано с уже более чем откровенной мотивацией обесценить национальные образцы и «зажечь» протестные эмоции. Фактически – исказить не только опыт национальной истории, но и перестроить/переиграть смыслы национальной культуры.

Примеров много, но один из последних и вызвавших недоумение и отпор, – это почти ритуальные медиа-пляски вокруг песни «Russian Woman». Это отрепетированное шоу, предназначенное специально для Евровидения, а в России не получившее ни одобрения, ни признания, претендует на статус трэш-образа русской женской судьбы, – Вере Павловне из русского, отчаянно демократического романа «Что делать?» такое и не снилось!

Очевидно, что перспективы этого шоу, – в том числе и политические, – были просчитаны, как несомненно и то, что оно было тщательно подготовлено, продумано и отрепетировано. Вокруг него выстраивались дискуссии в блогах, высказывались мнения, вьюном вились интервью, множились разговоры о таджикских корнях Манижи, готовились атаки на «хейтеров» и подогревались обвинения высказывающих разумные доводы о безвкусной неадекватности происходящего в «зоологическом расизме», – всё на потребу и для разогрева успешных продаж этого медийного продукта.

Хотя нового в нем было мало: очень быстро стало очевидно, что медиа-шоу «Russian Woman» – это эрзац революционного интернационализма, щедро разукрашенного мультикультурными образцами, и так же быстро стало понятно, для чего оно было предложено Евровидению, которое с ног сбилось и спешит вручить Маниже премию за лучший текст песни. В России же распознать неуместность такой обертки для политики труда не составляет: совсем неслучайно, что после возмущений и критики сценарий шоу переигрывался.

Откуда такие тенденции? Случайны ли они? И для чего каждый участник этой шумихи настойчиво ассоциировал себя с «самовыражением» и «творчеством», но пользовался методами скандала, провокации, информационной «раскрутки» или маскарадных ассоциаций? Все это информационное «колесо сансары» прокручивает отношения и коммуникации, претендующие на жизненное откровение, но оборачивается оно со скрипом и искушениями «новой этики», порождает искривления в стиле боди-позитив, или, вдруг, на худой конец, позволяет себе подмену живого образа – лоскутным китчем. Все смыслы жизни и культуры переворачиваются, и телекоммуникационная стихия упорно приучает зрителя к скоростному потреблению «всякой всячины» и неудержимой смене впечатлений и эмоций.

Для постоянного и включенного в процесс зрителя это уже не ловушка, это – капкан. Капкан, которого он почти не замечает – внимание поглощено, ум влачится за навязанными образами, а его воображение лихорадит, как при малярии. И ведь действительно, если информация подается так, что деформирует наши знания о самих себе, то человек утрачивает свое призвание к свободе, его коридор возможностей сужается, он теряет из поля зрения самого себя. Эти эффекты снижают доступность культурного опыта, но их режиссура допускает его подмену любой пропагандой и рекламой, а табуированную тему выдаёт за её социально приемлемое обсуждение. Хороших песен мало, а рекламы и политики много, так складывается ситуация.

Евровидение эти эффекты поощряет: на конкурс неумолимо, словно по рассчитанным кругам ада, отбираются тексты песен, пафос которых или опрокидывает христианскую традицию европейского сообщества, или рекламирует шаблоны гламура и боди-позитива или манифестирует мультикультурализм. Против выступают не только в России. В этом году протесты против отбора таких песен на конкурс случились и на Кипре, где открыто опротестовали антихристианскую подоплеку песни «El Diablo». Но протесты не принимаются, песня включается в программу конкурса, ее патетика объявляется социально оправданной, а протестующим предлагают компромиссное участие в медийных дебатах об уравнении добра и зла: это и есть «новая этика», её этикет и ритуал.

Евровидение тем самым создает ситуацию поощрения песни, которая стремится вывернуть наизнанку христианскую религиозную традицию, и точно так же поощряет примитивную ритмику текста представленной в этом году от России песни «Russian Woman», совершенно не соответствующую ни русским поэтическим традициям, ни их музыкальному оформлению. Это еще один шаг к усилению скептического отношения к содержанию Евровидения, утрате им своего авторитета и ослаблению интереса публики к его проведению.

Закат Евровидения?

Ирина Александровна Николаева, публицист

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Вульгарная таджикская баба. Кокошник Маниже, как корове седло. Неприязнь к мигрантам усиливается.

Клавдия / 17.05.2021 21:17
Загрузка...
Ирина Николаева
Закат Евровидения?
Песня Манижи «Russian Woman» – эрзац революционного интернационализма; сам же конкурс опрокидывает христианскую традицию
17.05.2021
На перекрёстке цивилизаций
Святая София и её судьба
20.07.2020
«Вечерний Ургант»: технология провокации против разума и культуры
Судебное разбирательство могло бы расставить соответствующие акценты в возникшей ситуации «креатива» Урганта и Депардье
22.01.2020
Законотворчество и смена вех
О проекте ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации»
18.12.2019
Все статьи Ирина Николаева
Секспросвет и пропаганда извращений
Ныне мы пожинаем плоды безотцовщины
Опрос ВЦИОМ выявил раскол общества в отношении возможного признания Дня отца официальным праздником в России
18.06.2021
Роскомнадзор займётся легализацией порно?
В России предложили ужесточить доступ к порнографии в Сети путем разделения контента на два типа — «не запрещенную законом» и «незаконную»
17.06.2021
«Милохин формирует деструктивное антигосударственное мышление»
Фонд славянской письменности и культуры призвал прокуратуру проверить антиобщественную деятельность одиозного тиктокера
16.06.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от В.Р.
20.06.2021 11:00
Ныне мы пожинаем плоды безотцовщины
Новый комментарий от РомКа
20.06.2021 08:19
У рая нет дверей
Новый комментарий от Николай Чуев
20.06.2021 07:48
Нас от таких фильмов тошнит!
Новый комментарий от Георгий Н.
19.06.2021 18:11
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2021 17:26